Задачи и решения
Задача 1
В таблице представлены данные о спросе и предложении часов в США и Швейцарии. Ответьте на следующие вопросы:
1. Каковы равновесные цены и количество продукции на рынках часов обеих стран при отсутствии внешней торговли?
2. Какая из стран будет экспортировать часы?
3. Какова цена равновесия на рынке часов при наличии внешней торговли?
Цена часов за 1 шт., долл.
| Спрос в США, тыс. шт.
| Предложение в США, тыс. шт.
| Спрос в Швейцарии, тыс. шт.
| Предложение в Швейцарии, тыс. шт.
|
10 | 110 | 0 | 80 | 30 |
20 | 90 | 20 | 50 | 50 |
30 | 70 | 40 | 35 | 65 |
40 | 60 | 60 | 20 | 80 |
50 | 50 | 80 | 5 | 95 |
60 | 40 | 95 | 0 | 105 |
Решение
1. На основе данных таблицы определяем равновесные цены и объемы для Швейцарии и США.
Для Швейцарии: S Шв = DШв = 50 тыс. шт., при этом PШв = 20 долл. (равновесная цена).
Для США: SСША = DСША = 60 тыс. шт., при этом PСША = 40 долл.(равновесная цена).
2. Экспортировать часы будет Швейцария, так как PШв = 20 долл., а PСША = 40 долл., то есть у Швейцарии часы дешевле. Следовательно, выгодно экспортировать товар по более низкой, конкурентоспособной цене:
20 долл. < 40 долл.
3. Верхняя граница цены на мировом рынке равна внутренней цене страны-импортера (США), а нижняя граница – страны-импортера (Швейцария). Если мировая цена установится на среднем уровне, то она составит 30 долл. По этой цене предложение на мировом рынке составит 30 тыс. шт., так как, произведя по этой цене 65 тыс. шт., 35 тыс. шт. продадут на внутреннем рынке Швейцарии. Спрос в США составит по этой цене 70 тыс. шт., из них 40 тыс. шт. произведут национальные производители, а 30 тыс. штук привезут из Швейцарии.
Задача 2
На основе приведенной ниже таблицы сделайте расчеты и ответьте на вопросы:
1. В производстве каких товаров Франция и Германия имеют абсолютное преимущество?
2. Подсчитайте выигрыш (экономию времени) от торговли Франции и Германии, если они обменивают 5 кг колбасы на 3 м2 ситца.
3. Подсчитайте выигрыш (экономию времени) от торговли Франции и Германии, если они обменяют 5 кг колбасы на 6 м2 ситца.
Производство
| Франция | Германия
|
Колбаса, кг/ч | 5 | 1 |
Ситец, м2/ч | 1 | 3 |
Решение
1. Франция имеет абсолютное преимущество в производстве колбасы, Германия – в производстве ситца, согласно базовым положениям теории абсолютных преимуществ.
2. Франция отдает Германии 5 кг колбасы, на производство которых затратила 1 ч, получает 3 м2 ситца, на которые ей пришлось бы затратить 3 ч. Ее выигрыш составляет 2 ч. Германия отдает Франции 3 м2 ситца, на производство которых она затратила 1 ч, получает 5 кг колбасы, на создание которых ей пришлось бы затратить 5 ч. Ее выигрыш составляет 4 ч.
3. Франция отдает 5 кг колбасы, произведенные за 1 ч, получает 6 м2 ситца из Германии, на создание которых ей пришлось бы затратить 6 часов. Ее выигрыш составляет 5 ч. Германия отдает 6 м2 ситца, на которые затратила 2 ч, получает 5 кг колбасы, на которые ей пришлось бы затратить 5 ч. Ее выигрыш – 3 ч.
Задача 3
Российская ферма производит пшеницу и молоко, для чего максимально может использовать 400 ч труда и 600 га земли. Производство 1 т пшеницы требует 10 ч труда и 5 га земли. Производство 1 т молока требует 4 ч труда и 8 га земли.
1. Какие факторы производства относительно более интенсивно используются для производства пшеницы, какие – для производства молока?
2. В состоянии ли ферма произвести одновременно 50 т молока и 90 т пшеницы?
Решение
1. В производстве пшеницы на 1 га земли расходуется 2 ч труда:
(10 ч труда : 5 га земли = 2 ч).
В производстве молока на 1 га земли расходуется 0,5 ч труда.
(4 ч труда : 8 га земли = 0,5 ч).
Следовательно, более интенсивно используется фактор труда в производстве пшеницы, а в производстве молока – фактор земли.
2. Производство 50 т молока требует 200 ч труда и 400 га земли:
4 ч труда 50 т молока = 200 ч труда
8 га земли 50 т молока = 400 га земли
Производство 90 т пшеницы требует 900 ч труда и 450 га земли:
10 ч труда 90 т пшеницы = 900 ч труда
5 га земли 90 т пшеницы = 450 га земли.
В сумме потребуется:
1100 ч труда (200 ч труда + 900 ч труда)
850 га земли (400 га земли + 450 га земли)
Ферма располагает лишь 400 ч труда и 600 га земли, следовательно, одновременное производство 50 т молока и 90 т пшеницы невозможно.
Задача 4
Допустим, в России и США производятся два товара – оборудование и сырье. В США единица оборудования производится за 1 рабочий день, единица сырья – за 3 рабочих дня. В России единица оборудования производится за 4 дня, единица сырья – за 2 рабочих дня.
1. Какая страна и в чем обладает абсолютным преимуществом?
2. Какой из двух товаров США и России выгоднее покупать не на внутреннем, а на международном рынке?
- Методические рекомендации
- 2. Тематический план практических занятий
- Содержание практических занятий
- 3. Содержание практических занятий Занятие 1. Введение в курс «Мировая экономика и международные отношения». Структура мирового хозяйства.
- Тестовые задания (тесты) и ответы на них с пояснениями
- Задачи и решения
- Занятие 2. Мировой рынок и международная торговля товарами и услугами.
- Тестовые задания (тесты) и ответы на них с пояснениями
- Задачи и решения
- Решение
- Занятие 3. Международное движение капитала.
- Тестовые задания (тесты) и ответы на них с пояснениями
- Задачи и решения
- Занятие 4. Международная миграция трудовых ресурсов.
- Тестовые задания (тесты) и ответы на них с пояснениями
- Задачи и решения
- 4. Учебно-методическое и информационное обеспечение
- Содержание
- Методические рекомендации
- 2. Тематический план самостоятельной работы студентов
- 3. Содержание самостоятельной работы студентов
- Тема 1. Введение в курс «Мировая экономика и международные отношения». Структура мирового хозяйства.
- Тема 2. Мировой рынок и международная торговля товарами и услугами.
- Тема 3. Международное движение капитала.
- Тема 4. Международная миграция трудовых ресурсов.
- Тема 5. Международные валютно-финансовые отношения.
- Тестовые задания
- 4. Тематика практических занятий Занятие 1. Введение в курс «Мировая экономика и международные отношения». Структура мирового хозяйства.
- Занятие 2. Мировой рынок и международная торговля товарами и услугами.
- Занятие 3. Международное движение капитала.
- Занятие 4. Международная миграция трудовых ресурсов.
- 5. Тематика контрольных работ
- 6. Учебно-методическое и информационное обеспечение
- 7. Вопросы для итогового контроля
- 8. Вопросы к экзамену
- Содержание