logo search
Особенности интеграционных процессов в мировой

8. Экономическая интеграция в Азии.

В Азии, особенно в тихоокеанском поясе, наблюдаются самые высокие в мире темпы экономического роста. Благодаря такому росту в большинстве стран региона повышается уровень экономического развития, растет уровень дохода на душу населения, снижается уровень нищеты и улучшаются многие другие социальные показатели. Вслед за Японией среднегодовые темпы экономического роста азиатских новых индустриальных стран (НИС) в период 1971-1990 годов составляли почти 9 процентов. Высокие темпы экономического роста в течение этих двух десятилетий наблюдались также в трех из четырех богатых ресурсами стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) . По сути, Таиланд и Малайзия, которые по очереди занимают верхнюю строчку в группе стран с наивысшими темпами экономического роста в мире, сегодня составят яют наряду с Индонезией второе поколение преуспевающих стран-экспортеров промышленных товаров. Эти страны делают ставку на расширение использования мирового рынка и приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) с сопутствующим ему расширением притока капитала, передачи технологии и торговли, и в некоторых случаях со значительной ролью государства в экономике, однако при наличии активного частного сектора.

Проведение политики, ориентированной на развитие внешних связей, волей-неволей ведет к усилению зависимости от мирового рынка. В течение последнего десятилетия товарный экспорт ежегодно возрастал на II процентов в Японии, 13-18 процентов в НИС, 6-15 процентов в странах АСЕАН и 15 процентов в Китае. Эти темпы роста неизменно опережали соответствующие темпы роста дохода, приводя тем самым к усилению открытости или интернационализации экономики этих стран.

Кроме того, кардинальные изменения произошли в структуре экспорта этих стран: Япония стала ведущим экспортером высокотехнологичесных промышленных товаров; НИС перешли от экспорта простых промышленных товаров к экспорту все более капиталоемкой продукции; страны АСЕАН перешли от экспорта преимушественно природных ресурсов к экспорту простых промышленных товаров. В целом, происходящие в азиатско-тихоокеанском регионе структурные изменения находят свое отражение в структуре его экспорта, который в общем плане напоминает журавлиный клин: впереди — Япония, за ней — НИС, страны АСЕАН и Китай.

По мере роста зависимости азиатско-тихоокеанской группы стран от внешнего мира они становятся менее защищенными от стихийного развития мировой экономики. Регион делает сегодня большую ставку на открытость мирового рынка, чем и объясняется гораздо большая активность азиатских стран в деле содействия процессу либерализации на нынешнем Уругвайском раунде многосторонних торговых переговоров по сравнению с другими раундами переговоров в рамках ГАТТ. Рост односторонности и протекционизма в развитых странах, особенно нетарифная защита основных отраслей промышленности, в которых регион имеет сравнительные преимущества, создает угрозу для мировых рынков, на которые полагаются сегодня азиатские страны.

Кроме того, тенденция к усилению регионализма в промышленно развитых странах, например, в Северной Америке и Европе, и связанное с этим переключение торговых и инвестиционных потоков, создают угрозу неучаствующнм в таких объединениях странам, например, странам Азии независимо от того, возводят ли они свои протекционистские барьеры. В ряде исследований, оценивающих последствия процесса экономической интеграции в развитых странах для азиатско-тихоокеанского региона, делается вывод о переключении торговых потоков в ряде исключительно важных отраслей экономики.* Вместе с тем предполагается, что мощные позитивные факторы роста, обусловленные эффективным сокращением расходов и другими динамическими факторами, окажут такое стимулирующее воздействие на импорт в интегрирующейся регион, что неблагоприятные последствия переключения торговых потоков будут полностью компенсированы. Следовательно, согласно общим оценкам, последствия для региона окажутся в конечном итоге ______________________________________________

 

См. например, Mordechai Е .Kreinin and Micliael G.Plumnier, "Effects of economic Integration in industrial countries on ASEAN and Asian NIE's, World Development, September 1992.”

 

незначчтельными и позитивными, однако отдельные ключевые отрасли промышленности испытают негативное воздействие.

Тем не менее практиччские выгоды экономической интеграции трудно измерить, и действие этих позитивных факторов роста может быть минимальным, если экономика развитых стран окажется такой же вялой, как и в начале 90-х годов. В любом случае серьезное беспокойство стран азиатско-тихооксанского региона вызывает возможное переключение торговых и инвестиционных потоков, присущее процессу региональной интеграции, и угроза распада мирового рынка на сферы экономического влияния, из которых страны этого региона исключены. Хотя успех Уругвайского раунда смягчил бы некоторые потенциально неблагоприятныы последствия этой тенденции, его исход под вопросом. Тем временем азиатско-тихоокеанский регион оценивает имеющиеся у него варианты.

