logo
OTVYeT_ME

29. Внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая стратегия рф.

Понятие внешнеэкономическая деятельность стало использоваться в СССР с 1987 г. в связи с осуществлением внешнеэкономических реформ, суть которых сводилась к децентрализации внешней торговли и переходу от межправительственных внешнеэкономических связей к внешнеэкономической деятельности предприятий (организаций). В результате в процессе проведения внешнеэкономических реформ сложилось два понятия: внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность, последнее из которых изменило существующее ранее значение и характер ВЭС. Внешнеэкономические связи представляют собой формы реализации межгосударственных отношений в части научно-технического, производственного и торгового сотрудничества и валютно-финансовых отношений. Планирование ВЭС осуществляется на правительственном уровне. Внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих функций экспортно-ориентированных предприятий с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы. Смысл внешнеэкономических связей состоит в безусловном обеспечении экспортных поставок для федеральных государственных нужд и межгосударственных экономических. В том числе валютно-кредитных, обязательств и межправительственных торговых соглашении России. Планирование объемов ВЭС и определение перечня, номенклатуры товаров и услуг осуществляется "сверху", то есть на правительственном уровне по стратегически важным позициям через систему госзаказа и лимитов с централизованным обеспечением материальными и валютными ресурсами организаций, определенных в качестве государственных заказчиков по экспорту. Сущность внешнеэкономических связей как экономической категории проявляется в их функциях. Такими функциями являются:1. Организация и обслуживание международного обмена природными ресурсами и результатами труда в их вещественной и стоимостной форме;2. Международное признание потребительной стоимости продуктов международного разделения труда;3. Организация международного денежного обращения.Эффективность организации внешнеэкономических связей и механизма управления ими во многом определяется классификацией связей.Структурный признак классификации связей определяет групповой состав связей. Он связан со сферой экономических интересов и с основной целью внешнеэкономической деятельности государства. По структурному признаку связи подразделяются на внешнеторговые, финансовые, производственные, инвестиционные.Форма связи - способ существования данного вида связи, внешнее проявление (очертание, оформление) сущности какой-либо конкретной связи. К формам относят торговлю, бартер, туризм, инжиринг, франчайзинг, лизинг и др. операции.Экспорт - вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной собственности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.Импорт - ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы, получения услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.Реимпорт - ввоз в страну ранее вывезенных из нее товаров, работ, услуг и др.Реэкспорт - вывоз из страны ранее ввезенных в нее иностранных товаров.Через механизм внешнеэкономических связей спрос на товары и услуги мирового рынка переносится на внутренний рынок того или иного государства. Это вызывает потребность в развитии производительных сил, что, в свою очередь, способствует развитию промышленности, сельского хозяйства, торговли, сферы услуг и финансовых учреждений.Развитие внутреннего рынка страны ведет к опережению объема предложения над объемом спроса внутри государства, что вызывает расширение внешнеторговых операции, удешевление стоимости капитала и снижение издержек производства и обращения.нешнеэкономические связи видятся нам чаще всего в виде ввоза и вывоза товаров, импорта и экспорта. В современной экономике в число вывозимых и ввозимых товаров попадает и такой специфический товар, как капитал. Под воздействием интернационализации хозяйственной жизни и в интересах извлечения прибыли за рубежом увеличиваются значение и масштабы вывоза капитала. Вывоз капитала -- это целенаправленное перемещение денежных средств из одной страны в другую для помещения их в выгодное дело.Вывоз капитала осуществляется в форме предпринимательского (прямые и портфельные инвестиции) и ссудного капитала. Вывоз предпринимательского капитала представляет собой долгосрочные зарубежные инвестиции в промышленные, торговые и другие предприятия.Иностранные инвестиции служат источником денежных, а иногда и прямых имущественных вложений в развитие, расширение освоение нового производства товаров и услуг, совершенствование технологии, добычу полезных ископаемых, использование природных ресурсов.Прямыми иностранными инвестициями называются капиталовложения в зарубежные предприятия, обеспечивающие инвестору контроль над ними. К прямым, чаще всего, относятся инвестиции такого объема, при котором иностранный инвестор обладает не менее чем 20--25 % акционерного капитала компании. Эта пропорция различается по странам. В США, например, прямые иностранные инвестиции, составляют величину, равную не менее 10% акционерного капитала.