logo
Mir_econ_spora

Протекционизм и фритредерство как теоретические концепции внешнеэкономической деятельности государства;

Существует две экономических концепции в подходе к мировым связям и соответственно два направления в государственной внешнеэкономической политике – протекционизм и фритредерство (концепция свободной торговли). Сторонники протекционизма отстаивают необходимость государственной защиты промышленности своей страны от иностранной конкуренции. Сторонники свободной торговли считают, что в идеале не государство, а рынок должен формировать структуру экспорта и импорта. Сочетание этих подходов в той или иной пропорции отличает внешнеэкономическую политику государств в разные периоды их развития.

Для национальных экономик большая открытость либерализация торговли характерна для периодов высоких темпов экономического роста, сильного экспортного потенциала. И напротив в периоды экономического спада, ослабления экспортных потенциалов, как правило, прислушиваются к аргументам сторонников протекционизма.

  1. Меркантилисты и классическая политэкономия о роли торговли в развитии национального богатства

  2. Теория соотношения факторов производства Э. Хекшера – Б.Олина и парадокс В.Леонтьева;

  3. Современные теории международной торговли: теория технологического разрыва М. Познера, теория жизненного цикла товара Р. Вернона, модель экономии за счет масштабов производства;

  4. Понятие и составляющие внешнеэкономической политики государства. Экспорто и импортозамещение. Инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

Внешнеэкономическая политика (ВЭП) – это государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.

Внешнеэкономическая политика регулирует внешнюю торговлю, иностранные инвестиции, валютно-кредитные отношения, передачу новых технологий, а также миграцию рабочей силы.

Внешнеэкономическая политика - один из основных макроэкономических инструментов, применяемый для ускорения либо замедления экономического роста внутри страны.

Макроэкономическая политика - действия государства, направленные на регулирование экономики c целью поддержания ее темпов экономического роста, полной занятости и ограничения инфляции. Основной задачей макроэкономической политики является баланс между безработицей и инфляцией. Макроэкономическая политика подразделяется на: фискальную политику; монетарную политику; политику зарплата - цены и внешнеэкономическую политику.

Основная цель внешнеэкономической политики - обеспечить благосостояние людей, жизнеспособное развитие личности, общества, государства в контексте разнообразности и единства внутренних и внешних условий, которые выдвигают параметры адаптации построения внешнеэкономической политики к изменяющимся закономерностям системы международных отношений.

Во внешнеэкономической политике идет постоянное взаимодействие двух противоположных тенденций: политика свободной торговли - фритредерство и протекционизм, т.е. политика, ограничивающая объем торговли в целях защиты местных производителей от экспансии иностранных конкурентов.

В наши дни фритредерство выступает в новом обличии — либерализации торговли, предполагающие устранение таможенных и всех других препятствий перемещения между странами товаров и капиталов. Это отвечает интересам промышленно развитых государств, обладающих конкурентными преимуществами, а также стран, ориентирующихся на экспортную экспансию как главный источник своего экономического роста.

С другой стороны, политика импортозамещающего индустриального развития, проводимая сегодня рядом государств, стремящихся преодолеть экономическое отставание, обычно предполагает протекционистские меры в отношении импорта и поощрительные — в отношении экспорта. Например, Аргентина и Австралия проводили индустриализацию, придерживаясь этого курса и ставя преграды на пути ввоза промышленных товаров.

Протекционистские ограничения могут существовать в виде:

-          импортных пошлин (тарифов) - акцизных налогов на импортируемый товар. Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте. Таможенный тариф применяется на национальном уровне.

Импортные пошлины являются примером экономических ограничений, когда ввоз товаров не запрещается, но за каждую единицу ввозимого товара нужно платить. Иногда пошлина может превышать стоимость ввозимого товара.

-          нетарифных барьеров, которые являются более ограничивающими методами, чем тарифы. Это уже пример административных ограничений - прямых мер воздействия, предусматривающих запреты.

Виды нетарифных барьеров:

-          экспортно-импортные квоты - установление количественных ограничений на объемы экспорта и импорта;

-          лицензирование экспорта и импорта, подразумевающее специальное разрешение от государственных органов на ввоз или вывоз товаров, свободный ввоз или вывоз которых не допускается.

Государство, через специально уполномоченное ведомство выдает разрешение на внешнюю торговлю определенным товарам, которые включены в списки лицензируемых по экспорту и импорту:

- автоматическая лицензия - разрешение на беспрепятственный вывоз (ввоз) товара в течение определенного периода времени;

- неавтоматическая лицензия - разовый ввоз (вывоз) товара.

Западные страны активно используют такой нетарифный механизм регулирования импорта:

- антидемпинговые пошлины - при импорте товаров по ценам ниже предполагаемых издержек на их производство;

- компенсационные пошлины - когда установлено, что экспортер товара получил государственную субсидию на его производство.

Проводя внешнеэкономическую политику, государство стремится:

во-первых, создать для своих предпринимателей наиболее благоприятные условия реализации их товаров по сравнению с иностранными на внутреннем рынке;

во-вторых, способствовать расширению внешнеэкономических позиций своих предпринимателей путём различных мероприятий, а также стимулировать вывоз товаров национального производства.

Международная торговля позволяет государствам совершать обмен тех товаров, которые у них в избытке (дешевле), на те, которые им необходимы. В настоящее время обмен идет по таким основным направлениям, как: международная торговля товарами и услугами, кооперация производства, обмен в области науки и техники, движение капиталов и зарубежных инвестиций, миграция рабочей силы, валютно-кредитные отношения. Совершенствуя направления своей ВЭ политики, Россия может эффективно использовать эти направления в своих интересах

Обобщая изложенное, можно ответить, что стабильность позиций внешнеэкономических политики зависит не только от стратегических целей, но и определяется согласованностью таких стратегических компонентов, как:

-   международной ситуацией вообще в системе внешних связей;

-   положением в национальной экономике;

-   социально-политической ситуацией в стране.