logo
толлинговые сделки в россии

Проблемы, мешающие инофирмам заключать толлинговые сделки в России, и пути их решения.

Россия должна бороться за то, чтобы западные фирмы размещали заказы на территории России, а не других стран. Необходимо создавать все условия для привлечения иностранных заказчиков на наш рынок.

Ведь известно, что, несмотря на дешёвую рабочую силу, цены на продукцию многих отраслей российской промышленности лишь незначительно меньше, а зачастую даже выше европейских и мировых. И чтобы заинтересовать инофирмы в размещении заказов на переработку в России, при которых они к тому же финансируют покупку исходного сырья, должны существовать определённые предпосылки, а именно: лёгкость оформления и проведения толлинговых контрактов и их гибкость, т.е. возможность быстро вносить коррективы в связи с возможными изменениями на рынке.

На сегодняшний день проведение толлинговых сделок в России сопряжено с огромными трудностями при их оформлении. Процесс подготовки документов и их рассмотрение в различных контролирующих организациях занимает так много времени и настолько сложен, что инофирмы, столкнувшись с этой процедурой раз, зачастую теряют к ним всякий интерес. Также и российские фирмы стараются их избегать, заключая простые контракты на покупку у инофирмы сырья и продажу ей изготовленной из него продукции, указывая в документах заниженные цены, как на сырьё, так и на конечную продукцию.

Кроме того, при существующем положении на каждый артикул конечной продукции заключается отдельный толлинговый контракт. При этом таможенные органы на основе заключения экспертов устанавливают норму выхода компенсационного товара при каждой операции по переработке временно ввозимых товаров. Изучение таможней документов, представленных для получения лицензии, и принятие решения о её выдаче занимает на практике 1,5-2 месяца. Около месяца длится и предшествующая этому экспертиза расходных коэффициентов.

Часто из-за чрезмерной длительности оформления сделки при изменении ситуации на рынке инофирме к моменту получения российским перерабатывающим предприятием лицензии на переработку ввозимого товара уже не требуется данный вид продукции. Внесение же в толлинговый контракт каких-либо, даже незначительных, изменений сопряжено с большими трудностями и длится слишком долго.

В связи с этим представляется целесообразным разрешить при оформлении толлинговой сделки указывать в контракте несколько артикулов продукции, которая может быть изготовлена из предоставляемого инофирмой сырья, и фиксировать расходный коэффициент для каждого из них. Это гарантировало бы инофирмам быструю реакцию на изменяющуюся конъюнктуру рынка, что в свою очередь способствовало бы притоку в Россию зарубежных заказов на переработку.

Представляется также важным и расширение использования, так называемого внутреннего толлинга, при котором иностранными фирмами товары для их дальнейшей переработки закупались бы прямо на территории России. В данный момент внутренний толлинг разрешён только лишь в некоторых областях экономики.

Как показывает мировой опыт, использование внутреннего толлинга может даже послужить толчком для развития отраслей промышленности, производящих товары, используемые в качестве материальных ресурсов для дальнейшей переработки.

При этом перерабатывающие предприятия имеют возможность получать исходное сырьё от своих традиционных поставщиков, что является положительным аспектом и для инофирмы, и для российского изготовителя конечной продукции, так как во многих случаях решает проблему качества исходного сырья.

При применении внутреннего толлинга весь цикл производства конечной продукции осуществлялся бы в России, и помимо перерабатывающего предприятия загружались бы заказами и поставщики материальных ресурсов.

Так как применение толлинговых схем является очень многообещающим для российской экономики, поскольку позволило бы быстро загрузить простаивающие производственные мощности многих российских предприятий, хочется верить, что этому вопросу будет уделено должное внимание со стороны соответствующих российских ведомств.