2 Опыт зарубежных стран по привлечению иностранных инвестиций
Развивающиеся экономики привлекли более половины всех иностранных инвестиций в 2010 г., впервые с начала ведения статистики в 70-х гг. прошлого века краткосрочным стимулом для этого стал более сильный рост после мирового финансового кризиса и вызванной им рецессии. Однако их доля, вероятно, снова снизится, считают эксперты Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) — как только восстановятся инвестиционные потоки в развитые страны.
По оценке ЮНКТАД, иностранные инвестиции компаний в 2010 году составили 1,122 трлн. USD, что на 7,2% больше, чем в 2009 г. [7, с. 3] Это свидетельствует о некоторой стабилизации, но после резкого спада в 2007–2008 гг. ПИИ по-прежнему на 25% ниже докризисного максимума.
На долю развивающихся стран в 2010 г. пришлось 53% от общего объема инвестиций, т.к. резко увеличились потоки инвестиций в Восточную Азию и Латинскую Америку. Однако если иностранные инвестиции в Китай выросли более чем на 100 млрд. USD, прибавив 6,3% по сравнению с 2009 г., а в Гонконг — почти на 30%, до 62,6 млрд., то приток капитала в Индию сократился почти на 32%, до 23,7 млрд. Иностранные инвестиции в Латинскую Америку выросли на 21%, причем в большинстве крупных экономик региона, кроме Аргентины, был зафиксирован значительный рост инвестиций.
Иностранные инвестиции в США также выросли — на 43,3%, до 186,1 млрд. USD. Таким образом, крупнейшая экономика мира оставалась самой привлекательной для иностранных компаний. А вот иностранные инвестиции в Евросоюз упали почти на 20%, причем в основном за счет 16 стран еврозоны. Иностранные инвестиции в Германию сократились на 3,5%, Францию — на 3,7%, Ирландию — на 66,3%, а в Грецию — на 38,3%. В Великобритании был зафиксирован рост ПИИ на 1,2%, но это не лучшее достижение: их объем составил всего 46,2 млрд. USD, тогда как в 2005–2007 гг. поступало в среднем по 160 млрд.
ЮНКТАД ожидает, что иностранные инвестиции в развитые страны в 2011 г. восстановятся, а общий объем инвестиций повысится до 1,3–1,5 трлн. USD.
ПИИ могут принимать ряд форм, включая слияния и поглощения, строительство новых объектов с нуля, реинвестирование прибылей, полученных от зарубежных операций, и выдачу материнскими компаниями кредитов зарубежным подразделениям. ЮНКТАД отмечает, что с восстановлением мировой экономики компании в 2010 году реинвестировали больше прибыли. Наблюдалось значительное оживление международных слияний и поглощений. Но объем инвестиций с нулевого цикла снизился, сократился объем внутрифирменных кредитов.
Отметим, что потоки иностранных инвестиций формируются под воздействием трех категорий факторов:
1) Преимуществ права собственности;
2) Преимуществ местных условий;
3) Преимуществ интернационализации [8, с. 44].
Преимущества местных условий включают такие, благодаря которым производство в данной местности становится более выгодным с точки зрения инвестора, чем импорт данной продукции из-за границы на данный рынок, или же размещение новых производственных мощностей в какой-то третьей стране. На сравнительные местные преимущества может оказывать влияние экономическая политика принимающей инвестиции страны. Если в стране есть иностранные фирмы, они так или иначе оказывают влияние на экономику этой страны в отношении доступа к сырьевым ресурсам, развития конкуренции, отношений собственности и экономического регулирования.
Местные особенности выступают в качестве общих и специфических для иностранных инвестиций условий. Общие условия подразумевают наличие стабильности и определенного уровня развития экономики, уровня образования рабочей силы, а также общепринятой структуры регулирования в виде налоговой системы. По-своему уникальным и весьма существенным для стран с переходной экономикой является процесс приватизации как специфический вид льготирования иностранных инвестиций в странах Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ).
