Сущность протекционизма
Протекционизм как теория внешнеэкономического поведения утвердился в XIX в. в соперничестве с фритредерством (теорией и практикой свободной торговли). Особенно ожесточенно критиковались сторонниками протекционизма результаты свободной торговли между странами с различным уровнем экономического развития. Считалось, что в свободной торговли заинтересованы, прежде всего, развитые страны, но она мешает созданию национальной промышленности относительно отсталым государствам.[
Протекционизм - внешнеторговая политика, целью которой является защита отечественного производства от иностранной конкуренции. Внешним проявлением протекционизма является положительное сальдо торгового баланса, т.е. превышение экспорта над импортом, что и служит основой для сохранения протекционистских тенденций.
Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. В. И. Ленин подчёркивал связь протекционизм с определённым историческим строем общественного хозяйства, с интересами главенствующего в этом строе класса, опирающегося на поддержку правительства: «... вопрос о протекционизме и свободе торговли есть вопрос между предпринимателями (иногда между предпринимателями разных стран, иногда между различными фракциями предпринимателей данной страны)» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 2, с. 190).
Характер протекционизма и соответственно средства торговой политики (запрещение ввоза, ставки пошлин и структура тарифов, количественные ограничения и т.д.) изменялись в зависимости от общей экономической политики, проводимой в ту или иную эпоху Современный протекционизм развитых капиталистических государств выражает в первую очередь интересы крупных национальных и международных монополий. Захват, делёж и перераспределение рынков сбыта товаров и капиталов составляют главное его содержание.
Протекционизм нужен:
для того чтобы обеспечить интересы национальной обороны, его необходимо использовать субсидировано к стратегическим отраслям и финансировать из общих налоговых поступлений;
для сохранения рабочих мест, но с разумной своевременной денежно-налоговой политикой;
для защиты молодых отраслей от иностранной конкуренции;
для защиты от демпинга (демпинг - дискриминация в ценах, при которых экспортирующая фирма продает свой товар на каком-либо одном зарубежном рынке по цене ниже нормальной, угрожая причинить матер ущерб промышленности импортируемой страны или существенно снизить содержание созданной в ней отечеств промышленности).
для увеличения доходной части бюджета – в переходных и развивающихся экономиках пополнение государственного бюджета во многом осуществляется за счёт таможенных пошлин и других косвенных налогов как составных элементов протекционистской политики.
Все это реализуется с помощью ряда мер:
1. Вводятся тарифы – налоги на ввозимые из-за рубежа (импортные) товары. Они делают иностранную продукцию более дорогой, чем аналогичную отечественную, которой поэтому потребители и отдадут предпочтение.
2. Устанавливаются ограничения на количества импортируемых товаров определенного наименования и вида – квоты. Подобно тарифам, квоты снижают иностранную конкуренцию на внутреннем рынке.
3. Применяются экспортные субсидии, то есть выплаты, позволяющие им продавать свою продукцию за рубежом по более низким, так называемым демпинговым, ценам.
Также влияние государства на внешнеэкономические отношения может быть через: воздействие на цены (ценовые скидки и надбавки за экспорт и импорт), контроль объема потока товаров (введение или снятие ограничений на экспорт и импорт), регулирование обменного курса и т.д. Непосредственное воздействие на товарные потоки государство оказывает через таможенные тарифы, нетарифные ограничения и различные формы стимулирования экспорта. О росте протекционизма в торговой политике свидетельствует ограничение объемов внешней торговли. Сокращение тарифов и квот, ведущее к росту объемов международной торговли, отражает тенденцию к либерализации торговой политики, достижению большей открытости национальной экономики. Конечным этапом такой либерализации может стать свободная торговля, основу которой составляет конкуренция на внутренних и мировых рынках, отсутствие государственного вмешательства, т.е. какого бы то ни было протекционизма.
Эти протекционистские меры имеют ярко выраженный социальный характер в периоды формирования или структурной реорганизации национальной промышленности, когда государству необходимо защитить те профессиональные категории занятых, которые нуждаются в переквалификации в связи с закрытием или банкротством национальных предприятий.
