logo search
МАЭ 45-50

45. Рынок труда и факторы, влияющие на его состояние.

Рынок услуг труда (РТ) явл-ся самым важным и сложным из ресурсных рынков(с т.зр. теории и практики).РТ изучает и МаЭ и МиЭ. В МаЭ изуч-т в осн-м проблемы занятости и безраб-цы, а в МиЭ – проблему ценообр-я на этом рынке(как складывается з/п).

Особенности РТ:

1)РТ нах-ся под возд-ем соц-полит-х отн-й,т.о. D и S,з/п опр-ся не только чисто экон-ми отн-ми, но и соц-полит.отн-ми.

2)товары, кот.продавали на тов-м рынке в принципе однородные,одинак-е.Здесь товар контрастирующий(п.ч. 2-х одинак-х людей не бывает).

3)услуга, как товар продается строго на определенное время.

4)сам акт купли-продажи оформл-ся договором, заключенным соглашением.

5)цена услуги труда не явл.единственной формой,определяющей ценность труда (трансп.усл работн-м, бесплатн.мед.обслуж-е,предост-е путевок,перспективы проф.роста).

РТ сложен в силу сущ-я множества разл-х теор-х подходов к анализу этого рынка.

РТ функц-т в тех странах, где экон.развит. В адм-ком.системе эк-ки (СССР) рынка услуг труда не было.С переходом к рын.эк-ке создав-сь усл-я возникновения РТ:

1)наличие собственности раб-ка на свои способности к труду (экон-я свобода),

2)наличие рынка жилья,

3) налич-е информации о вакантных раб-х местах.

Предпосылкой для возн-я РТ явл. возникновение частной собств-ти.

Характер-я РТ , рассматр-т разл-е его виды:

1) в зав-ти от территор-го признака: местный, национальный, наднационал-й(мировой), внутренний РТ)

2)в зав-ти от конкуренции: конкур.РТ, монопсонический РТ(1 пок-ль, много продавцов), РТ чистой монополии (напр.звезды шоу-бизнеса), профсоюзный рынок (рынок двухсторонней монополии).

РТ, как и любой товарный рынок, основан на D и S. Спрос в данном случае выступает в форме потребности на занятие свободных раб-х мест и вып-я работ, а предложение- наличие незанятой раб.силы или желание изменить место работы. D и S осуществляются в конкурентной б-бе, с 1 стороны, м/у работниками за занятие того или иного рабочего места или вып-е работы, а с др.стороны м/у работодателями за привлечение нужной раб.силы, как по своему колич-му так и качеств-му составу. Справедливое реш-е этой состязательности предполагает соблюдение целого ряда усл-й. Прежде всего мобильность раб.силы, рацион-е размещение производ-х сил. Для нашей страны в силу большой оседлости население, вызванной нац-ми особен-ми, хар-но разв-е региональных РТ, что может негативно сказываться на соотношении м/у D и S в отдел-х регионах страны. С целью выравнивания положения м/у различ-ми регион-ми РТ, обеспечение соц.защ-ти трудящихся, прожив-х в регионах с избыточными трудовыми ресурсами, на местных ур-х разрабатываются госуд-е программы занятости. Кроме того гос-во предусматривает меры фин-кредитной, инвестиц-й и налоговой пол-ки, поощрения создания малых п/п-й и применение гибких режимов труда и другие меры, способствующие сохр-ю и разв-ю системы рабочих мест.

Инфраструктура РТ, действуя в определенном соц-экон-ом и полит-м пространстве, находится под влиянием факторов внешней и внутренней среды. Причем эти факторы оказывают не прямое, а опосредованное влияние, меняя прежде всего качеств-е и колич-е хар-ки РТ, факторы его формир-я. К факторам внешней среды будем относить МаЭ-е факторы, демографич-е и соц-психологические (к ним относятся и мотивационные установки по выбору политики занятости руководителями п/п-й). Факторы внутреннего влияния делятся на организ-е, нормативно-правовые, финансовые. Они, в свою очередь, определяют стратегию гос-ва на РТ.

  Рассмотрим макроэкономические факторы влияния внешней среды.

  1.Фактор инфляции и бюджетного дефицита. Сдерживание темпов инфляции и неинфляционные покрытия бюджетного дефицита, с одной стороны, могут оказать положительное воздействие на инвестиц-ю акт-сть и создание рабочих мест. Однако этот процесс достаточно противоречив: наряду с перспективными п/п-ми, способными привлечь инвестора, имеется большое кол-во произв-в, не представляющих инвестиц-го интереса, но сохраняющих значительное число рабочих мест, риск сокращения которых увел-ся.

  В качестве неинфляц-го пути снижения бюдж-го дефицита Правит-вом выбрано сокращ-е бюдж-х расходов, что, в св.очередь, оборачивается резким снижением уровня занятости в этой отрасли. Т.о, бюджетный сектор остается существенным источником безработицы.

  2. Внешнеэкономические факторы. Экспортная ориентация ряда п/п-й и отраслей способствует дальнейшей стабилизации пр-ва и повышению спроса на раб.силу. Сохранению занятости на бол-ве перспективных производств, ориентированных на внутренний рынок, могут способствовать, наряду с реструктуризацией внешнего долга, стимулирование прямых и "портфельных" инвестиций, создание системы гос-го контроля за экспортом и импортом, стимулир-е импорта с целью повышения конкурентоспособности отеч-х произв-в.

  3. Инвестиционная ситуация является одним из наиболее длительно действующих факторов РТ. В отличие от спада пр-ва, кот. приводит к временному недоиспольз-ю рабочих мест, недостаток капит-х вложений подрывает на несколько лет вперед воспр-во системы рабочих мест. Это в равной степени актуально на федеральном и регион-м ур-х регулирования экон-ки.

  4. Процессы банкротства и санации несостоятельных п/п-й в настоящее время весьма незначительны. При ужесточении фин-кредитной пол-ки и начала действительной реализации Закона о несостоятельности (банкротстве) скрытая безработица грозит перейти в реальную. Учитывая наличие в стране значительного кол-ва монопольных п/п-й и орган-й, проведение мер-тий по ликвидации убыточных производств д.б. тесно увязано с решением соц.проблем по высвобожд-ю и перераспр-ю раб-ков, опред-ю правовых усл-й смены собств-ка на том или ином убыточном п/п, нахождению фин.ср-в для обеспечения мин-х соц.гарантий высвобождаемым.

Т.о, структура экон-ки и зан-ти, имевшая перекосы и в прошлом, под действием МаЭ-х факторов подвергается дальнейшим искажениям, снижающим экон-ю активность и кач-во жизни.

Среди внутренних факторов стоит особо выделить нормативно-правовой, так как законодательная база определяет все остальные параметры инфраструктуры. Нормативные документы определяют параметры организационной и финансовой среды.