Государственное регулирование может сказаться на содействии проведению научно-практических исследований, привлечении управленческих функций и поддержке образования и обучения. Те или иные меры государственного регулирования влияют даже на выбор для филиала вида деятельности: например, производство либо технологического, либо сборочного характера. В частности последний вид получил наибольшее распространение в странах ЦВЕ.
В странах с переходной экономикой региона ЦВЕ законодательство руководствуется основным правилом предоставления национального режима и практического отсутствия льгот в отношении иностранных инвестиций (таблица 2.1).
Все вышеуказанные государства входят в ЕС. Международные соглашения ограничивают дискриминационную политику и требуют от их участников установления равных прав для внутренних и иностранных инвесторов. Причем, даже в условиях равного льготирования и налогообложения внутренних или иностранных инвесторов, возможности в плане предоставленных льгот могут использоваться фирмами по-разному, в зависимости от объемов, эффективности, доступности финансирования и т.д.
Таблица 2.1 – Система мер стимулирования и льготирования иностранных инвестиций в странах ЦВЕ
| Венгрия | Чехия | Польша | Словения |
Налоги | 18% на прибыль; 20% на дивиденды | 31% на прибыль | 32% на прибыль | 25% на прибыль 1% подоходный |
Льготы | Освобождение на 10 лет и более от налога на прибыль для инвестиций не менее $ 40 млн. и более 500 занятых. Освобождение от 5 до 10 лет от налога на прибыль для инвестиций в производство, гостиничное строительство | Освобождение до 10 лет от налога на прибыль инвестиций более $ 10 млн., из которых минимум 50% -в производство, 40% -на новое оборудование. | Налоговая скидка до 30% объема инвестиции от налоговой базы, при условии: доход от экспорта более 50%; покупка патента; ISO 9000; инвестиции в фармацевтическое производство. | Система поддержки создания рабочих мест; Возможности обсуждения условий финансовой поддержки правительства. |
Специальные стимулы | Для регионов, где безработные составляют 15%; Освобождение на 5 лет от налога на прибыль для инвестиций в производство; Соз-дание инновацион-ных центров - до 30% и промышлен-ных парков - до 50% установленных рас-ходов; Инвестиции, связанные с развитием местного бизнеса - до 40% установленных расходов | Размещение в беспошлинной зоне; Гранты на создание рабочих мест (до $ 3 тыс. за каждое); Гранты на обучение (до 50% от стоимости); Выделение земельных угодий, зданий и инфраструктуры по дешевым расценкам (Гос. поддержка до 60% стоимости подготовки земельного участка и инфраструктуры) | Полная налоговая льгота в отдельных регионах для инвестиционных проектов на сумму минимум ECU 0,4 млн. | 10%-ный налог на прибыль в СЭЗ, и другие преимущества, включая: дополнительное понижение уровня базы налогообложения на инвестиции, для создания рабочих мест или обучения. |
Тамож енный режим | Статус беспошлинной зоны для экспорто-ориентированных компаний. | Беспошлинный импорт нового оборудования, связанный с проектами на сумму более ЧЗК 10 млн. Система отсрочки таможенной очистки. | Беспошлинный импорт оборудо-вания по перечню 84 и 85 ОЭСР; Беспошлинный им-порт основных средств в устав-ной капитал;бес-пошлинные зоны. | Беспошлинный импорт нового оборудования по перечню 84 и 85 ОЭСР; Зоны беспошлинной торговли. |
Примечание – Источник [8, с. 44]
Местные предприятия малого и среднего бизнеса не в состоянии достичь минимального уровня инвестиций и занятости, обеспечивающих получение налогового послабления или льгот для прямого инвестирования. В выигрыше остаются главным образом крупные иностранные инвесторы. Весьма показательны в этом плане результаты, достигнутые в производственной сфере Венгрии, где филиалы иностранных фирм создают 86 % прибыли до уплаты налогов, однако уплачивают только 59 % корпоративного налога на прибыль. Отчасти это является результатом преференциальной политики в отношении крупных инвесторов, отчасти - налоговых каникул для иностранных инвесторов, установленных до 1996 года. Разрыв между внутренними и иностранными компаниями может увеличиться из-за неравного доступа к льготам. Большинство стран отличаются друг от друга как по отношению их правительства к иностранным инвесторам, уровню корпоративного налога на доходы, системе налогообложения и таможенных платежей, так и по уровню содействия прямым инвестициям. Регулирование рынка труда и региональная политика служат как бы дополнительной льготой для инвестирования. В последнее время экономическая политика в ряде стран ЦВЕ сместилась от задачи стабилизации в сторону стимулирования роста, в том числе льготирования иностранных инвестиций. Основным стимулом для понижения уровня налогов и льготирования инвестиций служит международная конкуренция за иностранные инвестиции.
