logo search
Metod_ukazania

2.4.4 Индексный метод

Мощным орудием сравнительного анализа экономики являются индексы. Индекс - это статистический показатель, представляющий собой отношение двух состояний какого-либо признака. С помощью индексов проводятся сравнения с планом, в динамике, в пространстве. Индекс называется простым (синонимы: частный, индивидуальный), если исследуемый признак берется без учета связи его с другими признаками изучаемых явлений. Простой индекс имеет вид:

(60)

где p1 и p0 - сравниваемые состояния признака.

Индекс называется аналитическим (синонимы: общий, агрегатный), если исследуемый признак берется не изолированно, а в связи с другими признаками. Аналитический индекс всегда состоит из двух компонент: индексируемый признак р (тот, динамика которого исследуется) и весовой признак q. С помощью признаков-весов измеряется динамика сложного экономического явления, отдельные элементы которого несоизмеримы. Простые и аналитические индексы дополняют друг друга.

(61)

где q0 или q1 - весовой признак.

С помощью индексов в анализе финансово-хозяйственной деятельности решаются следующие основные задачи:

Пример. Выручка, полученная организацией от производства и реализации продукции, может рассчитываться как

где VВП - физический объем продукции, ед.

Ц - цена единицы продукции, руб.

В первом квартале реализовано 12 тыс. единиц продукции при средней цене 2400 руб. Показатели второго квартала - 11 тыс. единиц при цене 2500 руб.

Вывод: вследствие сокращения физического объёма производства и реализации на 8,3% и увеличения цены на 4,1% выручка сократилась на 4,5%.

Пример. Предприятие выпускает два вида продукции - “А” и “Б”, имеющие разные цены. Индекс выручки в этом случае будет иметь вид:

Такой индекс нельзя представить в виде произведения субиндексов (индексов факторов), как это было сделано ранее. В этом случае поступают иным образом:

Субиндекс характеризует влияние фактора а

Субиндекс характеризует влияние фактора х

Индекс может быть представлен в несколько ином виде:

Возникает вопрос: какой из вариантов правильно отражает влияние факторов?

Объективного ответа на этот вопрос нет. Применяется следующий подход. Если экономический показатель является произведением качественного и количественного факторов, то

а) при определении влияния количественного фактора качественный фактор фиксируется на базисном уровне;

б) при определении влияния качественного фактора количественный фактор фиксируется на новом уровне.

Если показатель является функцией двух факторов, то качественным считается тот, который является характеристикой единицы совокупности, а количественным тот, который является характеристикой всей совокупности.

Пример. Цена - характеристика единицы продукции, следовательно это качественный показатель. Объем продукции - характеристика всей совокупности. Следовательно это количественный показатель.

Тогда правильной будет следующая подстановка:

Вид продукции

1 квартал

2 квартал

Ц

VРП

Ц

VРП

А

1800

10

2000

8

Б

2800

2

3000

3

Список использованных источников и литературы

  1. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М., издательство "Дело и сервис", 2001.

  2. Быкадов В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия: практическое пособие - М., издательства "ПРИОР", 1999.

  3. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: учебник/ Л.В.Донцова, Н.А.Никифорова.-4 –е изд., перераб. и доп. –М.:Издательство «Дело и Сервис»,2006

  4. Камышанов П.И. Бухгалтерский финансовый учет: учеб. Пособие для студентов/ П.И.Камышанов, А.П.Камышанов.-3-е изд., перераб.и доп.-М.:Омега –Л, 2005

  5. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.- М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М.,2000

  6. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: ЮНИТИ, 1999 г

  7. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. Финансовый анализ: Учебное пособие.-3-е изд., перераб. и доп. –М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2002

  8. Методика анализа показателей эффективности производства: Уч. пос., изд. 2-е, доп. и перераб./Под ред. проф. Э.А. Маркарьяна. - Серия «Экономика и управление».- Ростов – на –Дону: издательский центр «МарТ»,2001

  9. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие/Г.В. Савицкая.-7-н изд., испр.- Мн.: Новое знание,2002

  10. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: Учеб. Пособие для вузов.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:ЮНИТИ –ДАНА, 2007

  11. Шеремет А.Д.,Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа.-М.:ИНФРА –М,2002

6