logo search
выставки и ярмарки

2. 1 Международный рынок выставочно-ярмарочных услуг и выставочно-ярморочная деятельность России

Международный рынок выставочно-ярмарочных услуг

Во всем мире вопросам выставочно-ярмарочного бизнеса уделяется немало внимания, прежде всего потому, что он является огромной экономической силой, привносящей в национальные экономики миллиарды долларов. Ежегодно в мире проводится приблизительно 11 тыс. выставочных мероприятий, около половины из них имеют статус международных [10, c. 4].

Лидер по количеству проводимых выставочно-ярмарочных мероприятий – Европа. Годовая прибыль выставочной отрасли составляет примерно 19 млрд. евро. В этой отрасли в Европе занято 352 тыс. человек [10, c. 5]. Европа – обладательница самых больших в мире комплексов, самых известных мероприятий, самой насыщенной истории организации выставочно-ярмарочных мероприятий. Во главе с Германией, Францией, Великобританией Европа удерживает позиции лидера в выставочном мире. В общей сложности экспоненты и посетители только немецких выставок ежегодно тратят почти 10 млрд. евро на выставочно-ярмарочную деятельность [11, c. 83]. Около 250 тыс. рабочих мест обеспечиваются этой отраслью [11, c. 83]. Немецкие фирмы – организаторы выставок ежегодно производят оборот в 2,5 млрд. евро [11, c. 84]. Пять из десяти крупнейших выставочных компаний с наивысшим оборотом находятся в Германии. Ежегодно в ней проходят 140 международных и национальных выставок и ярмарок с участием примерно 170 тыс. экспонентов и 10 млн. посетителей [11, с. 84].

Основным преимуществом немецких выставок является их интернациональность. Около половины экспонентов приезжают на немецкие выставки из-за рубежа, треть из них приезжают из неевропейских стран. Более того, в Германии действует плотная сеть региональных торговых и потребительских выставок, которые представляют собой важное дополнение к международным выставкам/ярмаркам. На эти мероприятия ежегодно съезжаются около 60 тыс. экспонентов и 9 млн. посетителей. Немецкий производственный сектор также широко пользуется заграничными выставками для поддержки экспортного маркетинга. Около 5 тыс. компаний задействовано ежегодно в различных мероприятиях с немецким участием за рубежом [1, с. 72].

В Германии для проведения международных и национальных мероприятий имеется около 2,5 млн. кв. м выставочных площадей, рассредоточенных по 23 выставочным центрам [5, с. 53]. В Германии также действует модель организации выставочного дела «1 город – 1 выставочный комплекс». Например, одним из таких крупнейших выставочных городов мира является Ганновер – обладатель самого большого выставочного комплекса, который в 2000 году принимал у себя Всемирную выставку [37].

В США выставочно-ярмарочный бизнес имеет свои особенности. В этой стране выставочная отрасль занимает 22 место в списке отраслей, формирующих ВВП [30]. В США функционирует модель организации базы площадей под выставки/ярмарки «много небольших городов – очень много небольших выставочных комплексов». В ней работают примерно 1,6 млн. американцев [35]. По результатам исследования, проведенного Центром исследований в выставочной отрасли, осенью 2001 г., после трагических событий в Нью-Йорке, резко упала посещаемость выставок/ярмарок. В качестве базы для исследования были взяты мероприятия, прошедшие осенью в восьми крупнейших выставочных городах Америки (Атланте, Бостоне, Чикаго, Канзас-Сити, Лас-Вегасе, Новом Орлеане и Филадельфии) [14, с. 19]. Результаты показали, что посещаемость около трети мероприятий, а именно 36 %, совпала с запланированной или превысила ее. Посещаемость же остальных 64 % выставок не достигла запланированной величины в основном на 8-15 % [14, c.20]. Наибольший разрыв планового и фактического показателей (на 30 %) был зафиксирован на выставке, прошедшей всего неделю спустя после трагедии в Нью-Йорке [14, с.20]. Однако на сегодняшний момент отрасль восстановилась и опять идет вверх.

Наибольшее количество мероприятий проходит в области производства, розничной торговли и потребительских товаров. Интересно отметить, что такие достаточно редкие для России тематики выставок, как образование и здравоохранение, занимают на американском рынке значительную долю.

В азиатских странах выставочная индустрия приносит несколько меньше вклада в экономику стран, но так как она интенсивно развивается, ее роль становится все весомее. В Китае, например, за последние 10 лет около 4 млрд. долларов экспорта и значительная часть внутренней торговли прошли посредством выставочной индустрии, недаром ее называют «отрасль утреннего солнца» [27]. Хорошим примером может служить Китайская ярмарка экспортных товаров (Кантонская ярмарка) – «барометр китайской внешней торговли» – привнесшая в 2001 году 15,8 млрд. долларов в бюджет страны [27].

Выставочная индустрия Сингапура также переживает период роста. В 1996 году Сингапур был признан Союзом международных ассоциаций главным выставочным городом в Азии [4, c. 198]. Многолетняя история успешного проведения выставок, продвинутая телекоммуникационная сеть, широкий выбор выставочных комплексов и активная поддержка госсектора делает Сингапур важнейшим международным выставочным городом. Основные выставочные площадки Сингапура – Всемирный торговый центр (WTC), Сингапурский Международный выставочный центр (SICEC) и «Сингапур Экспо».

Важность выставочно-ярмарочной индустрии для экономики любой страны усиливается ее взаимосвязью с другими отраслями, такими как гостиничный бизнес, индустрия развлечений, розничная торговля, транспорт и пр.

