Методические указания
Курс “Введение в международные отношения” разработан для двух типов аудиторной работы (лекции и семинары) и предполагает довольно большое число часов самостоятельной работы студентов. При этом курс построен таким образом, чтобы на семинарских занятиях более обстоятельно рассматривались темы, освещенные в лекциях. При этом в рамках самостоятельной работы, включающей подготовку к семинарам по предложенным вопросам и подготовку к докладам, материалы лекций берутся за основу, к которой добавляются сведения, почерпнутые из рекомендованных к теме каждого раздела источников, литературы и дополнительных материалов.
Предложенный план семинарских занятий является образцом. С учетом особенностей организации учебного процесса в разных группах и собственных предпочтений, преподаватели, ведущие семинары, могут предложить свой план семинаров. Изменения могут касаться распределения видов работы (уменьшение или увеличение количества вопросов или тем докладов), последовательности в изучении тем и т. д. Главное, чтобы содержание семинаров отражало проблематику лекций и в целом соответствовало основной цели и задачам курса. Доклады являются факультативной составляющей семинарских занятий.
Список источников и литературы по курсу используется как для самостоятельной работы над более глубоким освоением разделов курса, так и при подготовке к семинарским занятиям и итоговой аттестации. Большинство из рекомендованных документов имеются в электронных версиях на интернет-сайтах, приведенных в конце списка.
Для успешного усвоения курса студентам необходимо усвоить несколько основных положений, касающихся специфики международных отношений в их академическом измерении, особенностей объекта и предмета науки о международных отношениях, а также получить представление об основных методах, используемых в современных международно-политических исследованиях.
Одной из сущностных черт международных отношений является неоднозначность их места в системе современного гуманитарного знания. В этом плане, с учетом всего многообразия подходов и интерпретаций международных отношений, можно выделить два основных объяснения. Согласно первому из них, международные отношения являются составной частью политической науки. В центре внимания международных отношений (мировой политики) наряду с другими направлениями политологии, оказываются проблемы политических, т. е. властных отношений между субъектами, но они имеют специфическое “географическое поле” – т. е. систему межгосударсвтенных, надгосударственных и транснациональных связей.
Согласно другому подходу, международные отношения – самостоятельная наука, находящаяся в стадии формирования. В основе такой интерпретации лежит убежденность в том, что предметное поле международных отношений и комплекс методов, используемых для международных исследований, формируются в результате синтеза соответствующих разделов социальной философии, политической науки, истории, права, экономики, социально-экономической географии, т. е. на основе междисциплинарности.
В современных международных исследованиях чаще всего используются наработки политологической методологии, т. к. междисциплинарное знание пока не обрело единой, самостоятельной системы методов. В этом смысле для международных отношений характерна такая же периодизация этапов развития методов:
1. Классический период (до XIX в.), связанный с дедуктивным, логико-философским и морально-аксиологическими методами;
2. Инстутициональный период (XIX-нач. XX), характеризующийся доминированием историко-сравнительного и нормативно-институционального методов;
3. Бихевиоралистский период (20-70 гг. XX в), отмеченный значительным привнесением количественных методов в систему гуманитарных наук;
4. Постбихевиористский период (последняя четверть XX в.), характеризующийся сочетанием традиционных и новых методов.
Методология международных исследований использует единую для всего научного знания систему базовых категорий:
Алгоритм (лат. транслитерация арабск. algorismus ) – правило проведения операции, стандартизированная последовательность действий.
Анализ (греч. analysis – разложение, расчленение) – процедура мысленного, иногда – реального, расчленения предмета исследования, свойств предмета или отношений между предметами на части (признаки, свойства, отношения).
Гипотеза (греч. hypotheis – основа, предположение) утверждение, предсказывающее существование некоторой зависимости между показателями и характеристиками переменной.
Доказательства – система обоснования гипотезы о связях зависимых и независимых переменных.
Категория (греч. kategoria - высказывание, обвинение, признак) понятие, принятое в качестве исходного, неопределяемого через другие понятия. Каждая наука опирается на соответствующую систему взаимосвязанных категорий.
Концепция (лат. conceptio – понимание, система) – определенный способ трактовки каких-либо явлений, процессов, руководящая идея для их систематического освещения.
Критерий (греч. - ) решающее правило, определяющее выбор альтернатив.
Метод (греч. methodos – путь исследования) - способ достижения какой-либо цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического познания действительности.
Методика – целенаправленно создаваемый на базе логики и научных методологических положений комплекс средств (методов), предназначенный для решения определенных задач (научных, практических, образовательных и т. д.).
Методология – особый тип рационального сознания и образ действий, направленный на разработку и совершенствования методов познания.
Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности с использованием рациональных методов.
