23. Международные экономические организации.
Международные экономические организации – одна из важнейших форм многостороннего экономического сотрудничества между государствами. Они создаются на основании соглашения между участниками. Деятельность этих организаций регламентируется уставом. Эффективность деятельности организаций зависит от степени согласованности, которой удается достичь государствам.
Основными целями и задачами всех международных экономических организаций является создание конструктивной многосторонней база международного экономического сотрудничества.
Международные экономические организации:
1. Группа Всемирного Банка включает 4 института:
- Международный банк реконструкции и развития (МБРР) – содействие реконструкции и развитию территорий государств-членов путем поощрения капиталовложений на производственные цели, поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления гарантий или участия в займах и других инвестициях частных кредиторов, поощрение экономического и социального прогресса в развивающихся странах посредством долгосрочного финансирования проектов и программ развития с целью обеспечения роста производства, стимулирование роста международной торговли и развития производственных ресурсов государств членов МБРР – их около 180, в том числе и Россия)
- Международная финансовая корпорация,
- Международная ассоциация развития,
- Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям.
2. Международный валютный фонд (МВФ) – поощрение международного сотрудничества в области валютной политики, способствование росту мировой торговли, поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений между государствами-членами, предоставление при необходимости государствам – членам помощи кредитами.
3. Европейский союз – образование тесного экономического союза государств Европы, усиление экономического взаимодействия, образование валютного союза и создание единой валюты, проведение совместной внешнеэкономической политики.
4. Североамериканское соглашение о свободной торговле – НАФТА: создание зоны свободной торговли в Северной Америке, предусматриваются меры по либерализации в движении товаров, услуг, капиталов через границы с постепенной ликвидацией таможенных и инвестиционных барьеров. Не предусмотрена единая валютная система и координация внешней политики.
5. Организация экономического сотрудничества (ОЭСР) – вклад в развитие мировой экономики посредством обеспечения оптимального экономического развития, роста занятости и повышения уровня жизни при сохранении финансовой стабильности государств-членов, содействие экономическому и социальному благополучию путем координации политики государств-членов.
6. Организация стран экспортеров нефти - координация и унификация нефтяной политики государст-членов, определение наиболее эффективных средств защиты интересов государств-участников.
7. Союз арабского Магриба – способствовать успешному решению экономических вопросов, обеспечить конкурентоспособность стран региона на мировых рынках.
8. Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии
9. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии
10. Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество – смягчение взаимных торговых барьеров, обмен услугами и инвестициями.
11. Латиноамериканская Ассоциация свободной торговли – устранение ограничений и пошлин в торговле.
25. Внешнеэкономическая стратегия США
США в мировой экономике
США занимают лидирующие позиции в мировой экономике. Это лидерство опирается на размеры хозяйства страны и уровень его раз¬вития, мощный научно-технический потенциал, зрелость и динамизм развития рыночных институтов и механизмов, эффективность госу¬дарственного регулирования экономики.
Глобализация экономики США проявляется в нескольких основ¬ных процессах: росте масштабов и значения внешней торговли и меж¬дународного движения капиталов, расширении масштабов внешней миграции трудовых ресурсов, усилении экономической интеграции с соседними Канадой и Мексикой.
Объем внешней торговли США товарами и услугами составил в 2004 г. 3,6 трлн долл. (1,5 трлн долл. - экспорт, 2,1 трлн долл. - им¬порт). Дефицит торгового баланса достиг в 2005 r. величины в723,6 млрр; долл. Отрицательное сальдо текущего платежного баланса США (с учетом внешнего баланса оплаты труда и баланса инвестици¬онных доходов) было еще больше - свыше 804,9 млрд долл. в 2005 г. Доля внешней торговли по отношению к ВВП к началу ХХI в. достиг¬ла рекордного уровня за всю историю страны 25%. Только за 90-е гг.
ХХв. американский экспорт возрос почти на 100%, что внесло вклад в экономический рост в размере 30% его общего прироста. Особенно заметные изменения произошли в экспорте услугами - транспортны¬ми, туристскими, финансовыми, связи, технического содействия, об¬разования и Т.д. В 1950 г. лишь 2% всех произведенных услуг направля¬лось на экспорт, к началу ХХI В.- уже 6%, и в результате в начале2000-х гг. на долю услуг приходилось' около 30% всего американского экспорта.
