logo search
главы все вместе!!!

3.2 Основные противоречия в треугольнике

После распада СССР отношения между Китаем и СССР трансформировались в китайско-российские отношения. С 1994 года, по мере углубления российско-американских противоречий и утверждения между Китаем и Россией отношений стратегического партнерства и взаимодействия, стратегические отношения в треугольнике начали выходить на поверхность.

В глобально-геополитической сфере между Россией и США существуют некоторые глубокие противоречия, которые в короткие сроки, по-видимому, вряд ли можно преодолеть. Во-первых, Россия исходит из многополярности мира, тогда как США стремятся создать под своим главенством "однополярный мир"; во-вторых, в вопросе о европейской безопасности Россия предлагает создать общеевропейскую систему безопасности при совместном участии в ней европейских государств, а США выступают за то, чтобы европейская безопасность находилась в руках возглавляемой ими НАТО; в-третьих, в вопросе о стратегических ядерных силах Россия добивается сохранения сложившегося паритета, американцы же стремятся сломать его и получить одностороннее превосходство. В-четвертых, на пространстве бывшего СССР Россия стремится к реинтеграции с другими странами СНГ, а Соединенные Штаты, пытаясь предотвратить возрождение советско-российской империи, всемерно препятствуют и разрушают этот процесс.

После окончания "холодной войны" китайско-американские отношения постоянно улучшались и в 1997 году стороны объявили даже, что они будут прилагать усилия для установления конструктивных отношений стратегического партнерства. Однако основные противоречия двух стран пустили глубокие корни и их вряд ли можно быстро преодолеть.

Прежде всего, это противоречия, касающиеся идеологии и общественного строя. Китай идет по социалистическому пути с китайской спецификой и отстаивает руководство компартией, а для США это неприемлемо.

Во-вторых, тайваньский вопрос затрагивает суверенитет и территориальную целостность Китая.

В-третьих, в вопросе о безопасности в АТР Китай предлагает утвердить новое понятие безопасности и путем консультаций, диалога и сотрудничества стран АТР решать разногласия, избегать конфликтов и выступать против мышления времен "холодной войны". Между тем Соединенные Штаты укрепляют американо-японский союз, вместе с Японией внедряют и размещают системы противоракетной обороны театра военных действий, заявляя, будто это предпринимается для противостояния Северной Корее. Однако с китайской точки зрения, все шито белыми нитками, и острие этих действий США направлено против Китая. Разумеется, существуют противоречия между КНР и США и в вопросе о "многополярности" и "монополярности".

Следует отметить, что отношения в треугольнике Китай - Россия - США в новом периоде отличаются от конфигурации периода 70-х годов. Тогда они были довольно простыми. Теперешние же отношения в треугольнике весьма сложны и переплетены.

Если взять политические проблемы и проблему безопасности, то КНР и Россия имеют здесь общие интересы и занимают аналогичные или сходные позиции в отношении борьбы против американского гегемонизма. Однако, если рассматривать экономические, научно-технические и культурные отношения, то степень интенсивности китайско-американских связей значительно превосходит китайско-российские отношения в этой области. Российско-американские контакты во многих областях также превосходят китайско-российские. Поэтому российско-китайские отношения стратегического партнерства и взаимодействия отличаются и от китайско-советского союза 50-х годов, нацеленного против США, и от китайско-американского стратегического сотрудничества 70-х годов, нацеленного против СССР. Прежнее объединение США и КНР против Советского Союза, отношения Китая и США с СССР носили антагонистический характер. Теперь же китайско-американские и российско-американские отношения, хотя и содержат в себе серьезные противоречия, однако не являются антагонистическими и представляют собой отношения, где есть и борьба, и сотрудничество18.    Могут ли отношения стратегического партнерства и взаимодействия между КНР и Россией вылиться в своем развитии в союз, нацеленный против США и других государств? Первостепенными задачами, стоящими перед Китаем и Россией, являются внутренние реформы и развитие. Для их выполнения необходима благоприятная международная среда и в особенности утверждение отношений мира и сотрудничества с развитыми мировыми державами, включая США. Для Китая и России очевидно, что хотя обе страны располагают в сфере торгово-экономического сотрудничества гигантским потенциалом, однако в заимствовании капиталов и технологий и в осуществлении модернизации обе страны не могут стать друг для друга идеальными партнерами. Поэтому Китай и Россия, выступая против американского гегемонизма, вместе с тем прилагают усилия для улучшения отношений с США. Москва стремится установить "равноправные партнерские отношения", а Китай - "отношения стабильного сотрудничества".

Таким образом, Вашингтон проводит в отношении КНР и России двойственную политику. С одной стороны, путем "контактов" и поддержки он подталкивает развитие Китая и России в желательном для США направлении, а с другой стороны, готовится встретить угрозу, которую через 15-20 лет могут представлять для США Китай и Россия. Иными словами, Соединенные Штаты в настоящее время не считают своими врагами Китай и Россию, и поэтому объективно этим странам нет необходимости создавать антиамериканский союз, тем более, что развитие китайско-российских отношений сопряжено с давлением множества других факторов.