В периоды серьезных обострений отношений между государствами и усиления международной напряженности, протекционистские меры используются для сохранения национальной безопасности государства, чему способствует производство на его территории всей необходимой, жизненно важной продукции.
Выделяются следующие виды протекционизма.
Отраслевой протекционизм, направленный на защиту возникающих и оформляющихся отраслей промышленности и аграрного сектора (отрасли ВКП, молодые отрасли НТР и сельского хозяйства).
Скрытый протекционизм, для осуществления которого используются механизмы внутренней экономической политики.
Селективный протекционизм, применяемый в отношении конкретных мегасубъектов, товаров или услуг. Разновидностью его является «эмбарго» — запрет на поставки.
Интеграционный протекционизм, проводимый странами, входящими в интеграционное объединение в отношении всех остальных мегасубъектов.
Развитие процессов капиталистической интеграции привело к появлению своеобразного «коллективного» протекционизм, который осуществляется с помощью согласованных действий групп развитых капиталистических стран. Примером является внешнеторговая политика стран «Общего рынка» Европейское экономическое сообщество. Особенность современного протекционизм — приспособление торговой политики капиталистических государств к новой обстановке, сложившейся в мире.
В экономической теории одним из главных аргументов протекционизма является критика теории внешней торговли с позиций защиты национального благосостояния, которая вытекает непосредственно из анализа выигрышей и потерь. Выгода от применения экспортных и импортных пошлин может быть противопоставлена производственным и потребительским потерям, возникающим от искажения мотивов поведения, как производителей, так и потребителей. Однако возможен и такой случай, когда выгода от улучшения условий торговли после введения внешнеторговых налогов превышает потери от нее. Главная предпосылка улучшения условий торговли от введения пошлины – наличие у страны рыночной власти, т.е. способности одного или группы продавцов (покупателей) в стране влиять на цены экспорта и/или цены импорта
Однако, несмотря на явно положительное влияние протекционистских мер на развитие национальной экономики и международной торговли, противники выдвигают следующие доводы, отнюдь направленные не в пользу протекционизма:
преследуя цель - достичь положительное сальдо торгового баланса, протекционизм сдерживает импортные операции, также начинают поступать и международные партнеры, в результате чего сворачиваются объемы экспортных операций. Это приводит не к положительному сальдо, а к разбалансированности;
секторы национальной экономики теряют стимул к развитию, поскольку механизмы конкуренции затухают;
протекционизм обладает определенным мультиплицирующим эффектом – технологическая взаимосвязь между отраслями ведет к тому, что при введении протекционистской защиты для одних отраслей технологической цепочки ее незамедлительно требуют и отрасли, технологически связанные с защищенными;
национальная экономика может не использовать полностью преимущества международной специализации – ограничения для более дешевых импортных товаров не дают возможность ввозить их в страну.
Также они к отрицательным чертам относят:
Возрастание чистых потерь в уровне благосостояния населения. После введения импортных пошлин покупатели вынуждены платить за ввезённый товар более высокую цену. Это сокращает размер потребительского излишка, который мог бы пойти на инвестиции.
Возникновение международного множительного эффекта, который связан с цепной реакцией введения тарифных ограничений всё большим количеством стран.
Сохранение в национальной экономике неэффективных отраслей и предприятий.
Распространение коррупции и других злоупотреблений в экономической сфере. «Закрытость» национальной экономики, как правило, создаёт питательную среду для криминализации внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, давая временный, тактический выигрыш государству, вводящему у себя разнообразные ограничения на внешнеторговые операции, протекционизм в стратегическом долгосрочном плане является бесперспективной политикой, ведущей к уменьшению благосостояния народа.
- Введение
- Понятие и значение внешней торговли
- Основные определения и показатели мировой торговли
- Регулирование международной торговли
- Торговая политика: либерализм и протекционизм
- Сущность свободной торговли
- Сущность протекционизма
- Инструменты торговой политики
- Тарифные методы регулирования международной торговли
- Стимулирование экспорта
- Стимулирование экспорта в Российской Федерации
- Заключение