В Азии пока не существует общерегионального соглашения о преференциальной торговле. Вместе с тем в тихоокеанском поясе быытрыми темпами идет процесс неформальной — т. е. движимой рыночными силами — регионализации в связи с принятием мер по открытию рынков, высокими темпами роста доходов и значительным притоком инвестиций из Японии (с середины по конец 80-х годов) и из НИС (в конце 80-х и начёте 90-х годов). К 1991 году объем внутриазиатской торговли в процентном отношении к общему объему экспорта достиг двух третей в Китае, более 50 процентов в странах АСЕАН и 40 с лишним процентов в НИС. Часто говорится о значительной доле рынка Соединенных Штатов в общем объеме экспорта Японии; однако в 1991 году экспорт Японии в страны АСЕАН и НИС фактически превысил ее экспорт в Соединенные Штаты. Тем не менее Соединенные Штаты остаются наиболее важным рынком сбыта экспортных товаров Восточной Азии, особенно промышленных товаров.

В условиях углубленияярегиональной экономической интеграции, движимой рыночными силами, заключение официального соглашения может показаться излишним, особенно в свете различий в уровне экономического развития, крайне разнообразных культурных, социальных и правовых традиций и наследия прежних конфликтов, которое может препятствовать появлению в этой группе явного лидера. Тем не менее к рассмотрению вопроса о региональной инициативе азиатские страны подталкивают два важных фактора; потенциальный изоляционизм и неотъемлемые преимущества экономической интеграции.

Во-первых, изоляционизм связан с возможностью создания торговыы "крепостей" в остальных регионах мира, в результате чего Азия может лишиться доступа на эти рыыки. При таком развитии событий азиатский торговый блок будет создан лишь в ответ на закрытие иностранных рынков. Предположительно это может быть результатом повышения внешних барьеров в рамках самого процесса интеграции (создание "крепости") или результатом одностороннего усиления протекционизма. Следовательно, хотя Соглашение о создании североамериканской зоны свободной торговли не предусматривает никакого единого внешнеторгового тарифа или единой торговой политики, резкое усиление протекционизма в Соединенных Штатах (скажем, в форме принятия более агрессивного "черного списка ультра-супер 301 ", в пользу которого высказываются некоторые политические деятели) может быть расценено как изо- ляционистская политика.

Во-вторых, экономическая интеграция в тихоокеанском поясе могла бы использоваться как инициатива в области торговой политики, которая дополняла бы собой политику многосторонней и односторонней либерализации. Соглашения о преференциальной торговле- по самой своей природе являются вторым наилучшим решением и, следовательно, уступают наилучшему решению — всеобщей свободной торговле; однако ввиду невозможности достичь наилучшего решения в настоящее время объектом сравнительного анализа должны быть статус-кво и преференциальные объединения. В этом смысле в случае, если, скажем, будет достигнута договоренность об образовании зоны свободной торговли в тихоокеанском поясе и предусмотрены механизмы для дальнейшей односторонней либерализации, объединение получит выгоды от статиччого формирования торговых потоков и динамических преимуществ региональной свободной торговли, а переключение внутренних торговых потоков будет полностью компенисироваться формированием внешних торговых потоков в результате либерализации внешних торговых барьеров.

Хотя в Азии не существует общерегионального соглашенияяо преференциальной торговле, на субрегиональном уровне предпринимается ряд инициатив. Хотя АСЕАН создавалась как зона преференциальной торговли на основе соглашений, закрепленных в Бангской декларации, принятой на встрече группы азиатских стран на уровне министров в 1967 году, первые конкретные программы в области преференциальной торговли и инвестирования были разработаны лишь на первых двух встречах глав государств на высшем уровне в середине 70-х годов. Однако, даже несмотря на разработку этих программ, размеры преференций удерживались на низком уровне, а предлагаемые списки преференциальных товаров обычно не имели практического применения. Промышленные программы не имели достаточной ориентации на частный сектор, чтобы достичь провозглашенных основателями целей объединения ресурсов и раздела рынка.

Хотя на третьей встрече на высшем уровне в декабре 1987 года торговые и инвестиционные программы были в значительной степени усовершенствованы, надежды на расширение торговли и инвестирования не оправдались в полной мере. Так, доля внутрирегионального торгового оборота в общем объеме торговли стран АСЕАН по-прежнему составляет менее 5 процентов *.

Признавая необходимость дальнейшего продвижения по пути экономической интеграции, руководители стран АСЕАН начали в декабре 1990 года обсуждать смелые новаторские подходы к вопросам внутрирегионального экономического сотрудничества. Впервые момент представлся подходящим: все страны АСЕАН проводили аналогичные стратегии развития, ориентированные на расширение внешних связей, благодаря которым противодействие либерализации становилось менее существенным препятствием на пути интеграции. Кроме того, события на международном (например, регионализм и ощутимое усиление протекционизма) и региональном уровне (например, образование Организации азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) как конкурирующей организации, способной растворить АСЕАН) показали, что АСЕАН находится на переломном этапе своего развития.

