4. Возможные пути совершенствования организации внешнеэкономической деятельности ооо «Курганхиммаш»
Химическое машиностроение – особая отрасль, которая в нашей стране развита очень хорошо. Данная промышленность занимается всем, что непосредственно связано с большой химией. Ассортимент продукции, которую выпускают предприятия очень обширный, как по свойствам, так и по материалам. Это и теплообменники, и отстойники, также предлагаются механические устройства, реакторное оборудование, разнообразные фильтры для трубопроводов и так далее. Количество наименований такое большое, потому что большинство из частей оборудования работают в агрессивной среде, и поэтому требуют особых материалов с особой обработкой. Эта область еще молода, и развитие ее связано из успешных попыток производства различных новых материалов из нефти и газа.
Отрасль имеет так же ряд недостатков ,которые существенно тормозят развитие данной отросли.
Прежде всего — низкая конкурентоспособность по ряду позиций. Это обусловлено, прежде всего, тем, что установленное на некоторых предприятиях технологическое оборудование по своим техническим характеристикам существенно уступает зарубежным аналогам. Сроки эксплуатации значительной его части составляют 20 и более лет, износ основных производственных фондов более 40%. Для устранения данной проблемы следует провести модернизацию оборудования. Результатом должно стать значительное увеличение объема продукции высокой степени переработки.
Вторая по значимости проблема — высокая ресурсоемкость : экспортно-сырьевая ориентация химического комплекса, продолжающаяся эксплуатация технологических схем с высокими расходными коэффициентами по сырью и энергоресурсам и другие издержки, обусловленные доставшейся с советских времен структурой отрасли с преобладанием производств низкого передела. Это также подтверждает необходимость технического перевооружения с внедрением передовых технологий и современного оборудования.
В рамках «Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности до 2015г.», государство планирует выделить на развитие данной отрасли около 3 млрд. руб. Эти средства пойдут на финансирование важнейших проектов НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ). Такие проекты предусматривают поступление инвестиций от частного бизнеса в таком же объеме средств, какой будет направлен из бюджета.
Третья проблема химического машиностроения - сырьевые ограничения. Устойчивое развитие химической и нефтехимической промышленности невозможно без решения проблемы обеспечения предприятий отрасли углеводородным сырьем, на базе которого производится до 80% химической и нефтехимической продукции. Ограничения поставок углеводородного сырья усугубляются слабым развитием в России нефтеперерабатывающей промышленности. Значительная часть углеводородного сырья перерабатывается в моторные топлива и экспортируется. В России на 1 т переработанной нефти приходится 11 кг произведенного этилена. В США этот показатель составляет 28 кг, в Японии — 35 кг, в Германии — 42 кг.
Сегодня существуют ограничения на внешних рынках против российских химических и нефтехимических компаний — антидемпинговые и другие дискриминационные меры, принятые в США, ЕС, Польше, Китае, Индии, Бразилии, Индонезии, Филиппинах.
Проблема конкуренции на внутреннем рынке, предприятие «останавливается» на ранних этапах технологического передела, продавая и экспортируя химические полуфабрикаты, а не конечные продукты, из-за чего недополучают большую часть прибыли. Конкурентная ситуация на рынке нефтегазового оборудования на данный момент очень острая. Рынок делят по разным оценкам от семи до десяти крупных предприятий машиностроительного комплекса, а также не менее 50 мелких фирм, создающих ощутимую конкуренцию по производству «простого» оборудования, лидирующим направлением деятельности которых является нефтегазовый комплекс.
Основные конкуренты: ОАО «Волгограднефтемаш», ОАО «Салаватнефтемаш», ОАО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш», ОАО «Пензхиммаш», ИПГ Гидравлические машины и системы (Нефтемаш г. Тюмень, пакет акций Сумское НПО им. Фрунзе Украина), ПГ «Генерация» (ОАО «Дзержинскхиммаш»), ОАО «Рузхиммаш», ОАО «Дмитровградхиммаш», «Кузбасская вагоностроительная компания» - филиал «Алтайвагон» (бывший ОАО «Кемеровохиммаш»), ООО НПП «Контекс», ЗАО НТК «Модульнефтегазкомплект».