Портфельные инвестиции -- это вложение капитала в иностранные акции, облигации и другие ценные бумаги, осуществляемое в расчете на высокие дивиденды, получение прибыли на вложенный капитал.Портфельные инвестиции не дают права контроля над предприятием. Таким образом, главное различие между прямыми и портфельными инвестициями состоит в наличии контроля над предприятием или отсутствии такого.Вывоз ссудного капитала -- это предоставление среднесрочных и долгосрочных кредитов в денежной или товарной форме, осуществляемое в расчете на получение прибыли за счет высокого ссудного, кредитного процента.Следует отметить, что хотя вывоз капитала за рубеж чаще всего выгоден вывозящей стороне, в нем заинтересованы и страны, в которые ввозится капитал, поскольку они получают вливание денежных, а с ними и других ресурсов, за что, конечно, приходится расплачиваться затем частью дохода. кономическая безопасность Российской Федерации напрямую зависит от эффективности её внешней торговли, которая сегодня вносит вклад, равный почти 40% доходной части федерального бюджета. С учётом положительного косвенного воздействия этой ключевой отрасли на всю отечественную экономику (по оценкам учёных Центра внешнеэкономических исследований Института экономики РАН, этот эффект даёт до 10% доходной части бюджета) вклад внешнеторговой сферы составляет фактически половину финансовых средств, поступающих в российский бюджет. Кроме того, при нынешней благоприятной конъюнктуре страна через посредство внешнеторгового обмена уже накопила существенные валютные ресурсы, которые формируют Резервный фонд и Фонд будущих поколений, до недавнего времени составлявшие Стабилизационный фонд. Среди важных мер по преодолению перекосов во внешнеэкономическом комплексе России следует выделить необходимость соблюдения принципа сбалансированного развития внешнеэкономических связей, по географическим направлениям исходя из экономической эффективности и геополитической целесообразности. Нам пора серьёзно задуматься над тем, как преодолеть сложившийся евроцентризм во внешнеэкономической сфере, при котором доля товарооборота России со странами ЕС составляет запредельный пороговый показатель национальной экономической безопасности - практически 55% (по оценке специалистов ООН, доля экспорта и импорта из одного источника не должна превышать 1/3).По имеющимся прогнозам, в ХХI веке Азиатско-Тихоокеанский регион перехватит у Европы пальму первенства деловой активности и станет центром мирового экономического развития. Азиатское направление развития внешнеэкономических связей сулит России немалые позитивные перспективы в геоэкономическом и геополитическом плане, в том числе для ускоренного развития Сибири и Дальнего Востока, которые нам необходимо сохранить в рамках единой России.Как известно, среди приоритетов российской внешней политики на первом месте числятся страны СНГ. К сожалению, России пока не удаётся преодолеть негативную тенденцию снижения доли этих стран в её внешнем товарообмене, которая понизилась за последние годы до 15%. По мнению большинства экспертов, только при наличии продуманной и долгосрочной политики России в ближнем зарубежье оно вполне может стать хозяйственной зоной, тяготеющей к РФ.Внешнеэкономические связи с США и Канадой используются Россией в основном для импорта продовольствия, хотя эти страны могли бы стать одним из главных источников импорта самых передовых технологий.Неоправданный уход России с рынков развивающихся стран после развала СССР существенно сузил возможности её внешнеэкономического комплекса. Чтобы изменить положение, России нужно вернуться на эти рынки и выстраивать свои отношения с этой группой стран на рыночных принципах, а не на идеологической основе, как это было в недалёком прошлом, когда мы накапливали их долги в ущерб себе.Для повышения эффективности внешнеэкономических связей России назрела необходимость разработки комплексной программы их развития и диверсификации с учётом насущных потребностей и внутренних факторов социально-экономического прогресса страны. В условиях постепенной стабилизации экономической ситуации в РФ проблемы становления и развития экономики приобретают все большую значимость. В настоящее время создаются широкие возможности для укрепления и дальнейшего развития внешнеэкономических связей страны и ее хозяйствующих субъектов с зарубежными партнерами. Активная внешняя политика России стимулирует интеграцию регионов в систему внешнеэкономических связей.В целом место и роль России в мировой экономике будет определяться главным образом общим уровнем экономического развития страны, реальными результатами проводимой экономической реформы, кардинальным обновлением структуры общественного производства, развитием экспортного потенциала.