Несмотря на широкое разнообразие систем стимулирования и льготирования иностранных инвестиций в разных странах, до сих пор эффективность этих инструментов регулирования должным образом не исследована. Однако не вызывает никакого сомнения, что они неотделимы от других местных факторов. Наиболее сложная схема льготирования иностранных инвестиций сложилась в Венгрии. Поэтому в работе предлагается рассмотреть механизм привлечения иностранных инвестиций в экономику Венгрии. Отметим, что около 70% национального экспорта обеспечивают предприятия, частично или полностью находящиеся в иностранной собственности. Если в 1989 году в Венгрию было инвестировано $550 млн, то к началу 2009-го общая сумма иностранных инвестиций превысила $51 млрд. В настоящее время в стране действуют более 40 тыс. находящихся в иностранной собственности предприятий, которые обеспечивают около 80% валового объема экспорта промышленной продукции. Почти половина всех иностранных инвестиций приходится на Будапешт, хотя за последние 3 года иностранные инвестиции стали вкладываться в задунайский и северо-восточный регионы Венгрии. В списке иностранных инвесторов на первых местах находятся немецкие и американские фирмы, за ними следуют компании Австрии и Франции. Иностранные инвестиции играют важную роль в создании таких новых отраслей промышленности в Венгрии, как сборка автомобилей, изготовление деталей для машиностроительной промышленности, высокотехнологичная электроника и т.п. [8, с. 47].
Вложение капиталов в венгерскую экономику регулируется законом, согласно которому иностранным инвестициям обеспечивается полная защита и безопасность. Любой ущерб, нанесенный собственности иностранного инвестора в результате национализации или экспроприации, должен быть немедленно возмещен в размере, соответствующем стоимости ущерба. Сумма возмещения должна быть выплачена в той валюте, в которой были осуществлены инвестиции.
В свою очередь инвесторы обязаны платить налог с прибыли предприятия. При этом НДС, уплаченный в результате капиталовложений, возвращается предприятию в размере 100%. Компании могут приобретать недвижимость и имущество, проводить свою ценовую политику в соответствии с действующим законодательством, заниматься внешней и оптовой розничной торговлей. Бухгалтерский отчет должен вестись так же, как и на венгерских предприятиях, - в евро. Должность управляющих не возбраняется занимать иностранным гражданам. А правовые вопросы решаются посредством обращения в венгерский, иностранный или арбитражный суд [8, с. 54].
Для привлечения иностранных инвестиций венгерское правительство разработало пакет льготных программ. Фирмы, инвестирующие не менее $1 млрд форинтов в расширение производства и создание новых гостиничных мест, в течение первых 5 лет своей деятельности получают налоговую скидку в размере 50%. Эта льгота распространяется на капиталовложения, вложенные после 31.12.95. Фирмы, осуществляющие капиталовложения после 31.12.95 на сумму не менее 10 млрд форинтов, в течение 10 лет пользуются налоговой скидкой в размере 100%. Эта льгота действовала до 2011 года. Фирмы, зарегистрированные в зонах предпринимательства в менее промышленно развитых регионах Венгрии, на 10 лет освобождаются от уплаты налогов на прибыль корпорации (скидка 100%) [8, с. 54].