Эти предприятия прочно закрепились на рынке, имеют большие технологические возможности, способны выполнить любой заказ, имеют резерв по загрузке производственных мощностей, проводят агрессивную маркетинговую политику и оказывают серьезное влияние на деятельность ООО «Курганхиммаш». Из зарубежных компаний действующих на российском рынке нефтегазового оборудования можно назвать Famet, Aker Kvaerner, Hanover company, Sivals. Данные компании имеют огромный опыт производства и поставки оборудования, оказания комплексных услуг, развитую систему менеджмента международного уровня.
В сложившейся ситуации происходит борьба за покупателей, которые в свою очередь руководствуются тремя основными условиями: наличием данного предприятия в Реестре потенциальных поставщиков фирмы, соотношение цена – качество продукции данного предприятия, сроки изготовления заказа (в среднем на ООО «Курганхиммаш» на стандартную продукцию срок изготовления 45 - 60 дней, на продукцию по индивидуальным заказам более 60 дней), наличием опыта сотрудничества с данным предприятием и наличием международных сертификатов на продукцию и Систему менеджмента качества предприятия.
Одним из способов привлечения клиентов может стать организация пред- и послепродажного сервиса, включающего установку и монтаж оборудования, организацию пуско-наладочных работ, обучение персонала безопасной и эффективной эксплуатации оборудования, гарантийного и постгарантийного ремонта. Это позволит привлечь новых покупателей и удержать старых, выгодно отличаясь от конкурентов.
Так же по улучшению ситуации связанных с внешнеторговой деятельностью можно осуществить следующие операции:
-организация рекламной компании продукции в средствах массовой информации стран СНГ, зарубежных стран (информирование потребителей о параметрах товаров и услуг, разъяснение, где могут приобретаться товары и услуги, рекламы, особенно по новым продукции на поисковых сайтах Интернет, участие в специализированных выставках и ярмарках);
-организация систематического поступления от дилеров маркетинговой информации о состоянии спроса и предложений в регионах, об отзывах потребителей о техническом уровне и качестве изделий о конкурирующих товарах и уровнях цен на них;
-развитие сети дилеров, дистрибьютеров, привлечение торговых агентов и брокеров, создание специализированных сбытовых фирм по поставкам продукции в страны СНГ. На рынках стран дальнего зарубежья необходимо сосредоточение усилий на крупных фирмах;
-обеспечение большей доступности товара и усиление стимулирования;
-регулирование и обновление цен;
-создание образа престижности доступности цен на продукцию ;
-создание условий для узнавания новых товаров и услуг;
-расширение географии сбыта за счет повышения качества продукции
-сохранение популярности существующих товаров и услуг;
-стимулирование среди участников канала сбыта;
-заключение долговременных договоров с субъектами хозяйствования других стран с целью обеспечения гарантийного и послегарантийного обслуживания и ремонта;
-формирование благоприятной информации о предприятии, его товарах и услугах.
Так же из проблем ООО «Курганхиммаш» можно выделить такие как:
-низкая квалификация работников на предприятии, низкая заработная плата,
-изношенность оборудования,
-недостаточные темпы обновления станочного парка.
Коэффициент износа характеризует долю стоимости основных средств, оставшуюся к списанию на затраты в последующих периодах. По некоторым оценкам, значение коэффициента износа более чем 50% считается нежелательным. Для ООО «Курганхиммаш» этот показатель составил в 2012г. - 48,1% (+3,7% по сравнению с 2011 г.), что приближается к пороговому значению. При этом, коэффициент обновления, показывающий, какую часть от имеющихся на конец отчетного периода основных средств составляют новые основные средства, составил в 2011 г. – 8,6% (-0,7% по сравнению с 2010 г.). Всё это свидетельствует о необходимости обновления основных фондов предприятия, в особенности это касается кранового и металлорежущего оборудования, которое предприятие может закупить как на внутреннем рынке, так и внешнем (в Италии или Германии). Предприятие обладает опытом работы по импортным заказам, так, например, в связи с высокими требованиями качества заказчика металл закупали во Франции, по импорту закупались и базы датчиков, управляющих арматурой.
