Заключение
В реферате были исследованы понятия «внешнеполитическое прогнозирование» и «внешнеполитическое планирование», а также основные принципы, методы и этапы составления прогноза, также проанализирована проблема его точности.
Согласно цели и задачам реферата, изложенным во введении можно сделать следующие выводы.
Прогнозирование являет очень важным аспектом процесса принятия государственных решений, так как его результаты влияют на планирование и проведение в жизнь политики государства, а также предсказывают реакцию мирового сообщества на действия страны.
Политическое прогнозирование базируется на следующих принципах: альтернативность, системность, непрерывность, верификация (проверяемость).
Принципы прогнозирования реализуются через конкретные методы, которые подразделяют на две основные группы.
Объективные методы основываются на существующих, установленных опытом тенденциях.
Спекулятивные методы основываются на интуитивных рассуждениях, на осмыслении оснований науки и культуры.
Процесс разработки внешнеполитического прогноза делится несколько этапов, каждый из которых базируется на принципах прогнозирования. После окончания разработки прогноза снова наступает первый этап предпрогнозной ориентации, так как необходимо учитывать постоянно меняющиеся внешнеполитические реалии.
Планирование базируется на результатах прогнозирования, но понятия «прогнозирование» и «планирование» существенно отличаются. План носит директивный характер, разрабатывается детально и на строго ограниченный срок.
Существует проблема точности прогноза, так как никто не может сказать со 100% вероятностью, что произойдет в будущем. Поэтому высказывается очень много, часто абсолютно противоположных, версий развития событий, и неизвестно, какая версия правильна.
В этой связи могут быть разработаны следующие рекомендации:
повышать точность прогнозирования;
четко разграничивать прогнозы, высказываемые экспертами и журналистами;
создавать органы, занимающиеся внешнеполитическим прогнозированием на постоянной основе.