Правительственная помощь включает такие элементы, как возвратные и безвозмездные субсидии, доплаты по процентам и т.п. Приветствуются инвестиции в различные научные исследования, сельское хозяйство и охрану окружающей среды. Правительственные субсидии могут быть получены и путем участия в конкурсах.
Полученная в Венгрии прибыль облагается налогом (налог на прибыль). Предприятия с местным юридическим адресом должны платить налог на прибыль со всех доходов, а иностранные предприятия платят налог на прибыль только с доходов, полученных в Венгрии.
В соответствии с законодательством, «зоной предпринимательства» является созданная в интересах региона ограниченная по размерам территория, где обеспечиваются особые льготы для финансирования осуществляемой там деятельности по производству продукции.
Фирмы, действующие на территории промышленных зон и производящие экспортные изделия из импортной продукции, считаются нерезидентами. Ввезенное ими производственное оборудование не облагается пошлинами и НДС, они не должны платить пошлину также за использование импортных материалов и деталей при изготовлении экспортных изделий.
Инвесторы могут получить статус свободной таможенной зоны при следующих условиях: претендент должен иметь венгерский юридический адрес, располагать своей собственной территорией площадью не менее 2000 м2, не находиться под процедурой банкротства, у него не должно быть задолженности по госплатежам. Кроме того, для осуществления своей деятельности такое предприятие обязано предъявить банковскую гарантию.
В Венгрии в настоящее время насчитывается около 120 действующих промышленных и свободных таможенных зон. Из них 58% находятся в западной части страны, а 17% действуют в столице [9, с. 45].
С 01.01.94г. в Венгрии разрешается создавать оффшорные фирмы. Специфика таких фирм в стране заключается в том, что само выражение «оффшор» в названии фирмы не фигурирует и поэтому в отношениях с деловыми партнерами такая фирма выступает как обычная компания. По форме собственности она может быть обществом с ограниченной ответственностью или акционерным обществом, но ей не разрешается иметь деловых партнеров внутри страны. Место исполнения деловых обязательств по контракту должно находиться за границей. Большинство руководящего состава и членов ревизионной комиссии такой компании должны составлять венгерские частные лица. Фирма должна иметь аудитора с венгерской лицензией, ее представляет только венгерский адвокат. Вести банковский счет фирмы разрешается только в зарегистрированном в Венгрии кредитном учреждении.
В данной главе необходимо также рассмотреть практику Китая в области привлечения иностранных инвестиций.
В конце 70-х годов XX в. в Китае был взят курс на ускоренную модернизацию народного хозяйства. Реализация этой цели требовала значительных финансовых и материально-технических ресурсов. Одним из источников этих ресурсов служит привлечение прежде всего прямых иностранных инвестиций в экономику страны. Правительство Китая принимает ряд мер, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата. Так, были введены налоговые и таможенные льготы для совместных предприятий (СП). Были учреждены районы льготного инвестирования в приморской полосе, что дало толчок развитию совместного предпринимательства. Первоначально СП были представлены кооперационными предприятиями, которые занимались производством, переработкой, сбытом промышленной продукции, выполнением работ, торговлей, бытовым обслуживанием и оказанием других услуг. Совместные предприятия концентрировались в приморских провинциях Гуандун и Фуцзянь. Большинство иностранных инвесторов являлись выходцами из Гонконга, Макао, Тайваня и проживали за рубежом.
В середине 1980-х годов усиливается роль государства в регулировании иностранных инвестиций. Для этого предпринимаются шаги по их выборочному ограничению и поощрению в отношении отраслевой, технологической и территориальной структуры. Наряду с этим получает дальнейшее развитие адаптация национального законодательства к общепринятой мировой практике. В результате в Китае происходит переход от количественного наращивания внешних ресурсов вследствие либерализации инвестиционного климата к многосторонней системе поощрения иностранных капиталовложений с учетом их качественных характеристик. Более двух третей СП, созданных в этот период, пришлись на сферу производства. Совместные (паевые) предприятия стали преобладающей формой совместного предпринимательства. Усилилась их экспортная направленность, активнее стал поступать в страну тайваньский капитал. Однако Тяньаньмэньские события лета 1989г. и последующие за ними санкции западных стран снизили число создаваемых совместных и кооперационных предприятий, одновременно резко возросло количество иностранных предприятий, что поощрялось правительством в условиях нехватки валютных средств.