Парадигма (греч. paradeigma – пример, образец) – теоретическая модель постановки проблемы, принятая в качестве образца решения исследовательских задач.
Проблема (греч. problema – преграда, трудность) – объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный теоретический или практический интерес.
Рефлексия (позднелат. reflexio – обращение назад) – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, а также критический анализ, предметное рассмотрение самого знания и методов познания.
Синтез (греч.synthesis – соединение, сочленение) – соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), осуществляемое в процессе познания или практической деятельности.
Теория (греч. theorie – наблюдение, исследование) – 1) система основных идей в той или иной области знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях различных элементов действительности.
Проблема метода в международных исследованиях довольно продолжительное время обсуждается в рамках дискуссии о соотношении классических (историко-описательных) методов с аналитико-прогностическими или модернистскими, заимствованными из точных наук с целью четкой формализации, квантификации и верифицируемости полученных результатов. Основу этой дискуссии, продолжающейся с 50-х. гг. ХХ в., составляет с одной стороны, убежденность сторонников классических методов в том, что социальная (в том числе, международная) реальность и ее специфические феномены (власть, сила, конфликт и т. д.) не поддаются строгой формализации; с другой стороны – с точки зрения модернистов – применение математических, игровых методов, использование специфических психологических методик и т. д. повышает достоверность и усиливает прогностическую функцию, в первую очередь, прикладных международных исследований. Большинство отечественных исследователей сегодня сходятся на необходимости комбинирования классических и модернистских методов, т. к. видят в этом естественный эволюционный путь развития науки о международных отношениях.
Ниже приводится краткая характеристика, основных методов в современных международных исследованиях:
Методы анализа ситуации – использование суммы междисциплинарных методов и процедур для накопления и первичной систематизации исходных данных
1.
Изучение документов
Наблюдение
Сравнение
2. Контент-анализ – прикладная методика изучения содержания документов, выступлений и других коммуникативно значимых материалов
Ивент-анализ – прикладная методика изучения динамики событий или последовательности событийных данных
Когнитивное картирование – прикладная аналитическая методика изучения особенностей индивидуального мышления.
Экспликативные (объяснительные) методы – набор специфических методик, помогающих выявлять и интерпретировать количественные элементы содержания политических текстов или событий
3. Прогностические методы – набор методик, используемых для анализа развития будущих или предполагаемых событий, явлений, поступков и т. д.
Дельфийский метод – систематическое и контролируемое обсуждение какой-либо проблемы несколькими экспертами
Построение сценариев – создание идеальных моделей вероятного развития событий
Системный анализ – совокупность методик, приемов и способов, использование которых позволяет рассматривать объект исследования в его взаимодействии со всеми другими элементами системы
Моделирование –изучение реальности посредством построения ее упрощенных образов при соблюдении правил проведения этой процедуры
Разумеется, выше представлены не все из общих и прикладных методов, используемых в современных международных исследованиях. Специфические задачи при обращении к различным проблемам и ограничивающие факторы в каждом конкретном случае ставят исследователя перед выбором адекватной и непротиворечивой системы методов для получения нового, достоверного научного результата.
- Содержание курса
- Раздел II. Специалист-международник: сферы профессиональной деятельности.
- Раздел III. Мир в начале XXI в.
- Раздел IV. Политическая карта мира. Особенности международных отношений в регионах мира и их связь с вопросами мировой политики.
- Тема 8. Политическая карта мира. Региональные аспекты современных международных отношений. Политическая карта мира как:
- Раздел V. Россия в современных международных отношениях.
- Методические указания
- Список источников и литературы по курсу
- Литература:
- Тема 1. Введение.
- Тема 2. Основные категории и понятия мо как формирующейся дисциплины.
- Тема 3. Современная система мо. Проблема актора в мо.
- Тема 4. Сферы деятельности специалиста по международным отношениям: профессиональные знания, умения и навыки. Личные качества.
- Тема 5. Система международных отношений и мировая политика после холодной войны.
- Тема 6. Глобальные проблемы современности.
- Тема 7. Идеологическое измерение современных международных отношений.
- Тема 8. Политическая карта мира. Региональные аспекты современных международных отношений.
- Тема 9. Политическая карта европы. Формирование новой системы международных отношений в европе.
- Тема 10. Политическая карта северной и южной америки. Особенности международных отношений в западном полушарии.
- Тема 11. Политическая карта азии. Субрегионы азии в глобальной политике и региональных отношениях.
- 6. “Strengthening our community, building a sustainable future” – 15th apec Economic Leaders’ Meeting, 9 September 2007.
- Тема 12. Политическая карта африки. Африка в современных международных отношениях.
- Тема 14. Россия на политической карте мира. Внешняя политика и дипломатия российской федерации.