Импорт также способствует интеграции экономики США в ми¬ровое хозяйство. Нередко США импортируют те же категории про¬дукции, что и экспортируют. Например, компьютерная отрасль в конце 90-х гг. ХХ в. экспортировала 43% своей продукции (компью¬терные системы, периферийное оборудование и программное обес¬печение). В то же время 58% внутреннего промежуточного и ко-нечного потребления в данной отрасли было импортировано. Одно¬временно США импортируют около 60% потребляемой в стране нефти, значительные объемы многих других полезных ископаемых, а также готовых изделий потребительского и производственного на¬значения.
Огромный пассивный торговый баланс США не может рассматри¬ваться только в негативном контексте - при очевидных отрицатель¬ных последствиях этого явления, в конкретной экономической ситуа¬ции превышение импорта над экспортом означает использование США преимуществ международного разделения труда в своих инте¬ресах.
Основные торговые партнеры США концентрируются прежде все¬го среди наиболее развитых стран и их ближайших соседей, хотя США торгуют практически со всеми странами мира. На Канаду, глав-ного торгового партнера США, в 2004 г. приходилось 17,4% общего объема импорта (219,2 млрд долл.) и 23,4% общего объема экспорта(167,2 млрд долл.). На второе место еще в 2003 г. переместился Китай(13,8% общего объема импорта, или 157,5 млрд долл., и 4,3% общего объема экспорта или 32,6 млрд долл.), отодвинув партнера США по НАФТА - Мексику - на третье место (10,3% импорта и 13,6% экс¬порта). На четвертом месте среди торговых партнеров США находится Япония (8,7% импорта и 6,7% экспорта), оттеснив отдельные запад¬ноевропейские страны, доля крупнейшего европейского партнера США - Германии - в американском импорте составляет 5,2%, экс¬порте - 4%. На долю развивающихся стран (без Китая) приходится31 % американской внешней торговли.
Одновременно с ростом роли и значения в экономике США внеш¬ней торговли можно констатировать рост масштабов движения капи¬тала. Так, к началу ХХI в. объем перемещающихся через границы стра-ны (в оба направления) ценных бумаг (акций и облигаций) достиг ве¬личины, более чем вдвое превышающей американский ВВП, в то
время как в 1980 г. он составлял лишь 9% ВВП.
США являются как крупнейшим международным инвестором, так и кредитором. Стоимость американских активов за рубежом равня¬лась в 2004 г. 9,9 трлн долл. Одновременно США являются крупней¬шей страной-реципиентом. иностранного капитала: в 2004 г. стои¬мость иностранных активов равнялась 12,5 трлн долл. На долю ино¬странных владельцев приходится 35% рынка государственных ценных бумаг, 20% рынка корпоративных облигаций и 7% рынка акций. Тео¬ретически, в случае дестабилизации рынка может произойти массо¬вый отток иностранных портфельных инвестиций из страны. Однако, поскольку американский рынок является одним из самых надежных и привлекательных в мире, представить себе такую ситуацию достаточ¬но сложно.С другой стороны, на долю США приходится 40% мирового фон¬дового рынка. Значительная часть вывоза капитала осуществляется через американские ТНК за рубежом. Из 500 крупнейших мировых ТНК 162 имеют американское происхождение. Особые преимущества в сфере вывоза капитала США получают в рамках интеграционной группировки НАФТА.Все более значимыми для американской экономики становятся также масштабные миграционные потоки рабочей силы. С 1991 по 2001 г. вид на жительство в США получили 8,1 млн человек, что более чем вдвое больше, чем в 80-е, и на 75% больше, чем в 70-е гг. Так, 41% роста населения США за период с 1996 по 2003 г. составило 21,6 млн человек, был обеспечен за счет иммиграции. В 2003 г. в США прожи¬вало 33,5 млн человек, которые родились за пределами страны. Кроме того, по оценкам, ежегодно в США въезжает 200-300 тыс. нелегаль¬ных мигрантов, в основном из стран Латинской Америки. По оценкам общая численность нелегальных иммигрантов, проживавших в США в 2006 г. составило около 11 млн человек. Главная причина иммигра¬ции в США - более высокий, чем в других странах, уровень жизни, широкие возможности для трудоустройства и профессионального роста.
