logo
diplom_novvy

2 Применение мер таможенно-тарифного и нетарифного и нетарифного регулирования в отношении продукции предприятия

Таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.

В Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, запреты и ограничения, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, предусмотренные международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов Таможенного союза.В государственном регулировании внешней торговли России используются все общепринятые в мировой практике методы и инструменты таможенно-тарифного регулирования. Основным элементом механизма тарифного регулирования служит таможенный тариф, который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам, т.е. таможенные пошлины.Таможенные тарифы имеют все страны мира.

Функции таможенного тарифа:

1.  Протекционизм - защита отечественных товаров от иностранной конкуренции

2.  Фискальная - пополнение госбюджета.

Особое значение имеет фискальная функция, поскольку таможенные пошлины в России составляют одну из важнейших статей доходной части федерального бюджета.Страна имеет тем больше возможностей для маневра в ходе переговоров по согласованию взаимных тарифных уступок, чем больше товарных позиций содержится в ее импортном таможенном тарифе. Развитость товарной номенклатуры является косвенным показателем уровня развития системы внешнеторгового регулирования в стране. Для стран с неразвитой системой регулирования характерны слабо детализированные импортные тарифы. Степень дифференциации тарифа зависит как от применяемой товарной номенклатуры, так и от того, насколько полно она используется. Наибольшее использование имеет Гармонизированная система описания и кодирования товаров, которая является основой товарных номенклатур практически всех крупных государств. Таким образом, таможенный тариф устанавливает соотношение между товарной номенклатурой и ставками таможенной пошлины. Главный вектор развития таможенного тарифа - создание наиболее приоритетных направлений в структуре российской экономики. При этом должны быть учтены и максимально сбалансированы интересы государства и общества в соответствии с проблемами, условиями, целями и возможностями, имеющимися в стране.

Таможенная пошлина – таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу;

Назначение таможенной пошлины двояко, во-первых, Таможенная пошлина может рассматриваться как источник пополнения государственного бюджета, поскольку в соответствии со ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации» отнесена к федеральным налогам а, во-вторых, как способ регулирования ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного Союза и вывоза за его пределы (с целью защиты российских производителей товаров и обеспечения внутреннего рынка необходимой продукцией).

В настоящее время фискальная функция таможенных пошлин является основной. Выполняя фискальную функцию, таможенные пошлины служат одним из основных источников наполнения доходной части бюджета. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ они относятся к доходам федерального бюджета и зачисляются в размере 100%. Важность фискальной функции обусловлена тем, что таможенные платежи обеспечивают большую долю доходов федерального бюджета.

Особенности реализации национальной таможенно-тарифной политики в России на современном этапе во многом определяются двумя важнейшими обстоятельствами.

Во-первых, это процесс вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию. В связи с этим Российской Федерации пришлось присоединяться к ряду международных соглашений, ранее принятых в структуре ВТО. Во-вторых, таможенно-тарифное регулирование должно успешно решать задачи импортозамещения на российском рынке. Должно способствовать реализации преобладающей части реального валового внутреннего продукта страны (и его ежегодного прироста) на внутреннем рынке нашего государства.

Внешнеторговая деятельность —внешнеторговая деятельность деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Одним из видов внешнеторговой деятельности является внешнеэкономическая деятельность.

Внешнеэкономическая деятельность - совокупность организационно-экономических, производственно-хозяйственных и оперативно-коммерческих функций предприятия, ориентированных на мировой рынок, с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на зарубежных рынках.

ООО «Курганхиммаш» так же осуществляет внешнеэкономическую деятельность, а конкретно, организацией импортных операций,которая направлена на реализацию собственных нужд предприятия.

Импортная деятельность ООО «Курганхиммаш» в 2009-2010 году не осуществлялась. В структуру импортных поставок ООО «Курганхиммаш» в 2011 году входили:

-Поковки с механической обработкой. (В этом случае применялась ставка таможенной пошлины-15%,ставка НДС-18%);

-Озонаторные трубки(стекло).(ТП-15%,НДС-18%);

- Фильтр коалесцер для компрессорных станций.(ТП-15%,НДС-18%).

В структуру импортных поставок ООО «Курганхиммаш» в 2012 году были включены :

- Озоновые трубки (стекло). (ТП-15%,НДС-20%);

- Запасные части к поршневому компрессору. ( ТП-15%,НДС-18%);

-Трехфазный короткозамкнутый двигатель. (ТП-15%,НДС-18%);

- Днище с дробеструйной обработкой. (ТП-15%,НДС-18%).

