logo
научное предвидение

«Рыночная» интерпретация.

Перейдем от рассмотрения хаоса и порядка, самоорганизации во Вселенной к рассмотрению, аналогичных взаимоотношений в обществе, ибо высшие формы организации материи генетически связаны с низшими. Все общество в целом с многочисленными видами человеческой деятельности, политическими, религиозными, профессиональными или культурными различиями людей являются примером сложной самоорганизующейся системы, далекой от состояния равновесия.

Важнейшим элементом социально-экономической системы можно назвать человека, являющегося субъектом, то есть он в синергетическом смысле может выступать в качестве параметра порядка, вызывая неустойчивость общественной структуры, тем самым, преобразуя не только ее, но и окружающую его предметно-материальную область.

Весь грандиозный процесс самоорганизации общества порождается активностью отдельных людей, их стремлениями и желаниями. Их «свободной волей». У каждого человека множество побудительных причин для тех или иных действий. Мы видим, что в хаосе их активности можно рассмотреть отдельные потоки. Значит, этот хаос непрерывно структурируется, и возникает естественный вопрос о тех механизмах, которые порождают эту структуризацию. И в понимании этих механизмов может помочь еще одна интерпретация, которую Н. Н. Моисеев условно назвал «рыночной».

По существу, весь процесс развития не только общества, но и всего живого мира можно представить себе как процесс функционирования некоего «рынка». В нем участвует все живое – оно непрерывно изобретает новые формы организации, новые возможности объединения (кооперации или кооперативного взаимодействия), новые способы действия, создает и реализует обратные связи, то есть корректирует правила своей жизнедеятельности при изменении внешних условий. И такие инициативы многочисленны и разнообразны, а над всем этим многообразием царят механизмы отбора. Они по определенным правилам (которые тоже меняются со временем) отбирают те формы организации живого вещества, которые в наибольшей степени соответствуют гармонии сегодняшнего дня, «устойчивому неравновесию». И все это грандиозное сочетание процессов создания «вариантов выбора» и самих механизмов выбора Моисеев назвал «рынком».

В общем, «рыночная» интерпретация это тот же синергетический подход, только более наглядный и ограниченный рассмотрением общества и всего живого мира.   Ценность же этой интерпретации заключается в рассмотрении рынка в обычном экономическом или житейском смысле, лишь, как очень частного и специального случая того «рынка», который является единственным и естественным средством сопоставления качества различных форм организации живого вещества и их отбраковки. Таким образом, рынок с маленькой буквы вовсе не является специальным изобретением человека. Он всего лишь реализация общих принципов самоорганизации в сфере производственной деятельности людей и торговли (обмена). Человек в своей деятельности не мог на определенном этапе своей истории не использовать рыночных принципов. И вполне бессознательно, стихийно приспособил их для своих нужд.

Диалектика «рынка» проявляется еще и в том, что он не представляет собой совокупность застывших критериев. Эта система непрерывно развивается, правила отбора множатся и усложняются. Новый этап эволюции «рынка» связан с включением в него человека с его разумом, который вносит, между прочим, и новый элемент непредсказуемости – свободу выбора.

Однако, включение Разума в механизмы «рынка» означает, в частности, использование предвидения в процедурах селекции и отбора, то есть в замене статических обратных связей динамическими. И, что не менее важно, - включение в процедуры отбора долговременных целей носителей Разума. В результате отбор приобретает определенную целенаправленность. Это обстоятельство чрезвычайно расширяет возможности отбора, однако ничего не изменяет по существу: в мире живого остается соревновательность, конкуренция за место под Солнцем, остается отбор, только более сложно организованный. «Рынок» остается «рынком», но с некоторым горизонтом предвидения, за которым все детали возможного развития по-прежнему остаются скрытыми. И включение Разума в механизм «рынка» – важнейший шаг в развитии живого вещества, а может быть и Вселенной.

А горизонт предвидения, которым способен располагать разум современного человека, не очень-то далек, и, что особенно важно, нельзя ожидать, что он заметно отдалится вместе с развитием технического прогресса и изменение условий жизни людей, а следовательно, и ускоряют ход исторического процесса. В результате горизонт предвидения во времена античных греков вряд ли был заметно ближе, чем у современных ученых, которые занимаются прогнозированием или футурологией.

Непонимание подобных фактов часто служит источником опасных иллюзий, подобных идее о возможности планомерного развития общества, приведшей даже к формулировке «закона» о планомерном развитии при социализме, или любых подобных идей социальной инженерии, трагизм реализации которых мы испытали на себе. Эволюция и в перспективе останется непредсказуемой.

И тем не менее значение разума человека, а тем более Коллективного Интеллекта человечества в его судьбах никак не следует преуменьшать. Человеку действительно не дано предугадать ход событий, детали истории, не говоря уже об оптимальном пути развития. Но он способен предвидеть опасности, которые могут ожидать его в ближайшем будущем. Этого уже достаточно, чтобы сформулировать некую систему запретов, способную уменьшить негативную роль возможных трудностей, порой и избежать их. И тем самым повысить уровень стабильности существования нашего биологического вида и его способность преодолевать трудности, порождаемые часто им самим.

Среди опасностей, которые подстерегают общество, особое место занимают бифуркационные состояния, поскольку выход из них непредсказуем и не может контролироваться Разумом. В этих состояниях значительно большее влияние на дальнейшее развитие оказывают случайности, а не предыстория.

Развитие человечества складывается из активности миллионов и миллионов людей, каждый из которых по-своему воспринимает мир. По-своему оценивает происходящее. По-своему понимает свои цели и даже в одних и тех же ситуациях принимает несовпадающие решения. Такая вариабельность, такое разнообразие в поведении людей и создают новые возможности для «рынка», расширяя открывающийся выбор, выбор допустимых компромиссов, следовательно, и потенциальные возможности развития общества. Эта многогранность и неоднозначность восприятия мира людьми и есть один из залогов устойчивости развития человека как биологического вида. Такое утверждение напоминает знаменитую теорему Фишера, которая утверждает, что устойчивость биологической популяции зависит от степени ее генетического разнообразия. В самом деле, нечто подобное, но на более сложном уровне организации мы видим в судьбах человеческих сообществ: разнообразие представлений отдельных людей, их духовных миров, разнообразие культур, форм организации их производственной деятельности, разнообразие цивилизаций и т. д. – все это залог здоровья планетарного сообщества, расширяющий поле возможных поисков, а значит, и вероятность новых находок. Таким образом, плюрализм – это не изобретение демократов, а прямая потребность общественного развития.