Таким образом, выставочная отрасль в мире занимает очень прочные позиции. Она привносит огромный и социальный вклад в экономики стран, где рынок выставочно-ярмарочных услуг хорошо развит. Там, где выставочный рынок еще растет и развивается, его значение также велико, если не с точки зрения экономических оборотов, то с точки зрения содействия развитию других отраслей.

Выставочно-ярмарочная деятельность России

Формирование выставочной сферы как самостоятельной отрасли в России произошло только в середине 90 гг. ХХ в. О выделении выставочной сферы в самостоятельную отрасль свидетельствуют данные об оборотах. По оценке Е. А. Демченко, они составляют в России 250-300 млн. долл. Выставочная деятельность занимает заметное место в доходах бюджетов городов [6, с. 19].

Число субъектов хозяйственной деятельности, работающих в отрасли выставочно-ярмарочной деятельности, в России предположительно достигает 1 тыс. [17, с.44]. Сюда входят не только непосредственно выставочные операторы и все организации, занятые предоставлением всевозможного рода прямых выставочных услуг (строительство стендов, проектирование и дизайн, производство оборудование и материалов), но и структуры из смежных отраслей, таких как транспорт, торговля, общественное питание, гостиничный сервис, полиграфия, реклама и т. д. Эти взаимосвязи свидетельствуют о глубоком переплетении выставочной деятельности с другими отраслями экономики.

Здесь уместно упомянуть о социальном эффекте выставочно-ярмарочной деятельности, который выражается, в первую очередь, в создании рабочих мест. «В России количество занятых непосредственно в выставочных организациях, – пишет В. М. Шупыро, – составляет приблизительно 20 тыс. человек, а с учетом вторичной занятости (в инфраструктуре выставок на срок их проведения) достигает 150 тыс. человек» [26, с. 88].

В связи с отсутствием какого-либо регулирования и относительной молодостью выставочной сферы в России (в ее рыночном варианте) она отличается хаотичностью, дублированием тем, пересечением по срокам смотров с аналогичной тематикой, большим количеством мелких мероприятий. С одной стороны, это создает видимость активности выставочно-ярмарочной деятельности, но с другой – снижает эффективность и качество выставок, дезориентирует участников, подрывает позиции уже сформировавшихся крупных экспозиций, препятствует созданию единой, целостной выставочной системы в стране.

Москва и Санкт-Петербург в ходе децентрализации выставочно-ярмарочной деятельности утратили монополию на международную выставочную деятельность, но продолжают оставаться крупнейшими международными выставочными центрами. В столице проводится четверть выставочных мероприятий страны. На втором и третьем месте по числу проводимых выставочных мероприятий, по данным С. Игнащенко, следуют Санкт-Петербург (172) и Ростов-на-Дону (93) [12, с.31]. За ними по количеству мероприятий следуют: Уфа, Екатеринбург, Новосибирск. Именно выставочные мероприятия и города их проведения становятся эпицентрами деловой активности, формирования рынков, налаживания межрегиональных и международных деловых связей.

С. А. Игнащенко отмечает некоторые тенденции и закономерности функционирования выставочно-ярмарочной деятельности на современном этапе:

1) выставки/ярмарки становятся все более специализированными, уменьшается доля многоотраслевых универсальных выставочных мероприятий;

2) Москва остается международным выставочным центром большинства отраслей. Вместе с тем, развивается тенденция проведения выставок, в том числе международных, в регионах размещения основных потребителей представленной на выставках/ярмарках продукции;

3) выставочно-ярмарочные мероприятия все больше приобретают характер выставок производителей;

4) в структуре участников выставок/ярмарок снижается доля посреднических компаний, представляющих как зарубежных, так и отечественных производителей, а также оптовых и розничных торговых организаций. «Суммарно эти категории составляют от 50 % до 20 % всех экспонентов», – утверждает С. Игнащенко [13, с. 26].

5) увеличение среди экспонентов компаний, оказывающих консалтинговые и сервисные услуги, доля которых составляет в среднем около 10 % [13, c. 26];

6) различный уровень выставочно-ярмарочной активности характерен для предприятий различных отраслей, наибольшую активность из которых проявляют фирмы, работающие в сфере туризма и отдыха, сантехники и отопления, медицины, фармакологии и инструментов;

7) основными источниками информации о выставках/ярмарках для экспонентов на сегодняшний день в России выступают: участие в прошлой выставке (52 %), приглашение организатора (33 %), устная информация (10 %), специализированные издания (8 %), Интернет (6 %);

8) повышение профессионального статуса посетителей: уменьшается доля частных посетителей и увеличивается количество представителей предприятий.

При всех положительных моментах развития выставочно-ярмарочной деятельности в России, имеется ряд нерешенных проблем, отмеченных в Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности Российской Федерации в протоколе № 12 от 29 марта 2001 г.:

Но в ближайшие годы планируется расширение выставочно-ярмарочных площадей [2, с. 64].

Если сравнивать размеры и качество российских выставок/ярмарок с зарубежными, нельзя не принимать во внимание, что эти показатели в определенной степени связаны с масштабами нашего рынка. Именно по этому они не могут быть сопоставимы с экспозициями Европы или США.

В России самая крупная выставка в области информационных технологий и компьютерной техники, например, в лучшие годы едва превышала 20 тыс. кв.м. [19, с. 221].

Таким образом, на современном этапе экономических преобразований в РФ выставочно-ярмарочная деятельность превратилась в заметный сегмент рынка. В стране создана выставочная индустрия, тесно связанная с рядом отраслей промышленности, имеющая собственную инфраструктуру, материально-техническую базу, специализированные кадры. Сегодня выставки и ярмарки обеспечивают мобильность рынка, создают необходимое информационное поле, формируют значительные финансовые потоки, а также приносят дополнительный доход в бюджеты всех уровней.