logo search
Олигополия_теории

2.3. Модель дуополии Чемберлина

Модель дуополии Чемберлина предполагает, что дуополисты не столь наивны, как в модели Курно, что они способны сделать определенные выводы из собственного опыта. Они не будут, в частности, придерживаться предположения о за данности объемов выпуска друг друга, если видят, что выпуск соперника изменяется в ответ на их собственные решения. И в конце концов они поймут, что в интересах каждого из них действовать так, чтобы их совместная прибыль была бы максимальной. Таким образом, не вступая в сговор, они придут к желательности установления монопольной цены на свою (однородную) продукцию.

На рис. 11. 5, как и на рис. 11. 1, DD' ≈ линейная кривая спроса на продукцию дуополии. первым начинает производство дуопо-лист 1, его прибылемаксимизи-рующий выпуск также составит Oq1, что обеспечит ему максимум прибыли (поскольку и здесь MR1 = MC1 = 0). Второй дуополист, полагающий в соответствии с допущением Курно, что выпуск первого останется неизменным, воспринимает сегмент AD' как кривую остаточного спроса на свою продукцию. Он попытается максимизировать свою прибыль, покрывая половину остаточного спроса, т. е. q1q2 (поскольку при таком выпуске MR2 = МС2 = 0). В результате общий выпуск двух дуополистов составит Oq1, a рыночная цена снизится с Pm до Р.

Модель количественной дуополии, предложенная американским экономистом Э. Чемберлином, предусматривает ответную реакцию конкурента на действия соперника. Каждый производитель исходит из предположения о том, что после принятия им решения об объеме выпуска выпуск конкурента будет изменяться. В интересах каждого из конкурентов действовать так, чтобы их совместная прибыль стала максимальной, что возможно при установлении монопольной цены. Условно пошаговое (а фактически одновременное) принятие решений приводит к достижению наиболее выгодного результата для обоих соперников без вступления их в открытый сговор.

Предположим, что при выполнении условий, описанных в модели Курно, одна из фирм первой вступает на рынок. При отсутствии конкурента она назначает монопольный объем

выпуска

планируя, что при монопольной цене

она получит оптимальную прибыль

Графическая иллюстрация этого этапа представляет собой выбор точки А на прямой спроса DD′.

Конкурирующая фирма полагает, что выпуск первой фирмы не изменится и рассчитывает на остаточный спрос АD′. Геометрически это действие можно рассматривать как перенос системы координат со смещением начала координат в точку (qm:,0)

Уравнение остаточного спроса АD′ имеет вид: или

В пределах остаточного спроса вторая фирма ведет себя как монополист и назначает объем выпуска

равный половине монопольного выпуска первой фирмы. В результате суммарный отраслевой выпуск увеличится, а следовательно, снизится цена:

,

При этой сниженной цене первая фирма получит прибыль:

а вторая:

Получив прибыль меньше ожидаемой, первая фирма решит сократить выпуск на величину выпуска конкурента, т. е. вдвое, чтобы суммарный выпуск и, соответственно, цена, вернулись к монопольным.

Вторая фирма, понимая, что лучше продавать тот же объем по более высокой монопольной цене, согласится сохранить уровень выпуска неизменным.

Таким образом, дуополисты, не вступая в открытый сговор, разделили рынок поровну: равновесный выпуск равен:

и при монопольной цене прибыль конкурентов одинакова: