logo search
главы все вместе!!!

Заключение

Рассмотрев состояние российско-китайских отношений в современный период, можно отметить как положительные моменты, так и негативные тенденции, которые в будущем могут привести к осложнению российско-китайских отношений.

В разработке сценариев трёхстороннего сотрудничества трех держав принципиальным является вворос: есть ли место третьего в парах двусторонних отношений России, Китая и США?

Отношения между каждой из трех пар характеризуется в целом одни и тем же оценочным набором:

- это отношения сотрудничества и одновременно конкуренции; отсюда:

- у каждой пары есть свои сферы и направления взаимодействия;

-у каждой пары есть свои проблемы.

Роль «третьего» логически прописывается следующим образом: либо быть используемым одной из сторон в своих интересах против другой, как это было в годы «холодной войны»; либо стать фактором углубления сотрудничества пары по существующим сферам взаимодействия; либо содействовать решению существующих в «паре» проблем. По итогам исследования можно сделать вывод, что американский фактор в «паре» Россия-Китай скорее стремится использовать одну из сторон в своих интересах против другой стороны, в данном конкретном случае, использовать Китай. Не секрет, что в американской политике есть две доктрины на все случаи жизни. Основная доктрина называется «один плюс три минус два». При этом первая самая мощная страна дружит с третей (по мощности) против второй. А дополнительная доктрина – это доктрина «кондоминиума», когда две ведущие мировые державы делят между собой зоны интересов и ответственности.

Сегодня Вашингтон может предложить Пекину модель «кондоминиума» в рамках «Большой двойки», и это беспокоит Росси, т.к. непременно окажет влияние на отношения стратегического партнёрства России с Китаем. И если Китай пойдет на двустороннее сближение, то Россия вынуждена будет мягко, но последовательно искать новые варианты сотрудничества с Европой, Индией ли Японией. Однако «Доктрина Большой двойки» раскручивается исключительно с американской стороны, и никто из китайских политиков или экспертов эту тему не поднимает.

Также Россия не стремится быть втянутой в проблемы американо-китайских отношений, связанные с отсутствием взаимного политического доверия между странами и фактором Китая как « политического чужого».

Позиция Москвы, направленная против того, чтобы Вашингтон так или иначе напрямую влиял на внутриполитическое развитие России, внешне вроде бы совпадает с аналогичной позицией Пекина. Однако при этом Россия считает себя все же демократической страной, тогда как Китай – коммунистическим.

Китай не может – в силу своей военно-технической отсталости и нежелания быть втянутым в российско-американские конфликты – содействовать снятию российско-американских противоречий по НАТО, СНВ, ПРО, Грузии, Украине и т.д.

США не видят своей позитивной роли в снятии конфликта и не заинтересованы в ослаблении российско-китайских противоречий в ЦА, в энергетической сфере, по проблемам незаконной иммиграции и т.п.

Новая линия Пекина, которую он начал проводить с 2008 г, направлена на то, чтобы, во-первых, на основе удовлетворяющего Китай уровня политических отношений с Россией, выровнять отстающие торгово-экономические связи, а, во-вторых – на основе глубокой экономической взаимозависимости улучшить политические отношения с Соединенными Штатами, может иметь двоякие последствия. С одной стороны – это вроде бы путь к выравниваю отношений по всем трем сторонам условного «треугольника» Россия – Китай – США. Но с другой – это риск того, что данная политика может быть настороженно воспринята в Москве как попытка политически дистанцироваться от России в пользу Соединенных Штатов.