Иммигранты оказывают заметное позитивное влияние на эконо¬мику США. Весьма наглядно это проявляется в научно-технической сфере, куда США особенно охотно привлекают кадры из-за рубежа. В ряде областей науки (компьютерные, инженерные науки, математи¬ка, биология) и в некоторых наукоемких отраслях от 1/3 до 1/2 специа¬листов высшей квалификации составляют выходцы из других стран.
США извлекают немалые экономические выгоды от привлечения в страну и неквалифицированной рабочей силы из-за рубежа. Эти им¬мигранты, зачастую нелегальные, занимают те ниши на рынке труда, которые сами американцы стремятся не занимать: тяжелый монотон¬ный труд на конвейере, работа по уборке мусора, многие виды работ в строительстве, в текстильной промышленности и Т.п.
Все вышесказанное свидетельствует о расширении участия США в международных потоках товаров, капитала и труда, о большой вовле¬ченности американской экономики в мировое хозяйство и региональ¬ные экономические группировки.
Российско-американские экономические отношения
К началу ХХI в. экономические связи России и США представля¬ют весьма многоаспектный элемент взаимных отношений. За 90-е гг. ХХ в. была создана во многом новая организационно-правовая основа для торгово-экономических связей.В 2004 г. США занимали важное место в российском внешнеторго¬вом обороте (9,8 млрд долл.). В общем объеме российского экспорта США занимали 9 место (6,6 млрд долл.), импорта - 8 место (3,2 млрд долл.). Российский экспорт составлял 8,6 млрд долл., импорт ¬2,4 млрд долл. Объем взаимной торговли после 1992 г. увеличился в2,5 раза, достигнув пика в 1998 г. (9,2 млрд долл., что составляет 6% внешнеторгового оборота России). Затем, после финансового кризиса в России в 1998 г., а также в результате протекционистских мер вла¬стей США, направленных на ограничение Поставок черных США занимают ведущее место в РФ по масштабам накопленных инвестиций. Приоритетными сферами вложений американских пря¬мых инвестиций в экономику России являются топливная и пищевая промышленность (около 75% общего объема накопленных прямых инвестиций). Другими крупными отраслями приложения американ¬ского капитала являются авиакосмическая промышленность, теле-коммуникации, производство медицинской техники и медикаментов. В нефтегазовом секторе России присутствуют корпорации “Шелл”, “Конако Филлипс”, “Эксон Мобил”, “Шеврон Тексако” и др., в агро¬промышленном комплексе – корпорация “Катерпиллар”, в пищевойпромышленности и общественном питании - корпорации “Кока¬Кола”, “Марс”, “Макдоналдс”, в автомобилестроении - “Форд”, “Дженерал Моторс
16. . 2. Темпы развития и структурные сдвиги современной МЭ
В целом МЭ динамично развив-ся система, показ-ая позит. динамику развития. В к. 20 – н. 21в. - рост или позит. сдвиг по всем основ. показ-м соц-экон. развития. Позит. сдвиги в МЭ были обусл.- ростом числ-ти трудоспос.насел. и увиличив-ся матер-ми и дух-ми потребностями людей. Это привело к const.расшир. воспроизводства матер. благ и услуг.В то же время тенденции разв-ия МЭ в отд. странах, регионах были разноплановые и неоднозначны. Периоды подъема и уст. развития сопров-сь спадами и кризисами. Ряд из них были обусл. субъект. факторами (ошибки в экон. политике США). Глав. роль в форм-и тенденций развития МЭ играли объект. факторы- осн. цикличность динамики мир.экон. развития.
Др. факторы: природно-ресурсная база при ограниченности невозобновимых ресурсов; демограф.потенциал; огран-ть фин. ресурсов.
Особенностью в совр. МЭ яв-ся полицентризм. ( до кризиса 70х гг лидер США, МЭ. со 2й пол. 70х и в 80-90х гг + Япония, ЗЕ. В 90е растет уровень соц-экон. роста и экон. потенциал в новых перспективных центрах (Китай, Индия, Бразилия),в 2000 гг РФ, (7 место). группа стран БРИК .