В 2013 году: к импортным поставкам относились:

- Привод золотникового клапана (для компрессорной станции). ( ТП-15%,НДС-18%);

- Клапан регулирования потока машинного масла (для компрессорной станции). ( ТП-15%,НДС-18%).

Сумма поступлений в государственный бюджет от импортных закупок ООО «Курганхиммаш» (по таможенным пошлинам и НДС)в период с 2011 г. по 2013 г. представлены в Таблице 6 .

год

вид

платежа

2011 год

2012 год

2013 год

Таможенная пошлина, тыс. руб

112,086

119,185

113,011

НДС, тыс. руб

154,678

212,324

121,317

Сумма за период, тыс руб

266,764

331,509

234,328

В целом при осуществлении таможенного оформления декларант ООО «Курганхиммаш» ,работающий на предприятии на коммерческой основе, предоставляет в таможенный орган таможенную декларацию , а также все необходимые документы подтверждающие сведения, заявленные в ТД, в том числе и паспорта сделок и уплачивает сборы за таможенное оформление.

В отношении торговли с третьими странами на единой таможенной территории Таможенного союза применяются единые меры нетарифного регулирования.

В Соглашении между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» установлено, что в отношении торговли с третьими странами на единой таможенной территории применяются единые меры нетарифного регулирования на основе принципов, изложенных в ст. ст. 3 - 6 и 9 Соглашения. Соглашение не распространяется на отношения государств - членов ТС ЕврАзЭС, касающиеся вопросов экспортного контроля, технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных требований и мер, а также специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Под нетарифными мерами понимаются все способы воздействия на внешнеторговые потоки, не относящиеся к таможенно-тарифным инструментам. Нетарифные меры объединяют многочисленные инструменты, подходы и правила регулирования международной торговли, использование которых, в зависимости от конкретных целей торговой политики, может принимать различный характер. Одна и та же мера способна выступать как орудие протекционизма и как необходимая административная мера, нацеленная на обеспечение безопасности, защиту жизни и здоровья граждан, гарантирование права на благоприятную окружающую среду.

Основные признаки нетарифного регулирования:

1. Нетарифные меры представляют собой комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки;

2. Нетарифные меры устанавливаются исходя из соображений экономической политики и направлены на реализацию финансовой, технической, административной, кредитной и торговой политики;

3. Нетарифные меры вводятся по решению органов исполнительной и местной власти;

4. Предметом воздействия нетарифных мер является импорт и экспорт, объектом - система внешнеторговых отношений.

В рамках Таможенного союза Евразийского экономического сообщества (далее - ТС ЕврАзЭС) понятие мер нетарифного регулирование раскрыто в подп. 17 п. 1 ст. 4 ТК ТС.

К мерам нетарифного регулирования согласно Соглашению от 25 января 2008 года «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» отнесены: количественные ограничения, предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, лицензирование в сфере внешней торговли, наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров.

Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основании лицензии. Участники внешнеторговой деятельности, которым предоставлено исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, совершают сделки по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров, основываясь на принципе недискриминации и руководствуясь только коммерческими соображениями.

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

1) введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

2) реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

3) предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

4) выполнение международных обязательств.

Лицензия выдается уполномоченным государственным органом исполнительной власти. Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами.

Правила лицензирования определены Соглашением правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 9 июня 2009 года «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами».

Могут выдаваться лицензии следующих видов:

1) разовая;

2) генеральная;

3) исключительная.

Период действия разовой лицензии не может превышать 1 года с даты начала ее действия. Срок действия разовой лицензии может быть ограничен сроком действия внешнеторгового контракта (договора) или сроком действия документа, являющегося основанием для выдачи лицензии.

Для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения, период действия лицензии заканчивается в календарном году, на который установлена квота.

Срок действия генеральной лицензии не может превышать одного года с даты начала ее действия, а для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения, заканчивается в календарном году, на который установлена квота, если иное не оговорено решением Комиссии.

Срок действия исключительной лицензии устанавливается решением Комиссии в каждом конкретном случае.

К нетарифным мерам также относятся специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.

К специальным защитным мерам относятся меры по ограничению ввоза товара на таможенную территорию одного из государств - участников Таможенного союза для свободного обращения на его внутреннем рынке, которые применяет государство - участник Таможенного союза посредством введения количественных ограничений импорта или специальной пошлины, в том числе временной специальной пошлины.

