logo
Mezhdunarodnaya_ekonomika

14. Теории международной торговли.

Теория абсолютных преимуществ (А. Смит)

Страны экспортируют те товары, которые они производят с меньшими издержками (в производстве которых они имеют абсолютное преимущество), и импортируют те товары, которые производятся другими странами с меньшими издержками (в производстве которых абсолютное преимущество принадлежит торговым партнерам). Недостаток теории: она не отвечает на вопрос, что делать странам, не обладающим абсолютным преимуществом, и почему такие страны торгуют между собой

Теория сравнительных преимуществ (Д.Рикардо)

Альтернативная цена – рабочее время, необходимое для производства единицы одного товара, выраженное через рабочее время, необходимое для производства единицы другого товара. Суть теории: если страны специализируются в производстве тех товаров, которые они могут производить с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами, то торговля будет взаимовыгодной для обеих стран, независимо от того, является ли производство в одной из них абсолютно более эффективным, чем в другой. Недостаток теории: теория не отвечает на вопрос, откуда у страны возникают преимущества

Теория соотношения факторов производства (Э. Хекшер, Б. Олин)

Фактороинтенсивность – показатель, определяющий относительные затраты факторов производства на создание определенного товара

Факторонасыщенность - показатель, определяющий относительную обеспеченность страны факторами производства

Теорема Хекшера-Олина: каждая страна экспортирует те фактороинтенсивные товары, при производстве которых она обладает относительно избыточными факторами производства, и импортирует те товары, при производстве которых она испытывает относительный недостаток факторов производства