Эти и другие проблемы предприятия могут быть решены путем привлечения инвестиций и помощи со стороны государства в форме субсидий и дотаций.
В отделе ВЭД можно выделить несколько проблем:
-Неурегулированное разделение обязанностей
-Дублирование функций руководителя и функциональных специалистов в процессе управленческой деятельности. Внешнеэкономическому отделу иногда приходится выполнять функции других отделов, что ведет к снижению эффективности работы
Для устранения вышеперечисленных недостатков представляется необходимой реализация следующих мероприятий:
-реорганизация структуры управления внешнеэкономической деятельностью с четким разграничением по отделам выполняемых ими функций в зависимости от целей и поставленных задач, а также от географической и товарной направленности;
-введение новой системы оценки эффективности экспортно-импортных операций, причем рассчитывать данные показатели должны работники коммерческого отдела и внешнеторгового отдела. Только в этом случае они смогут вовремя и правильно скорректировать стратегию поведения при заключении контрактов с зарубежными партнерами;
В настоящие время объективной необходимостью в условиях глобализации и жесткой конкуренции в сфере международной торговли является важным непрерывное усовершенствование системы организации управления, оптимизации издержек обращения, в том числе и внешнеэкономической деятельности.
В связи с большой номенклатурой производимых на предприятии товаров и сложными их техническими характеристиками при определении кода ТН ВЭД возникают трудности, также предприятие регулярно осваивает новые виды товаров. Следовательно, целесообразно проводить краткие курсы для сотрудников отдела внешнеэкономической деятельности, о технической составляющей производимой продукции, в момент освоения предприятием новых видов товаров. Это позволит сократить время, затрачиваемое декларантами для поиска и точного определения кода ТН ВЭД.
Для повышения эффективности работы сотрудников отдела ВЭД предлагается внести ряд изменений в должностные инструкции сотрудников отдела:
- Внести в должностную инструкцию Переводчика отдела ВЭД ООО «Курганхиммаш» пункт о необходимости знания иностранного (английского) языка и иметь высшее образование со знанием экономической и таможенной лексики.
- Внести пункт в должностную инструкцию Декларанта отдела ВЭД ООО «Курганхиммаш» о необходимости высшего экономического образования в области таможенного дела, а также знание иностранного языка на уровне чтения и перевода со словарем.
Данные мероприятия помогут привлечь на должности работников с профилирующим образованием, в области внешнеэкономической деятельности, а также повысить эффективность и производительность труда в отделе ВЭД ООО «Курганхиммаш».
Заключение
Для большинства предприятий, в том числе и для ООО «Курганхиммаш», внешнеэкономическая деятельность является важнейшим инструментом сохранения и развития производства. Без стабильного сбыта готовой продукции невозможно обеспечить устойчивую работу производства. Объемы же продаж реально можно увеличить преимущественно за счет внешних рынков, то есть в рамках внешнеэкономической деятельности.
При этом важны все аспекты внешнеэкономической деятельности - в первую очередь, изучение конъюнктуры рынка, совершенствование товаропроводящей сети, развитие рекламной работы (участие в выставках и ярмарках), работа с дилерами и др.
Одним из важнейших факторов, оказывающих значительное влияние на финансовые итоги деятельности завода, является ценовая политика предприятия. В любом случае цена должна покрывать все издержки, устанавливаться на договорной основе и может содержать определенную льготу для покупателей (особенно для покупателей, имеющих долгосрочное сотрудничество). Кроме того, цена должна формироваться с учетом цен конкурентов и в соответствии с ситуацией, отражающей спрос и состояние окружающей среды.