к.20-нач 21 вв быстрый экон. рост КНР, благодаря гибкой экон. политике, позволявшей сочетать быстрое развитие частного сектора и рын. отношений; с гос. Регулированием в стратегически важных отраслях Китай раньше чем социалист. страны активно реформирует экон-у и добивается высоких темпов экон. роста (10-12% в течении 12 лет). Китай-2я по экон. мощи страна (ВВП-10трлн$). Потенциал Китая вырос за счет вкл. в его состав Гонконга и Макау.Стремит-ое разв. «Азиатских тигров»-Ю.Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг- высоко-технологичная продукция. Обр-ся нов система экон.центровна старые центры прих-ся 2/3 МВП, 85% мир.торговли .В системе 3 центров концентрируется основная масса движения капитала. Эти центры наряду с Китаем яв-ся глав. центрами инвестирования. Китай (2м). Направ.стр-ых сдвигов: 1-территориальные сдвиги, 2-сдвиги в отраслевой структуре.
Сдвиги в развитии МЭ происходили также в отраслевой структуре. Глав. их особенностями были уменьшение удельного веса отраслей добыв. Пром-ти и с\х, существенное увел. роли сектора сферы услуг или нематериальной сферы, сохранение удельного веса индустриального сектора.Изменения в структуре происходят под влиянием общ. потребностей и накопления капитала.
Отмеченные тенденции характерны для всего периода к.20- н.21в. В составе этого периода можно выделить 2 этапа: До сер. 70х в развитых странах эк-ка развивалась экстенсивно при выс. темпах экон. роста 5-7%. В этих усл. структурные сдвиги касались соотношения между отд. частными секторами хоз-ва и крупными отраслями. Разразившийся энергет. кризис, рост цен на энергоносители, За счет быстрого внедрения достижений (НТП, новых высоко-эффективных технологий). интенс.рост.
В этих усл. х происходит быстрый рост третичного сектора (по доле занятости, по вкладу в создание ВВП), происходит деиндустриализация экон. и ее переход в постиндустриальную стадию развития. Глав.секторами развития современного мира становятся: образ., наука, медицина, информатика, фин.сфера, транспорт и телекоммуникация, торговля и др.отрасли сферы услуг.В развивающихся странах идет интенсивный процесс индустриализации, он сопровождается снижением удельного веса первичного сектора (добыв. и с\х) и увел. доли обраб. пром-ти в стр-ре ВВП и занятости.Глобальный структурный сдвиг в МЭ т.о. связан с развитием отраслей третичного сектора и переходом к эпохе постиндустриального развития \человек вступает в стадию информационного общества/.
2. Темпы развития и структурные сдвиги современной МЭ
В целом МЭ динамично развив-ся система, показ-ая позит. динамику развития. В к. 20 – н. 21в. - рост или позит. сдвиг по всем основ. показ-м соц-экон. развития. Позит. сдвиги в МЭ были обусл.- ростом числ-ти трудоспос.насел. и увиличив-ся матер-ми и дух-ми потребностями людей. Это привело к const.расшир. воспроизводства матер. благ и услуг.В то же время тенденции разв-ия МЭ в отд. странах, регионах были разноплановые и неоднозначны. Периоды подъема и уст. развития сопров-сь спадами и кризисами. Ряд из них были обусл. субъект. факторами (ошибки в экон. политике США). Глав. роль в форм-и тенденций развития МЭ играли объект. факторы- осн. цикличность динамики мир.экон. развития.
Др. факторы: природно-ресурсная база при ограниченности невозобновимых ресурсов; демограф.потенциал; огран-ть фин. ресурсов.
Особенностью в совр. МЭ яв-ся полицентризм. ( до кризиса 70х гг лидер США, МЭ. со 2й пол. 70х и в 80-90х гг + Япония, ЗЕ. В 90е растет уровень соц-экон. роста и экон. потенциал в новых перспективных центрах (Китай, Индия, Бразилия),в 2000 гг РФ, (7 место). группа стран БРИК .
