27. Межгосударственное регулирование внешней торговли. Международные организации: назначение, функции, роль.
Высокая значимость МТ для развития мирового хозяйства обусловила создание мировым сообществом специальных международных регулирующих организаций, усилия которых направлены на выработку правил, принципов, процедур осуществления международных торговых сделок и контроля за их исполнением государствами — членами этих организаций.
Особую роль в регулировании международной торговли выполняют многосторонние соглашения, действующие в рамках:
ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле)
ВТО (Всемирная торговая организация)
ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами)
ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности)
ГАТТ
В соответствии с основополагающими положениями ГАТТ торговля между странами должна осуществляться на основе принципа наиболее благоприятствуемой нации (ПНБ), т. е. в торговле стран — членов ГАТТ устанавливается режим наибольшего благоприятствования (РНБ), гарантирующий равенство и недискриминацию. Однако одновременно были установлены исключения из ПНБ для стран, входящих в экономические интеграционные группировки; для стран, бывших колоний, находящихся с бывшими метрополиями в традиционных связях; для приграничной и каботажной торговли. По самым приблизительным подсчетам на долю «исключений» приходится не менее 60% мировой торговли готовой продукцией, что лишает ПНБ универсальности.
ГАТТ признает в качестве единственно приемлемого средства регулирования МТ таможенные тарифы, которые итеративно (от раунда к раунду) снижаются. В настоящее время их средний уровень составляет 3-5%. Но и здесь есть исключения, позволяющие использовать нетарифные средства защиты (квоты, экспортные и импортные лицензии, налоговые льготы). К ним отнесены случаи применения программ регулирования сельскохозяйственного производства, нарушения платежного баланса, осуществления программ регионального развития и помощи.
ГАТТ содержит принцип отказа от односторонних действий и принятия решений в пользу переговоров и консультаций, если такие действия (решения) могут привести к ограничению свободы торговли.
ГАТТ — предшественница ВТО — принимала свои решения на переговорах-раундах всех членов этого Соглашения. Всего их прошло восемь. Наиболее значимые решения, которыми ВТО руководствуется в регулировании МТ до настоящего времени, были приняты на последнем (восьмом) Уругвайском раунде (1986-1994 гг.). Этот раунд еще более расширил круг вопросов, регулируемых ВТО. В него была включена торговля услугами, а также программа сокращения величины таможенных пошлин, активизации усилий по регулированию МТ продукцией отдельных отраслей (в том числе сельского хозяйства) и усиления контроля за теми направлениями национальной экономической политики, которые оказывают влияние на внешнюю торговлю страны.
Было принято решение об эскалации таможенных пошлин по мере повышения степени обработки товаров при снижении пошлин на сырье и ликвидации их на некоторые виды алкогольных напитков, строительное и сельскохозяйственное оборудование, офисную мебель, игрушки, фармацевтические товары — всего на 40% мирового импорта. Была продолжена либерализация торговли одеждой, текстилем и сельскохозяйственными товарами. Но последним единственным средством регулирования признаны таможенные пошлины.
В области антидемпинговых мер были приняты понятия «законные субсидии» и «приемлемые субсидии», к разряду которых отнесены субсидии, направленные на охрану окружающей среды и региональное развитие при условии, что их размер составляет не менее 3% общей величины импорта товара или 1% его общей стоимости. Все остальные отнесены к незаконным и их применение во внешней торговле запрещено.
К числу вопросов экономического регулирования, воздействующих на внешнюю торговлю косвенно, Уругвайский раунд отнес требования о минимальном экспорте товаров, произведенных на СП, обязательном использовании местных компонентов и ряд других.
ВТО
Уругвайский раунд принял решение о создании ВТО, ставшей правопреемницей ГАТТ и сохранившей его основные положения. Но решения раунда дополнили их задачами обеспечения свободы торговли не только за счет либерализации, но и путем использования так называемых увязок. Смысл увязок состоит в том, что любые решения государства о повышении тарифа принимаются одновременно (в увязке) с решением о либерализации импорта других товаров.
ВТО не входит в сферу деятельности ООН. Это позволяет ей проводить собственную независимую политику и контроль за деятельностью стран-участниц по соблюдению принятых соглашений.
ГАТС
Определенной спецификой отличается регулирование международной торговли услугами. Это связано с тем, что услуги, отличающиеся крайним разнообразием форм и содержания, не образуют единого рынка, который имел бы общие черты. Но ему присущи общие тенденции, дающие возможность регулировать его на глобальном уровне даже с учетом новых моментов в его развитии, которые вносят ТНК, доминирующие на нем и монополизирующие его.
В настоящее время мировой рынок услуг регулируется на четырех уровнях: международном (глобальном), отраслевом (глобальном), региональном и национальном.
Общее регулирование на глобальном уровне осуществляется в рамках ГАТС, вступившем в действие с 1 января 1995 г. В его регулировании используются те же правила, которые были выработаны ГАТТ по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям. Однако реализация этих правил затрудняется особенностями услуг как товара: отсутствием вещной формы большинства из них, совпадением времени производства и потребления услуг. Последнее означает, что регулирование условий торговли услугами означает регулирование условий их производства, а это в свою очередь означает регулирование условий инвестирования их производства.
ГАТС включает в себя три части: рамочное соглашение, определяющее общие принципы и правила регулирования торговли услугами; специальные соглашения, приемлемые для отдельных сервисных отраслей, и список обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений в сервисных отраслях. Таким образом, из поля деятельности ГАТС выпадает только один, региональный уровень.