Усиление технического прогресса в мире создает особые условия конкуренции для каждого производителя как химической, так и любой другой продукции. Поэтому, наряду с изучением конъюнктуры рынка, спроса и предложения, характеристик производимого товара, предприятия-экспортеры должны проводить анализ конкурентоспособности представляемого предприятием вида продукции.
Так, ООО «Курганхиммаш» проводит последовательное изучение конкурентоспособности производимой продукции, которое позволяет выявить слабые и сильные стороны в конкурентной борьбе. На основе анализа делаются выводы о необходимости улучшения выпускаемой продукции, внедрении новых технических решений, создания современной производственной базы и продуманной маркетинговой политики.
Однако рынок требует не только постоянного совершенствования продукции, но и постоянного совершенствования методов и приёмов работы на этом рынке. Остановиться на достигнутых позициях - означает потерять их.
Спрос на химическую продукцию с развитием прогрессивных технологий быстро меняется. Общая стратегия развития предприятия направлена на кардинальное поэтапное техническое перевооружение, создание гибкого мобильного производства на базе станков с числовым управлением и обрабатывающих центров, повышение основных показателей эффективности производства.
Работая в жесткой конкуренции на рынках сбыта, необходимо четко представлять, что продать можно только то, что имеет высокий технический уровень, безукоризненное качество, широкую гамму потребительских свойств и конкурентоспособную цену.
Таким образом, по результатам исследований, проведенных в данной дипломной работе, можно сделать вывод о том, что основной целью ООО «Курганхиммаш» является сохранение и поддержание устоявшихся связей с потребителями своей продукции, восстановление потерянных по разным причинам связей и поиск новых потребителей за счет разработки и осуществления следующих мероприятий:
-организация рекламной компании продукции в средствах массовой информации стран СНГ, зарубежных стран (информирование потребителей о параметрах товаров и услуг, разъяснение, где могут приобретаться товары и услуги, рекламы, особенно по новым видам продукции на поисковых сайтах Интернет, участие в специализированных выставках и ярмарках);
-организация систематического поступления от дилеров маркетинговой информации о состоянии спроса и предложений в регионах, об отзывах потребителей о техническом уровне и качестве изделий о конкурирующих товарах и уровнях цен на них;
-развитие сети дилеров, дистрибьютеров, привлечение торговых агентов и брокеров, создание специализированных сбытовых фирм по поставкам продукции в страны СНГ. На рынках стран дальнего зарубежья необходимо сосредоточение усилий на крупных фирмах;
-обеспечение большей доступности товара и усиление стимулирования;
-регулирование и обновление цен;
-создание образа престижности доступности цен на продукцию ;
-создание условий для узнавания новых товаров и услуг;
-расширение географии сбыта за счет повышения качества
-сохранение популярности существующих товаров и услуг;
-стимулирование среди участников канала сбыта;
-заключение долговременных договоров с субъектами хозяйствования других стран с целью обеспечения гарантийного и послегарантийного обслуживания и ремонта;
-формирование благоприятной информации о предприятии, его товарах и услугах.
Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о том, что ООО «Курганхиммаш» -динамично развивающиеся предприятие, один из самых крупных поставщиков оборудования химического машиностроения в России и странах СНГ, с устойчивой товарной структурой которое в силах наращивать объемы производства и осваивать новые рынки сбыта. Благодаря четко отлаженной организационной структуре предприятия и отдела внешнеэкономической деятельности ООО »Курганхиммаш» повышает уровень прибыли и увеличивает число контрагентов, что благоприятно сказывается на внешнеэкономической деятельности предприятия в целом.а Allbest.ru
- 1.2 Организационная структура предприятия
- 1.3 Ассортиментная характеристика выпускаемой продукции
- 2 Применение мер таможенно-тарифного и нетарифного и нетарифного регулирования в отношении продукции предприятия
- 1.Группа продаж:
- 3.2 Импортные операции предприятия: важнейшие контрагенты и масштабы импортной продукции
- 4. Возможные пути совершенствования организации внешнеэкономической деятельности ооо «Курганхиммаш»