logo
Шпоры по СМО

6. Ядерная программа кндр и пути урегулирования корейской проблемы.

Ядерную программу КНДР можно разделить на два этапа. Первый - с середины 50-х до конца 70-х, - когда закладывались основные исследования КНДР в ядерной области, создавалась соответствующая инфраструктура, начиналась подготовка научных и технических кадров. Эта деятельность осуществлялась при содействии СССР, частично КНР. Второй этап - с конца 70-х по настоящее время. Данный период характеризуется развитием научно-производственной базы в основном с опорой на собственные силы, одновременно сопровождается попытками привлечения значительной иностранной помощи для создания атомно-энергетического комплекса в стране, способного существенно снизить остроту энергетического кризиса в КНДР. В это же время КНДР присоединяется к ДНЯО, возникают кризисы 1993-94, 2002-2003 годов, связанные с выполнением обязательств КНДР по ДНЯО и соглашению об осуществлении гарантий МАГАТЭ.

В 1947-50 годах СССР проведены геологоразведочные работы по урановым рудам. Обнаружено, что в Северной около 4 млн. тонн урана пригодны для промышленной разработки. В это же время сооружаются рудники. После окончания корейской войны КНДР приступает к подготовке научно-технических кадров в области ядерных исследований. В 1956 году с СССР подписано соглашение о подготовке корейских специалистов. Они обучаются в МИФИ, МВТУ им.Баумана, МЭИ, проходят стажировку в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне. Всего до начала 90-х годов СССР подготовил около 300 корейских специалистов. В это же время в КНДР создаются НИИ в ядерной области: НИИ ядерной физики, НИИ радиохимии. После подписания в 1959 году соглашения с СССР о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии в Ненбене (80 км севернее Пхеньяна) начинается сооружение центра ядерных исследований. В том же году КНДР заключила аналогичное соглашения с КНР. К 1965 году исследовательский центр в Ненбене построен. МАГАТЭ также помогало в создании ядерной базы в КНДР.

Вторая очередь крупного строительства в Ненбене начинается с 1980 года. КНДР начала сооружать собственный завод по производству топливных сборок. Одновременно строится завод по рафинированию урановой руды.

12 декабря 1985 года КНДР подписала ДНЯО. Это было одно из условий СССР по оказанию содействия Пхеньяну в строительстве 4 блоков. Изыскательские работы проводились вплоть до 1991 года, когда сотрудничество было прекращено из-за отказа КНДР оплачивать уже выполненные работы.

В мае 1992 года началась инспекционная деятельность МАГАТЭ в КНДР. Реакцией на настойчивые требования допустить специнспекции двух объектов, которые не были заявлены Пхеньяном как ядерные, стало заявление правительства КНДР от 12 марта 1993 года о выходе из ДНЯО.

В ответ Россия полностью приостановила сотрудничество с КНДР в ядерной области. Резолюция ООН от 11 мая 1993 года с призывом к Пхеньяну вернуться в ДНЯО и продолжить сотрудничество с МАГАТЭ была расценена Северной Кореей как вмешательство в ее внутренние дела и посягательство на суверенитет страны.

В июне 1993 года КНДР в обмен на обязательства США не вмешиваться в ее внутренние дела и не угрожать применением силы заявила о "приостановлении" вступления в силу решения о выходе из ДНЯО. Пхеньян обусловил свое окончательное решение о продолжении участия в Договоре урегулированием военно-политических вопросов на Корейском полуострове и нормализацией своих отношений с США.

13 июня 1994 года заявила о выходе из МАГАТЭ и об отказе от инспекций Агентства.

12 февраля 2003 года Совет Управляющих МАГАТЭ большинством голосов принял резолюцию, которая, среди прочего, предусматривает направление в ООН доклада о несоблюдении КНДР соглашения с Агентством о применении гарантий в связи с ДНЯО. Положение осложнило сделанное 18 апреля Пхеньяном заявление о том, что переработка 8000 стержней, содержащих отработавшее ядерное топливо из реактора в Нёнбёне, находится на завершающей стадии, что означало бы наличие в КНДР значимого количества оружейного плутония.

6 января 2004 года Пхеньян в официальном заявлении ЦТАК, подтвердив свою приверженность "пакетному" урегулированию проблемы, выразил готовность воздерживаться от производства и испытания ЯО и даже заморозить "в качестве первоначальной меры" свою ядерную деятельность в обмен на исключение КНДР из списка стран, поддерживающих терроризм, снятие всех санкций в её отношении и возобновление экономической помощи.

Кроме того, поскольку ядерная программа КНДР в основном является ответной мерой на нажим со стороны США, перспектива её свёртывания почти полностью зависит от смягчения позиции Вашингтона.

С другой стороны, возможности политического манёвра Пхеньяна достаточно ограничены по нескольким причинам. Во-первых, резерв возможных ответных действий КНДР на случай американских демонстративных акций уже практически исчерпан, при этом дальнейшая эскалация напряжённости Пхеньяну явно невыгодна. Во-вторых, КНДР остро требуется экономическая помощь.

В этой связи реальная возможность разблокирования ситуации остается достаточно существенной