Соглашение ГАТС направлено на либерализацию торговли услугами и охватывает следующие их виды: услуги в области телекоммуникаций, финансов и транспорта. Из сферы его деятельности исключены вопросы экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм, что связано с опасениями отдельных государств (страны Европы) потерять самобытность своей национальной культуры.
Отраслевое регулирование международной торговли услугами осуществляется также в глобальном масштабе, что связано с глобальным их производством и потреблением. В отличие от ГАТС организации, регулирующие такие услуги, носят специализированный характер. Например, гражданские авиационные перевозки регулирует Организация международной гражданской авиации (ИКАО), иностранный туризм — Всемирная туристическая организация (ВТО), морские перевозки — Международная морская организация (ИМО).
Региональный уровень международной торговли услугами регулируется в рамках экономических интеграционных группировок, в которых снимаются ограничения на взаимную торговлю услугами (как, например, в ЕС) и могут вводиться ограничения на такую торговлю с третьими странами.
Национальный уровень регулирования касается внешней торговли услугами отдельных государств. Он реализуется через двусторонние торговые договоры, составной частью которых может быть торговля услугами. Значительное место в таких договорах отводится регулированию инвестиций в сферу услуг.
- 1.Предмет мировой экономики, сущность мирового хозяйства. Субъекты современного всемирного хозяйства.
- 3.Этапы и тенденции развития мирового хозяйства. Общая характеристика мирового хозяйства в начале хх1 века.
- 4.Постиндустриализация как основная тенденция в современной мировой экономике.
- 8.Причины развития экономических связей между странами.
- 9.Дайте типологическую характеристику странам мира. Стандартная классификация оон стран мира.
- 10.Показатели и критерии группировки стран в мировой экономике.
- 11.Развитые страны в системе мирового хозяйства.
- 12.Развивающиеся страны в системе мирового хозяйства
- Страны с переходной экономикой в системе мирового хозяйства.
- Группы стран с переходной экономикой
- Сущность международного разделения труда. Показатели и факторы его развития. Международное разделение труда на современном этапе.
- Формы международного разделения труда. Тенденции развития международного разделения труда в начале XXI в. Роль нтр в данном процессе.
- Понятие международной торговли, мирового рынка, показатели их развития. Роль международной торговли для национальных экономик и в системе мэо. История развития мировой торговли.
- Меркантилисты о развитии мировой торговли.
- Теория абсолютных преимуществ.
- Концепция международных экономических отношений Хекшера - Олина. В. Леонтьев о развитии международной торговли.
- 21.Дайте краткую характеристику современных теорий международных экономических отношений.
- 24.Тарифные методы регулирования внешней торговли. Таможенные тарифы и таможенная политика.
- 25. Основные формы нетарифных ограничений внешней торговли.
- 26. Мировой рынок услуг. Современные тенденции развития торговли услугами.
- 27. Межгосударственное регулирование внешней торговли. Международные организации: назначение, функции, роль.
- 28. Проблема вступления России в вто.
- 29,30. Международное движение капитала: сущность, причины, формы, экономический эффект.
- 31.Понятие прямых иностранных инвестиций (пии), их роль в системе мэо.
- 32.Понятие международных корпорации. Их роль в процессе международного движения капитала.
- 33. Виды, отличительные черты, этапы становления международных корпораций.
- 34. Особенности развития, структура и направления деятельности тнк.
- 35. Международное движение ссудного капитала. Интернационализация финансово- кредитной сфера. Формирование мирового рынка ссудных капиталов. Механизм функционирования данного рынка.
- 36. Сущность и механизм образования внешнего долга. Проблема покрытия внешнего долга. Внешний долг рф.
- 37.Роль финансовых международных организаций на мировом рынке капиталов.
- 38.Трудовые ресурсы мирового хозяйства.
- 39.Международная миграция рабочей силы на современном этапе: понятия, этапы, причины (экономические и неэкономические), виды.
- 40.Классификация форм миграции рабочей силы. Мировые центры притяжения рабочей силы.
- Динамика и направления международной миграции рабочей силы на современном этапе.
- 47. Ямайская валютная система: краткая характеристика.
- Понятие и виды валют. Конвертируемость валют.
- 49.Валютный курс и факторы, воздействующие на его формирование.
- Валютный курс. Номинальный и реальный валютный курс.
- 51.Фиксированный валютный курс. Золотой стандарт. Девальвация и ревальвация валюты.
- 52.Свободно плавающий валютный курс.
- 53.Валютный рынок: понятие, виды. Современные тенденции развития.
- 54.Межгосударственное регулирование международных валютных отношений.
- 55.Международная экономическая интеграция: объективные экономические основы, этапы становления.
- 56.Сущность, цели и этапы и международной экономической интеграции.
- 57.Интеграционные объединения в группе промышленно развитых стран.
- 58.Особенности международной экономической интеграции развивающихся стран.
- 59.Процесс экономической интеграции стран с переходной экономикой.
- 60.Особенности развития западноевропейской экономической интеграции. Европейский союз: причины возникновения. Задачи, принципы организации и механизмы функционирования.
- 61. Модель интеграции в Северной Америке. Деятельность Североамериканской ассоциации свободной торговли (нафта), перспективы развития данной организации.
- 62. Деятельность общего рынка стран Южного конуса (меркосур), перспективы развития данной организации.
- 63. Характеристика Ассоциации государств Юго - Восточной Азии (асеан) и Азиатско- Тихоокеанской экономической системы (атэс).
- 64. Интеграционные процессы на постсоветском экономическом пространстве. Роль снг.