Стимулирование экспорта в Российской Федерации
С учетом современного состояния российской экономики и актуальных проблем развития ее внешнеэкономического комплекса первоочередными задачами в области финансового содействия экспорту являются следующие: предоставление Правительством Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации гарантийных обязательств по привлекаемым уполномоченными банками кредитным ресурсам для обеспечения оборотными средствами производств и организаций, ориентированных на экспорт; предоставление государственных гарантийных обязательств и страхование экспортных кредитов от коммерческих (банковских) и политических рисков для обеспечения защиты экспортеров.
В рамках дальнейшего развития и совершенствования механизмов финансовой помощи экспортерам будет продолжена работа по изучению возможностей кредитования с участием государства ориентированных на экспорт НИОКР, освоения наукоемкой и высокотехнологичной продукции, закупки оборудования для развития экспортного производства (кредиты на длительный период в зависимости от сроков окупаемости проектов); кредитования производства экспортной продукции с длительным циклом изготовления, включая закупку не производимых в России сырья, материалов и комплектующих частей.
Среди других направлений финансового содействия, способных оказать заметное стимулирующее влияние на российский экспорт, целесообразно рассмотреть возможность таких мер, как: предоставление государственных гарантий банкам, финансирующим экспортные поставки на основе коммерческого кредита на срок свыше 180 дней; обеспечение государственных гарантий по кредитам на участие в международных торгах страхование операций по освоению внешних рынков.
Неотложные вопросы развития экспорта связаны с улучшением информационного обеспечения внешнеторговой деятельности. В соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" первоочередной задачей в этой области является создание системы внешнеторговой информации, финансируемой за счет средств федерального бюджета и управляемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Министерству внешних экономических связей Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти следует в ближайшее время разработать принципы создания и функционирования такой системы.
Необходимым условием эффективного функционирования системы внешнеторговой информации является формирование сети информационно-консультационных служб, обеспечивающих эффективное и оперативное предоставление информации в удобной для клиента форме. Актуальные проекты информационной сферы экспорта:
Создание Российского центра информационно-консультационного содействия экспорту (по аналогии с Российским центром содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономики Российской Федерации);
Организация Российского информационного центра Всемирной торговой организации по стандартизации, сертификации и техническим барьерам в торговле;
Воссоздание и развитие системы информации о современных достижениях отечественной и зарубежной науки и техники, передовом производственном и предпринимательском опыте с использованием возможностей научно-исследовательских центров, включая высшие образовательные учреждения, и российских загранучреждений.
Для повышения конкурентоспособности отечественной продукции необходимо организовать эффективную систему сертификации экспортируемой продукции (в том числе как вариант - воссоздать государственную инспекцию по качеству экспортных товаров), что в значительной мере облегчит ее доступ на внешние рынки. В отличие от инспекции, существовавшей в СССР, новая российская инспекция должна не только служить барьером на пути проникновения некачественной продукции на внешний рынок, но и способствовать выпуску конкурентоспособной продукции с учетом требований иностранных потребителей к ее качеству.
Важным аспектом этой деятельности является участие России в работе международных и региональных организаций по сертификации в целях взаимного признания результатов испытаний продукции.
Процессы стандартизации в настоящее время затрагивают не только сферу материального производства, но и применение современной электронной версии документооборота во внешней торговле, который основывается на стандарте Европейской экономической комиссии ООН.
Использование прогрессивных форм ведения внешнеторговой документации и переписки позволяет сократить предпродажные расходы и экономить время. В этой связи следует активизировать работу по популяризации и широкому внедрению соответствующего стандарта в делопроизводство и практику его использования в работе российских экспортеров.
Одним из направлений государственной поддержки экспорта является содействие в продвижении российской продукции на внешние рынки.
Совершенствование рекламы российских экспортных товаров является органической частью политики стимулирования экспорта.
В настоящее время уже имеется конкурентоспособная продукция, которая может быть объектом рекламы (в том числе разработки конверсионных предприятий). Поэтому следует шире использовать традиционные и новые формы рекламной деятельности для продвижения отечественных товаров на внешние рынки, а именно:
создавать передачи, пропагандирующие по каналам российской службы международного теле- и радиовещания отечественную экспортную продукцию;
воссоздать специализированное периодическое издание (по типу журнала "Советский экспорт"), распространяемое через систему официальных зарубежных представительств Российской Федерации, предпринимательские союзы и общественные организации, а также по подписке;
использовать технические и иные возможности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и торговых представительств Российской Федерации за рубежом для организации презентаций российской экспортной продукции, проведения семинаров и симпозиумов для демонстрации и обоснования достижений страны в перспективных для экспорта областях.
Одной из форм экспортной рекламы являются торговые выставки и ярмарки. В последние годы государственная поддержка выставочно-ярмарочной деятельности была практически свернута, что привело к значительному обеднению российских экспозиций на традиционных выставках. Работу на этом направлении необходимо восстановить и расширить, сконцентрировав внимание на наиболее важных с точки зрения развития экспорта мероприятиях. В рамках ежегодной Федеральной программы развития внешнеторговой деятельности следует определять перечень подобных мероприятий, пользующихся государственной поддержкой.
- Введение
- Понятие и значение внешней торговли
- Основные определения и показатели мировой торговли
- Регулирование международной торговли
- Торговая политика: либерализм и протекционизм
- Сущность свободной торговли
- Сущность протекционизма
- Инструменты торговой политики
- Тарифные методы регулирования международной торговли
- Стимулирование экспорта
- Стимулирование экспорта в Российской Федерации
- Заключение