к.20-нач 21 вв быстрый экон. рост КНР, благодаря гибкой экон. политике, позволявшей сочетать быстрое развитие частного сектора и рын. отношений; с гос. Регулированием в стратегически важных отраслях Китай раньше чем социалист. страны активно реформирует экон-у и добивается высоких темпов экон. роста (10-12% в течении 12 лет). Китай-2я по экон. мощи страна (ВВП-10трлн$). Потенциал Китая вырос за счет вкл. в его состав Гонконга и Макау.Стремит-ое разв. «Азиатских тигров»-Ю.Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг- высоко-технологичная продукция. Обр-ся нов система экон.центровна старые центры прих-ся 2/3 МВП, 85% мир.торговли .В системе 3 центров концентрируется основная масса движения капитала. Эти центры наряду с Китаем яв-ся глав. центрами инвестирования. Китай (2м). Направ.стр-ых сдвигов: 1-территориальные сдвиги, 2-сдвиги в отраслевой структуре.
Сдвиги в развитии МЭ происходили также в отраслевой структуре. Глав. их особенностями были уменьшение удельного веса отраслей добыв. Пром-ти и с\х, существенное увел. роли сектора сферы услуг или нематериальной сферы, сохранение удельного веса индустриального сектора.Изменения в структуре происходят под влиянием общ. потребностей и накопления капитала.
Отмеченные тенденции характерны для всего периода к.20- н.21в. В составе этого периода можно выделить 2 этапа: До сер. 70х в развитых странах эк-ка развивалась экстенсивно при выс. темпах экон. роста 5-7%. В этих усл. структурные сдвиги касались соотношения между отд. частными секторами хоз-ва и крупными отраслями. Разразившийся энергет. кризис, рост цен на энергоносители, За счет быстрого внедрения достижений (НТП, новых высоко-эффективных технологий). интенс.рост.
В этих усл. х происходит быстрый рост третичного сектора (по доле занятости, по вкладу в создание ВВП), происходит деиндустриализация экон. и ее переход в постиндустриальную стадию развития. Глав.секторами развития современного мира становятся: образ., наука, медицина, информатика, фин.сфера, транспорт и телекоммуникация, торговля и др.отрасли сферы услуг.В развивающихся странах идет интенсивный процесс индустриализации, он сопровождается снижением удельного веса первичного сектора (добыв. и с\х) и увел. доли обраб. пром-ти в стр-ре ВВП и занятости.Глобальный структурный сдвиг в МЭ т.о. связан с развитием отраслей третичного сектора и переходом к эпохе постиндустриального развития \человек вступает в стадию информационного общества/.
13. Задачи и принципы гос. внешнеэкон. политики.
Внешнеэкон. связи нуждаются в регулировании со стороны гос-ва. Осн.целью вмешательства гос-ва яв-ся обесп-ие экон. и полит. интересов страны. В то же время гос-во само склонно принимать на себя осущ. ряда видов внешнеэкон. действий, приносящих доходы или требующих гос. участия.В совр. усл. любое гос-во тем или иным образом регул., стимул. или огранич. практически все сферы м/н экон. связей.
Внешнеэконом. политика гос-ва представляет собой целенаправленную и комплексную программу действий законодат. и исполнит. властей по развитию и повыш. эф-ти внешнеэкон. связей страны.
Структурообразующими элементами ВЭП РФ, образующими единую систему возд-ия гос-ва на разл. виды ВЭД, выступают: 1.внешнеторговая– целенаправленное воздействие гос-ва на торг. отн-я с др. странами для: обесп. доступа нац. субъектов к мир. рынкам с целью удовл-ия потребностей страны в необх.ресурсах и товарах; изм-я масштабов и стр-ры экс. и имп. товаров и услуг;оказание полит., фин., инфо. поддержки в продвижении товаров и услуг на мировые рынки;защиты нац. производителей от иностр. конкуренции;поддержание равновесия плат. баланса;
2. валют -КТ ная - сов-ть д/с и к/с мер, направл. на создание норм. усл. f(x)ния нац. валют. системы; 3.внеш. инвест., сов-ть нормат.прав. актов и инстр-в гос. возд-я на эксп.-имп. потоки инвестиций с целью их эффект. исп-ия во внутр. соц-экон развитии страны; 4. научно-техническая, ориентир.на создание благопр-х усл. взаимодействия субъектов разл. стран в сфере научно-техн-го и инновац. сотр-ва;5. миграционная - целенаправленное воздействие гос-ва на эмиграцию и иммиграцию раб. силы для установления баланса в демограф. сфере.