В заключении курсовой работы, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что Внешнеэкономические связи России со странами Центральной и Восточной Европы строятся на двусторонней основе. Заключены соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве России с Болгарией, Венгрией, Польшей, Чехией, Словакией.Основными торговыми партнерами России в регионе выступают Польша, Венгрия, Словакия, Чехия и страны Прибалтики. На их долю приходится 9/10 российского экспорта в страны с переходной экономикой и 4/5 импорта. Товарная структура российского экспорта в эти страны во многом схожа -- в ней доминируют топливные ресурсы (нефть, газ). Например, в экспортных поставках в Польшу их доля достигает 80%, в Чехию -- 75%, в Венгрию -- свыше 60%. Венгрия практически полностью покрывает свои потребности в топливе завозом его из России.Сегодня в странах Центральной и Восточной Европы реализуется почти треть всей экспортируемой Россией нефти и примерно столько же природного газа, свыше 1/5 каменного угля. Через их территорию проходят транзитные нефте- и газопроводы, по которым российские энергоносители поступают в Западную Европу.За последние 10--15 лет вектор внешнеэкономических связей России изменил свое направление в сторону промышленно развитых государств мира. Эти страны играют ведущую роль в мировой экономике, создавая почти 3/5 общемирового ВВП (таблица). На них сегодня приходится свыше половины всего внешнеторгового оборота Российской Федерации. Если же рассматривать экспорт России без стран СНГ, то доля промышленно развитых государств в его структуре возрастает до 3/5, а в импорте составляет свыше 2/3.Развитые страны являются главными потребителями топливно-энергетических и сырьевых товаров, составляющих основу российского экспорта. В свою очередь, страны Западной Европы, США и Япония сохраняют роль основных поставщиков современного оборудования и передовой технологии, продовольственных товаров, медикаментов и другой готовой продукции, необходимой для российской экономики.Сотрудничество с промышленно развитыми странами включает различные аспекты: торговлю, финансово-кредитные отношения, инвестиционную деятельность, научно-технический обмен, создание совместных предприятий и др.Наиболее активно развиваются торгово-экономические отношения России со странами Западной Европы, прежде всего с государствами Европейского Союза (ЕС). На долю ЕС приходится свыше 2/5 всего объема внешней торговли России со странами вне СНГ -- почти 2/5 экспорта и половина импорта. Западная Европа -- это основной рынок сбыта стратегических товаров российского экспорта (главным образом энергоносителей) и, следовательно, один из важнейших источников получения свободно конвертируемой валюты. Заинтересованность России в тесном сотрудничестве со странами Западной Европы определяется еще и тем, что они являются основными кредиторами России и инвесторами в российскую экономику.К ведущим торговым партнерам России в Европе относятся Германия, Италия, Нидерланды, Великобритания, а также Финляндия и Франция. Внешнеторговый оборот России с этими государствами превышает 4/5 всего объема внешней торговли России со странами ЕС и составляет 35% от общего объема внешней торговли России со странами вне СНГ.Основные проблемы, в связи с которыми возникла необходимость разработки внешнеэкономической стратегии следующие:1)              Усиление топливно-сырьевой экспортной специализации России на фоне фактического выбывания из экспорта машин и оборудования, а также готовых изделий;2)              Уход России со многих перспективных развивающихся рынков по причине конкуренции, слабого участия в международных тендерах и в связи с отсутствием государственной поддержки;3)              Чрезмерно высокая концентрация российского экспорта на европейском направлении в условиях замедления темпов роста европейской экономики4)              Значительное недоиспользование имеющегося экспортного потенциала из-за недоразвитости институтов и механизмов государственного содействия экспорту, продвижению отечественной продукции на внешние рынки, а также сохраняющиеся внутренние и внешние барьеры для развития внешнеэкономической деятельности.5)              Повышение интенсивности оттока интеллектуальных ресурсов из России в виде утечки мозгов, а также продажи юридически незащищенных технологий, ноу-хау и скупки результатов научных исследований за рубежом.6)              Значительное и неуклонное усиление позиций импорта на внутреннем рынке, в т.ч. в секторах с возможностью импортозамещения.7)              Крайне низкая степень участия Российской Федерации в международной производственной кооперации в т.ч. из-за несовершенства импортного тарифа и таможенных процедур. Внешнеэкономическая стратегия России определяет основные приоритеты и направления внешнеэкономической политики России в связи с долгосрочными целями и задачами ее внутренней политики во время переходного периода к инновационному типу социально-экономического развития.