Экономические последствия применения таможенных пошлин
Используем анализ спроса и предложения для исследования экономических последствий применения таможенных пошлин.
Последствия импортной пошлины
Рисунок показывает равновесие на рынке какого-либо товара малой страны-импортера (в этом случае никакие изменения внутренних цен данного товара не повлияют на цены в других странах и/или на мировом рынке) в зависимости от различных ситуаций:
• автаркии;
• свободной торговли;
• таможенной защиты.
Линия D обозначает изменение величины потребления товара в зависимости от изменения цены Р. Линия S показывает предложение национальной промышленностью товара Q, в производстве которого страна не обладает сравнительным преимуществом (например, в стране Z — автомобилей).
В условиях автаркии отечественный спрос удовлетворяется исключительно национальным предложением S, внутренняя сбалансированная цена равна Рс, количество проданных и потребленных товаров — OQc.
В условиях свободной торговли мировое предложение описывается горизонтальной прямой, ордината которой — мировая цена Р„. Предположим, что экономика страны Z открыта для мировой торговли и предприниматели другой страны, имеющие сравнительное преимущество в производстве автомобилей и доминирующие на мировом рынке, начали реализовывать свою продукцию в данной стране. В условиях свободной торговли внутренняя цена не отличается от мировой цены Pw. При этой цене внутреннее потребление составит Dw, внутреннее производство S». Разница между двумя этими величинами (D» — S») отражает объем импорта.
Допустим, что речь идет об импорте автомобилей из Японии (все российское автомобилестроение производит автомашин меньше, чем любая японская или американская фирма. Схожая ситуация в тяжелом машиностроении, авиастроении, радиоэлектронике и др. Например, кондитерская фабрика «Красный Октябрь» не может противостоять гиганту «Марс» с его филиалами в десятках стран, чьи расходы только на рекламу и НИОКР превышают валовые обороты нашего акционерного общества). Приобретая товар по относительно низкой мировой цене, потребители получают выигрыш, размер которого может быть измерен как площадь между кривой спроса и линией мировой цены.
В условиях таможенной защиты в стране Z вводится пошлина на каждую единицу импортируемых автомобилей Г, равная Р«Р,. Это будет иметь ряд последствий.
1. Потребительский выигрыш от приобретения товара по мировой цене отражает площадь треугольника АРР». При введении тарифа потребительский выигрыш сокращается до площади треугольника BPPi. И разница между ними отражает потери потребителя от введения тарифа Потребление автомобилей в стране Z упадет с /)„ до D/. Объем этого сокращения может быть различным в зависимости от эластичности внутреннего спроса. Потребители будут платить больше за каждый из закупленных автомобилей D,, который обойдется им теперь по цене Р,. Введение импортного тарифа увеличивает цену на внутреннем рынке, если отечественные и импортные товары являются абсолютными заменителями (либо при несовершенном замещении товаров увеличивает цену на импортный товар сильнее).
2. Производители автомобилей в стране Z, на которых пошлина не распространяется, получат более высокую цену за единицу товара. Повышение цен на продукцию национальных производителей может и не совпасть с их повышением на импортный товар, но логика поведения национальных производителей позволяет предположить совпадение этих цен. Поскольку эта новая цена Р, выше соответствующей цены до введения пошлин или мировой цены Л,, местная промышленность увеличит масштабы отечественного производства автомобилей с S» до S,. Эффект может быть различным в зависимости от эластичности внутреннего предложения. Однако с точки зрения общества расширение местного производства (на величину S»Si) отражает тот факт, что пошлина позволила местным производителям автомобилей изъять средства из других отраслей. Возможно перераспределение ресурсов в неверном направлении. Введение тарифа увеличивает доходы производителей на величину области а. Их выигрыш не перекрывает потери потребителей (области а + b + с + d). Это связано с тем, что производители получают преимущество за счет повышения цен только в отношении отечественных товаров, тогда как потребители вынуждены платить дороже за весь приобретаемый товар — отечественный и импортный. Местные производители воспользуются как более высокой ценой, так и увеличившимся объемом продаж. Это объясняет их интерес в лоббистской деятельности по поддержке защитных пошлин.