Основными принципами ВЭП яв-ся:независимость;открытость;равноправие;признание приоритета м/н договоров;
ВЭП страны обычно формул-ся в виде д/с стратег. программ для соответ. отраслей или на основе выбора приоритетных направлений. Осущ-е ВЭП на гос. уровне возлаг. на соот-щие министерства и ведомства.
Основными задачами внешнеэкон. политики яв-ся:
1.сведение к мин. рисков при дальнейшей интеграции РФ в МЭ с учетом необ-ти обесп. экон.б/п страны;
2.форм-ие справед. м/н торг. системы при полноправном участии РФ в м/н экон. орг-ях, обеспеч.защиту в них нац. интересов страны;3.содействие расшир. отеч. экспорта и рационализации импорта в страну, а также рос. предприн-ву за рубежом, поддержание его интересов на внеш.рынке и против-ие дискриминации отеч.производителей и экспортеров, обеспеч. строгого соблюдения отеч. субъектами ВЭД рос. законод-ва при осущ.таких операций;
4.содействие привлеч-ю иност. инвестиций, в 1 очередь в реальный сектор и приоритетные сферы рос.экон.
5.сохр.и оптим. исп-ие рос. собс-ти за рубежом; 6.форм-ие комплекс. системы рос.законод. и м/н договорно-правовой базы в экон. сфере.
11. . Постиндустриализация как основная тенденция развития МЭ.
Постиндустриализацией называется переход от индустриального общества к постиндустриальному. Это главная тенденция развития Мира в 21 веке.Основ.часть истории человечества приходится традиционно к доинд. общ-ву (развитие первичного сектора- с/х).Доиндустриальное общество доминировало до конца 18 века, далее развитые страны вступают в период индустриализации и мир постепенно переходит в индустриальную фазу развития с преобладанием обрабатывающих отраслей.Главный сектор- втор.пром-ть и стр-во.Высокоразв.страны вступают в постиндустр. Стадию во 2 половине 20 века (60-е годы)Среднеразвитые и некоторые развив.ближе к концу 20 века.
Третичный сектор доминирует в экон. развитых стран. В РФ свыше 50% занятых в немат.сфере.
В США уровень занятых в третичном секторе – 75%.В Гол.5 % занятых в с/х кормят всю страну.Быстрый рост трет.сектора происходит за счет науки, обр., здравоох., культуры, искусства. Увел. роль туризма и индустрии отдыха.
В постинд. Экономике основ.ресурсами становятся не прир.ресурсы, а знания и квалиф.труд.
Экон. отношения во многом опред-ся способностями вырабатывать и использовать новые знания.
Поэтому экономика должна обеспечивать производство знании и форм-ние носителей этих знаний, т.е. высокообразованной, творческой, физически здоровой раб.силы.
Харак-ка постиндустриальной экон. :Глав.особенностями яв-ся 1)изменение структуры производства и потребления, за счет возрастания роли услуг 2)рост уровня образования, при увеличении значения послешкольного, послевузовского образования ( в большинстве стран Мира повышается уровень квалификации рабочей силы. Высокий уровень квалификации обеспечивает высокий уровень з/п 3)нов.отношение к труду всех категории занятых: творческое отношение к труду всех категории занятых, высокие требования к отношениям на работе (малые и средние предп. – локомотив экон.)4)повышенное внимание к окр.среде5)усиление внимания к решению проблем экологии 6)социализация или гуманизация экон.Означает вложение средств в развитие человека и общества вцелом, эти вложения прояв-ся в форме бесплатного или частично датируемых гос-вом: образования, здравоохранения, занятий наукой, искусством и т.д.Г.о социализация прояв-ся в том, что образование и здравоохранение бесплатно. При улучшении экон. ситуации уровень социализации повышается.7)Информат.общ-ва. Инфо. в разл. формах , начиная от науч.знаний и до баз данных приобретают все больш. значение, как фактор экон. развития.Преобразование, распределение инфо.дают все больш.прибыль, стан-ся иск. эффективными. Норма рентабельности может достигать 100%.7)В рез-те этого в мире увел. численность людей производящих инфо. и знания: ученые,журналисты.Тех кто распространяет СМИ,инфо-сети,учебные заведения, и те кто потребляет инфо.8)Общество становится все более насыщено знаниями и становится компьютеризированным
\
17. 1. Организационная структура реализации комплекса антикризисных мер
2. Реализация комплекса антикризисных мер 2008– 2009 гг. выглядела следующим образом
В течение 2008 и 2009 гг. Минпромторг России реализовывал комплекс мер, направленных на поддержку промышленности и торговли. В основу работы Министерства был положен План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики и План действий по реализации Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г.