Антидемпинговые меры представляют меры по ограничению демпингового импорта товара (импорта по экспортной цене ниже его нормальной стоимости), которые государство - участник Таможенного союза применяет посредством введения антидемпинговой пошлины, взимаемой сверх базовой ставки ввозной таможенной пошлины.

Компенсационными мерами являются действия по ограничению импорта товара, субсидируемого одним из государств - участников Таможенного союза или третьими странами, которые применяет государство - участник Таможенного союза посредством введения компенсационной пошлины, в том числе временной компенсационной пошлины, либо принятия ценовых обязательств.

Введение специальной, компенсационной и антидемпинговой пошлин происходит через процедуру, отличающуюся от установления таможенных пошлин, при соблюдении определенных условий.

Негативные экономические последствия, являющиеся основанием для введения специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, выражаются в:

- ухудшении производственного, торгового и финансового положения отрасли национальной экономики, которое наступило вследствие возросшего ввоза на таможенную территорию государства - участника Таможенного союза аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, либо демпингового импорта такого товара, либо импорта товара, субсидируемого соответствующим государством - участником Таможенного союза или третьими странами;

- сокращении объема производства товара, сокращении его реализации на внутреннем рынке государства - участника Таможенного союза, снижении рентабельности производства такого товара, замедлении развития отрасли национальной экономики государства - участника Таможенного союза, негативном влиянии на товарные запасы, занятость населения, уровень заработной платы, общую инвестиционную активность и другие показатели;

- неотвратимости причинения существенного (материального, серьезного) ущерба отрасли национальной экономики.

Необходимо отметить, данные негативные экономические последствия должны подтверждаться соответствующими документами в рамках расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

В рамках Таможенного союза действует Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (заключено в г. Москве 25 января 2008 года).

Продукция ОАО «Курганхиммаш» как импортируемая, так и экспортируемая не входит в списки квотируемой и лицензируемой продукции.

3. Организация внешнеэкономической деятельности на предприятии

3.1Организационная структура подразделения, осуществляющая функции по организации внешнеэкономической деятельности на предприятии

Структура управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии зависит от целей и задач, которые она призвана решать, от характера специализации предприятия на внешнехозяйственной деятельности. На выбор организационных форм ВЭД большое влияние оказывает степень зависимости предприятия от внешнего рынка, т.е. насколько оно включено в международное разделение труда.

Организационную структуру подразделения отдела внешнеэкономической деятельности ООО «Курганхиммаш» составляют:

-Начальник отдела;

-Ведущий менеджер по продажам;

-Менеджер по продажам;

-Группа декларантов;

-Ведущий переводчик;

Количество сотрудников в отделе составляет 5 человек. Организационная структура предприятия представлена в Приложении Г.

Деятельность данного отдела базируется на основном документе – положение об отделе внешнеэкономической деятельности ООО «Курганхиммаш» а также :

- действующим законодательством РФ, в том числе Постановлениями Правительства РФ, ФТС РФ и другими нормативными документами;

- Уставом ООО «КХМ»;

- Приказами и распоряжениями генерального директора ООО «КХМ», и распоряжениями директора по ВЭД ООО «КХМ»;

- требованиями , действующей в ООО «КХМ» Системы менеджмента качества;

- Положением о порядке подготовки, согласования, заключения, исполнения и хранения договоров в ООО «КХМ».

- Положением о порядке прохождения Заявки Заказчика на поставку продукции, оказание услуг и выполнение работ ООО «КХМ» в Единой информационной системе «1С».

- Правилами и нормами по охране труда, технике безопасности, пожарной безопасности;

- Правилами внутреннего трудового распорядка, действующими в ООО «КХМ».

Данное положение выделяет задачи, функции а так же взаимоотношения отдела ВЭД с другими подразделениями предприятия.

Задачи отдела ВЭД

-Обеспечение объемов производства ООО «КХМ» договорами/контрактами на поставку продукции ООО «КХМ» на экспорт (в особых случаях – на территории РФ), соответствующей требованиям заказчика.

-Осуществление от имени и по поручению руководства ООО «КХМ» экспортных и импортных операций и иных видов внешнеэкономической деятельности, в том числе участие в международных выставках и тендерах.

-Закрепление существующих и освоение новых рынков сбыта производимой ООО «КХМ» продукции.

-Организация делового сотрудничества с иностранными организациями.

Функции отдела ВЭД