В 1990-х г. одной из важнейших тенденций в международной политике Китая является стремление привлечь иностранных инвесторов в экономику страны. Содействие развитию этого процесса оказывает завершение «Уругвайского раунда» переговоров в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), создание Всемирной торговой организации (ВТО), подписание Североамериканского соглашения НАФТА о свободной торговле, создание единого европейского рынка.
В результате явным лидером в импорте предпринимательского капитала в 1990-е г. среди развивающихся стран и стран с переходной экономикой становится Китай. В экономику Китая было привлечено в 1993г. 27 млрд долл. США, в 1994г. — 34 млрд, в 1995г. — 36 млрд, в 1996г. — 42 млрд, 1997г. —45 млрддолл. США.
За годы реформ (1979 — 1997 гг.) общая сумма инвестиций, привлеченных в Китай по соглашениям, составила более 654 млрд. долл. США, из которых фактически освоено около 348,3 млрд. долл. США. Предприятия с иностранным капиталом дают 14% валовой продукции промышленности и 47 % экспорта.
Важным направлением в реализации открытой внешнеэкономической политики Китая является его опыт создания свободных экономических зон (СЭЗ) разной направленности. В конце 1990-х гг. в Китае функционировало около 120 специальных зон, одобренных государством. Всего же разного рода зон с льготным режимом, по оценкам специалистов, насчитывается от 1,7 тыс.до 9 тыс. Достигнув определенных успехов в создании СЭЗ, Китай во второй половине 1990-х гг. начинает пересматривать концепцию их дальнейшего развития, намечая меры, адекватные изменениям международной экономики и внутренним потребностям страны.
Привлечение иностранного капитала способствует вхождению Китая в десятку стран, успешно зарекомендовавших себя на мировом рынке товаров и услуг. Так, если в 1990г. Китай занимал 10-е место в мире по объему экспорта и 11 -е место по объему импорта, то в начале XXI в. Китай переместился на 5-е место по экспорту и 6-е место по импорту товаров. При этом происходило особенно быстрое увеличение экспорта, что является одной из главных направляющих сил развития китайской экономики. В начале XXI в. доля экспорта Китая уже составляла более 5% мирового объема.
В ноябре 2001г. Китай вступает в ВТО. Многие эксперты в связи с этим прогнозировали возможное снижение Китаем объемов экспорта, особенно в первые годы, так как после вступления в ВТО Китай вынужден был принять на себя ряд ограничений по экспорту своей продукции в другие страны-участницы ВТО на весь период перехода своей торгово-экономической системы в соответствии с правилами ВТО и отказаться от дотирования производства экспортной продукции. Однако уже первые годы членства в ВТО показали, что произошел стремительный рост почти всех макроэкономических показателей и внешней торговли [10, с. 34].
По результатам проведенного в главе исследования можно сделать следующие основные выводы: иностранные инвестиции компаний в 2010 году составили 1,122 трлн. USD, что на 7,2% больше, чем в 2009 г. На долю развивающихся стран в 2010 г. пришлось 53% от общего объема инвестиций, т.к. резко увеличились потоки инвестиций в Восточную Азию и Латинскую Америку. ЮНКТАД ожидает, что иностранные инвестиции в развитые страны в 2011 г. восстановятся, а общий объем инвестиций повысится до 1,3–1,5 трлн. USD.
Несмотря на широкое разнообразие систем стимулирования и льготирования иностранных инвестиций в разных странах, до сих пор эффективность этих инструментов регулирования должным образом не исследована. Однако не вызывает никакого сомнения, что они неотделимы от других местных факторов. В работе рассмотрен механизм привлечения иностранных инвестиций в экономику на примере Венгрии и Китая.