Для этого в максимально короткие сроки был сформирован и утвержден в ноябре 2008 г. ведомственный План действий, направленных на оздоровление ситуации в отдельных отраслях промышленности. Летом 2009 г. он был актуализирован и дополнен с учетом оперативного мониторинга и оценки эффективности реализации мер поддержки промышленности.
В ноябре–декабре 2008 г. была проведена работа по формированию ведомственного списка системообразующих организаций промышленности и торговли, разработана методика отбора предприятий и организаций, формы представления информации о текущей ситуации на предприятиях.
Для включения в этот список компании должны были удовлетворять одному из двух условий. Первое условие при включении в ведомственный список — наличие у предприятия как минимум одной из следующих характеристик:
• предприятие выступает финализирующим звеном, интергратором технологической цепочки;
• предприятие производит уникальную продукцию, представляющую стратегический интерес.
Кроме того, особое внимание уделяется градообразующим предприятиям. В результате был сформирован ведомственный перечень ключевых организаций, с учетом которого формировался правительственный список системообразующих предприятий.
Работа с отобранными компаниями велась через Комиссию по повышению устойчивости развития отраслей промышленности и торговли, организованную в Минпромторге России. При комиссии были образованы отраслевые рабочиегруппы по мониторингу за финансовоэкономическим состоянием организаций, находящихся в перечне системообразующих организаций, в области:
На организацию прямых закупок для государственных нужд федеральными органами исполнительной власти в 2009 г. было направлено 12,5 млрд руб. На обновление регионального парка автомобильной техники в 2009 г. — более 30 млрд руб. Принято решение о применении этих инстру ментов и в 2010 г.
В дополнение к бюджетным закупкам Минпромторг разработал и реализовал программу стимулирования приобретения автомобилей частными лицами и негосударственными организациями за счет субсидировании автокредитов. После внесения корректировок она доказала свою эффективность. В целом в 2009 г. государственная поддержка спроса сформирует более 40% от объема продаж системообразующих автопредприятий.
Министерством разработана программа стимулирования утилизации легковых автомобилей старше 10 лет с финансированием из федерального бюджета в размере 10 млрд руб. Программа стартует в 2010 г., и ее реализация позволит повысить спрос на продукцию российских предприятий и улучшить возрастную структуру автопарка страны.
В рамках реализации антикризисных мер активно использовались инструменты таможенно тарифного регулирования и борьбы с демпингом. В частности, для защиты отечественных производите лей сельхозтехники в 2009 г. была увеличена таможенная пошлина на новую и бывшую в употреблении импортную сельхозтехнику. Кроме того, был введен запрет на приобретение импортной сельхозтехники за счет средств федерального и региональных бюджетов. Это позволило оперативно, уже к концу первого полугодия, обеспечить российским производителям дополнительные продажи более 15 тыс. единиц техники на сумму более 22,5 млрд руб. за счет государственных закупок через ОАО «Росагролизинг».
В 2009 г. Минпромторг России администрировал 19 видов субсидий с общим объемом финансирования в части гражданских отраслей 13,3 млрд руб. На субсидии организациям обороннопромышленного комплекса было направлено 17,2 млрд руб
- «Мировая экономика»
- 2. Предпосылки и факторы, основные этапы развития мировой экономики
- 5. Особенности экономики развитых стран. Развитые страны с мировой экономической системе
- 6.Особенности экономики и внешнеэкономической деятельности развивающихся стран
- 15. Экономический рост и факторы его формирования.
- 18. Международная экономическая интеграция. Формы и механизм интеграционных объединений.
- 20. Международные экономические организации.
- 23. Международные экономические организации.