logo search
главы все вместе!!!

2.2 Американо-китайские отношения

Отношения с США можно, без преувеличения, назвать важнейшими для Китая, как, впрочем, и для Соединенных Штатов. Связано это с местом и положением, которое занимают Соединенные Штаты на международной арене, а также с темпами экономического и политического развития, демонстрируемыми Китаем.

Страны различаются по многим параметрам: социальным системам, уровню развития производства, ценностным ориентирам и т.д., поэтому очень много принципиальных противоречий и трений. Самый яркий пример - тайваньский вопрос. Фактор Тайваня – постоянный раздражитель в двусторонних отношениях, хотя степень этого раздражения подвержена колебаниям и в последние несколько лет в значительной степени сошла на нет, хотя какой-то потенциал к временному возврату напряженности, вероятно, не исчез.

Но с другой стороны можно обнаружить огромное количество общих интересов, которые чем дальше, тем больше проявляются. Например, в 1970-х годах прошлого столетия основной сферой взаимодействия была безопасность. А сейчас общие интересы распространились на многие другие области: торгово-экономическую, социальную и т.д. Китай и США являются крупнейшими внешнеторговыми партнерами.

В настоящее время Китай активно интегрируется в мировую экономику, реформирует свою систему в соответствии с ее стандартами, поэтому Пекин крайне заинтересован в сохранении глобальной стабильности, как и США. В таких условиях обе стороны видят необходимость в поддержании открытой, свободной международной торгово-экономической архитектуры. Сегодня КНР уже не революционна, не такая, какой была в 1970-х, в настоящий момент она видит себя частью глобального сообщества, рассчитывая получать от этого соответствующие преимущества и блага, а подобный вариант возможен лишь в мирных условиях.

Диалог между Пекином и Вашингтоном ведется и по другим глобальным вопросам повестки дня: борьба с терроризмом, нераспространение ОМУ, противодействие нелегальной иммиграции и изменению климата. Вместе с тем разногласий и противоречий все еще очень много13.

Характер и содержание двусторонних отношений в наступившем столетии заметно изменились. В Китае в последние два года все чаще говорят, что его нынешний потенциал и положение в мире дают возможность, не обращая особого внимания на критику и недовольство со стороны некоторых развитых стран Запада, твердо держаться определяемого китайской компартией курса14.

В данном отношении весьма показателен обновленный подход китайского руководства к отношениям с Соединенными Штатами, который был четко сформулирован Ху Цзиньтао в ходе государственного визита в США. Во-первых, китайская сторона объявила о своем твердом намерении продолжать выстраивать политические отношения с Вашингтоном на условиях равенства и взаимного доверия, стремясь к единству и сохраняя различия. Во-вторых, экономические отношения между сторонами должны носить комплексный, всесторонний характер и быть взаимовыгодными. В-третьих, предлагается начать глобальное партнерское сотрудничество в интересах совместного противодействия возникающим вызовам. Кроме этого, Китай предлагает американцам всячески способствовать дальнейшей диверсификации каналов общения и честного диалога на высоком уровне, а также расширению контактов между гражданами обеих стран, особенно молодежных. В обозримом будущем эти пункты, как полагают в Пекине, должны помочь в поиске компромиссов по таким проблемам, как безопасность, обменный курс китайского юаня, доступ на рынки, защита интеллектуальной собственности, продажа американского оружия Тайваню, снятие ограничений на экспорт высокотехнологичной продукции в КНР и др.15

Значение визита состоит в том, что он стал историческим. Еще накануне З.Бжезинский назвал его самым важным визитом на высшем уровне после исторического визита Дэн Сяопина в США в январе-феврале 1979 г., т.е. сразу после установления дипломатических отношений. Нынешний визит совпал с выходом КНР на второе место в мире по объему ВВП, опередив Японию. Это не просто статистическая констатация - Япония не была постоянным членом СБ ООН, она не является ядерной державой, ее внешне политическая субъектность после второй мировой войны всегда была весьма ограниченной. Сегодняшний Китай - другое дело, он превратился в одного из важнейших субъектов мировой политики и уже поэтому имеет основания претендовать на особое место и в мире, и в отношениях с США, и в регионе. Не сразу и не просто, но США будут вынуждены признать это место.

Эксперты отмечают, что Китай уже вступил в новую стадию политической активности на международной арене, меняется тональность, психологический фон переговорного процесса. Это подтвердил и председатель КНР, заявив, что на нынешнем этапе китайско-американские отношения требуют нового мышления, новых действия и нового настроя. Но их фундаментом по-прежнему должно быть уважение политической системы, суверенитета и территориальной целостности, а также интересов развития Китая. Именно на такой основе Пекин согласен строить с Вашингтоном новое партнерское сотрудничество, укреплять стратегическое взаимное доверие, совместно решать проблемы и продвигать общие интересы в ХХI веке.16

В течение последних лет значительно повысился уровень взаимодействия США и КНР в военной сфере: регулярными стали взаимные визиты представителей военного командования двух стран, достигнута договоренность о создании совместной группы, которая рассмотрит планы развития вооруженных сил США и Китая, обозначено стремление к усилению взаимодействия между армиями обоих государств.

Таким образом, факторов, которые будут влиять на китайскую политику Соединенных Штатов, набирается достаточно много. Вопрос в определении наиболее важных из них и стабильных, долгосрочных по характеру действия.

Отсутствие адекватного по силе военно-политического соперника у США не означает, однако, отрицания возможности усиления соперничества в сфере экономики и за политическое влияние. И таким наиболее вероятным соперником для Соединенных Штатов в регионе является, безусловно, Китай. А наиболее вероятные перспективы развития американо-китайских отношений находятся на пути подвижного сочетания конкуренции и сотрудничества.

Внешнеполитическая активизация Китая на основе быстрого экономического роста, потребность обеспечить поддержание этого роста доступом к внешним ресурсам и стабильным внешним окружением заметно расширила сферу взаимодействия с США в экономической, политической и военно-политической областях – как с точки зрения возможностей для сотрудничества, так и столкновений (политических) различной степени остроты.