Тема 1. Введение в проблематику курса
Понятие «регион». Соотношение регионоведения и страноведения. Виды регионов и критерии их выделения. Современная глобализация и ее взаимосвязь с процессами регионализации. Общий обзор географических макрорегионов (Азия, Африка, Америка, Австралия и Океания, Европа). Основные историко-культурные регионы мира. Специфика культурно-религиозных макрорегионов (конфуцианско-буддийский, индуистский, исламский, православный, западно-христианский). Примеры международно-политических регионов (НАТО, АСЕАН и т.д.). Геоэкономические и геополитические регионы. Цивилизационные макрорегионы современного мира.
Обязательная литература:
Иванова М.В. Введение в регионоведение. Томск, 2008.
Воскресенский А.Д. Комплексное регионоведение // Интеллект на завтра. Сборник новых предметных программ по проблемам международных отношений и безопасности. М., 2002.
Максаковский В.П. Географическая картина мира: В 2 кн. Кн. II: Региональная характеристика мира. М., 2004.
Дополнительная литература:
Вавилова Е. В. Экономическая география и регионалистика. М., 2005
Воскресенский А.Д. Политическая компаративистика как часть дискурса мирового комплексного регионоведения: общие закономерности и специфика их трансформации на Востоке // Восток. 2005. № 2.
Воскресенский А.Д. Региональные подсистемы международных отношений и регионы (к постановке проблемы). // Восток – Запад – Россия. Сборник статей. М., 2002.
Восток / Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений: учебное пособие / Под ред. А.Д. Воскресенского. М., 2002.
Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география: учебник для вузов. М., 2001.
Монбриаль Т. де. Действие и система мира. М., 2005.
Широков Г.К. Регионализация: Новые тенденции мирового развития на рубеже XX и XXI веков // Новая и новейшая история. 2004. № 4.
AgnewJ. (2002).MakingPoliticalGeography.L.
DeBlijH. (1996).SystematicPoliticalGeography.N.Y.
- Область применения и нормативные ссылки
- Цели освоения дисциплины
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- Место дисциплины в структуре образовательной программы
- Тематический план учебной дисциплины
- Критерии оценки знаний, навыков
- Содержание дисциплины
- Тема 1. Введение в проблематику курса
- Тема 2. Западная Европа
- Тема 3. Центральная и Восточная Европа
- Тема 4. Страны постсоветского пространства
- Тема 5. Северная Америка
- Тема 6. Латинская Америка
- Тема 7. Восточная Азия
- Тема 8. Юго-Восточная Азия
- Тема 9. Южная Азия
- Тема 10. Австралия и Океания
- Тема 11. Средний Восток и Северная Африка
- Тема 12. Африка южнее Сахары
- Тема 13. Региональная политика
- Тема 14. Регионолистские партии и движения
- Тема 15. Региональная интеграция
- Тема 16. Региональные конфликты
- Образовательные технологии
- Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
- Тематика заданий текущего контроля
- Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
- Порядок формирования оценок по дисциплине
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Базовый учебник
- Программные средства
- Дистанционная поддержка дисциплины
- Материально-техническое обеспечение дисциплины