Результатом стало принятие на четвертой встрече на высшем уровне в январе 1992 года декларации о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) промышленныыи товарами и будет способствовать также либерализации нетарифныы барьеров на пути торговли. Это соглашение имело историческое значение, поскольку в нем впервые получила отражение твердая воляяруководителей стран А.СЕАН к углублению реальной всеобъемлющей экономической интеграции в рамках АСЕАН. В январе 1993 года состоялся обмен товарными перечнями, однако, по мнению многих наблюдателей, медленный процесс либерализации и определение менее широкого круга товарных позиций, чем первоначально ожидалось, вызвали разочарование. Впрочем, это только начало, процесс еще должен набрать обороты. Помимо ЗСТ ряд стран АСЕАН рассматривал в последние годы идею заключечения соглашений о многостороннем сотрудничестве, известных под названием "треугольников" экономического роста. Единственный существующий "треугольник" экономического роста, образованный на основе соглашения, составляют южный штат Малайзии Джохор, Сингапур и принадлежащий Индонезии архипелаг Риау. Это соглашение призвано содействовать торговле и инвестированию за счет использования экономической взаимодополняемости между Сингапуром и двумя другими провинциями, в частности, посредством торгового сотрудничества и развития инфраструктуры (например, промышленных зон Батам и Бинтан

____________________________________________

*ООН, ЭКОСОС. Обзор мирового экономического положения, 1993.

 

архипелага Риау). Подобное соглашение, представляющее собой опирающуюся на частный сектор форму экономического сотрудничества, которая работает снизу вверх, получило высокую оценку. Участники четвертой встречи стран АСЕАН на высшем уровне одобрили такого рода соглашение, и в настоящее время обсуждается возможность создания еще ряда "треугольников". В декабре 1990 года премьер-министр Малайзии Махатхир выступил с призывом о создании Восточноазиатской экономической группы (ВАЭГ), в которую вошли бы все страны Восточной и Юго-Восточной Азии. ВАЭГ в том виде, в каком она была представлена, по-видимому, мыслилась как официальная зона преференциальной торговли в ответ на изоляционизм Запада. Концепция получила дальнейшее развитие, и предлагаемое объединение в настоящее время пользуется общей, хотя и неоднозначной поддержкой среди его потенциальных членов как группа, которая будет соответствовать принципам ГАТТ и существовать параллельно с Организацией азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Последняя является официальным консультативным форумом, созданным в 1989 году, чеченами которого, помимо восточноазиатских стран, являются Австралия и Новая Зеландия, Канада и Соединенные Штаты. Хотя на четвертой встрече стран АСЕАН на высшем уровне главы государств АСЕАН постановили преобразовать ВАЭГ в более умеренный восточноазиатский экономический совет (ВАЭС), сама идея создания такого регионального объединения остается предметом обсуждений.

Поскольку перспективы движения Азии в направлении крайнего изоляционизма весьма маловероятны, объектом изучения яяляются экономические преимущества создания регионального блока. Такое объединение может вести к повышению региональной и глобальной эффективности благодаря формированию торговых потоков и позитивным динамическим эффектам.

Однако возможно также, что такое объединение может выйти за рамки Восточной Азии. Северная Америка как-никак остается основным рынком для всех стран тихоокеанского пояса, и Австралия, и Новая Зеландия в настоящее время ориентируют свои международные инициативы на Азию. АТЭС создана как общерегиональная организация, которая может превратиться в гораздо более широкое объединение. Хотя будущие направления развития АТЭС пока еще четко не сформулированы, некоторые аналитики указывают, что она могла бы выполнять функции азиатской ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития). Кроме того, если не в политических, то в научных и деловых кругах региона открыто обсуждаются возможности участия АТЭС в разработке (необязательных) единых инвестиционных кодексов, определенных формах согласования микроэкономической политики и макроэкономической координации и даже выполнения ею функций усиленного ГАТТ, в рамках которого ускорялась бы реализация соглашений по линии ГАТТ. Такого рода реформа не носила бы дискриминационного характера и служила бы укреплению системы многосторонней торговли. Следовательно, будущее направление развития АТЭС можно назвать открытым регионализмом. Возможность объединения стран в рамках всего азиатско-тихоокеанского региона на основе концепции открытого регионализма, по-видимому, увеличивается. Хотя основное внимание большинство азиатских стран уделяет в настоящее время укреплению многосторонности на основе успешного завершения Уругвайского раунда, создание блока может стать реальностью как второе наилучшее решение. И поскольку большинство стран азиатско-тихоокеанского региона в рамках своих стратегий экономического развития с большим успехом проводит в жизнь политику, ориентированную на развитие внешних, а не внутренних связей, перспективы образования "азиатской крепости" представляются крайне маловероятными.