Лобби — термин, которым обозначается система разного рода организаций (предпринимательских, профессиональных, религиозных, культурных и др.), воздействующих на принятие решений законодательной или исполнительной властью с помощью выступлений в комитетах и комиссиях парламента, организации давления массовыми потоками писем, финансированием избирательных кампаний кандидатов, прямым подкупом и т.д. Лобби отличается от политических партий тем, что не ставит целью завоевать власть, а ограничивается давлением на нее. Первоначально термин «лобби» (от англ. lobby — кулуары) применялся для обозначения вестибюля и двух коридоров в здании палаты общин британского парламента, куда депутаты уходили голосовать и где могли встретиться с другими лицами, не допускавшимися на пленарные заседания. Лоббирование — услуги по взаимодействию с государственными органами с целью создания оптимальных условий для деятельности фирмы, отрасли, группы отраслей и т.п. Оно осуществляется с помощью соответствующих механизмов, технологий и методов, обеспечивающих принятие законодательными и исполнительными органами решений, адекватных интересам определенных общественных групп. В России активные позиции в рассматриваемом отношении занимают Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Федерация товаропроизводителей России, Ассоциация российских банков. Отношения лоббирования возникают, например, по поводу принятия конкретных законов и иных хозяйственно-правовых актов, выделения кредитов и дотаций, выдачи лицензий и квот.
3. Пострадают иностранные производители. Внутренняя цена на их автомобили стала выше на величину P„Pi, но эта разница отчисляется в бюджет страны Z. Мировая цена после установления пошлины и, следовательно, поштучный доход зарубежных конкурентов сохранятся на уровне Р» , в то время как объемы их экспорта упадут с SwDw до S,D,.
4. Из-за сократившихся экспортных продаж зарубежные партнеры получат меньше валюты страны Z для закупки ее товаров. Как следствие, в экспортных отраслях страны Z сократится производство. Речь идет о сегментах экономики, имеющих сравнительное преимущество, дающее возможность эффективно действовать на мировых рынках.
5. Пока тариф ограничивает импорт лишь частично, т.е. не является запретительным, он приносит доход государству. Размер этого дохода равняется произведению ставки тарифа Р»Р, и объема ввозимого товара, им облагаемого S,D, (область с). Доходы от таможенных тарифов представляют собой выигрыш для страны в целом.
Доход государства от взимания тарифа остается в пределах страны. Это должно приниматься во внимание при расчете последствий для импортирующей страны от тарифного заслона наряду с выигрышем предпринимателей и потерями потребителей. Однако убытки потребителей {а + b + с + d) все равно превышают суммарную величину выигрыша производителей (а) и импортных сборов, идущих в доход государства (с). Потери потребителей, заключенные в областях b + d, не оборачиваются ничьим выигрышем. Эти области отражают чистые национальные потери. Потери страны от тарифной защиты определяются с учетом ставки тарифа PwPi и величины сокращения импорта S»Dw — S,Di. Они связаны с неэффективной деятельностью производителей, выпускающих больше товаров без увеличения конкурентоспособности, и с тем, что вследствие обложения иностранного товара импортной пошлиной потребитель вынужден либо тратить на его приобретение большую сумму денег, либо приобретать его в меньших количествах, либо и то и другое одновременно.
Область b называют производственным эффектом тарифа. Она отражает сокращение потребительского спроса в результате его переключения с более дешевой импортной на более дорогую отечественную продукцию. Область d называют потребительским эффектом тарифа. Она отражает ущерб, нанесенный потребителям импортирующей страны в результате вынужденного снижения потребления.
Внутренний спрос крупной страны может повлиять на мировые цены, если он занимает важную часть мирового спроса. Так, сокращение внутреннего спроса, вызванное введением таможенных пошлин, способно снизить мировые цены на данный товар. Он теперь будет импортироваться по новой, более низкой мировой цене и после взимания пошлины продаваться на внутреннем рынке по возросшей цене. Пошлина в этом случае приведет к улучшению условий обмена для страны-импортера, поскольку мировые цены ниже до начисления пошлины, чем после.
Выигрыш от лучших условий обмена может даже превышать чистые потери от введения таможенных пошлин. Общее положение такой страны-импортера улучшается (в ущерб стране-экспортеру), поэтому страны пытаются найти оптимальный тариф, который максимально увеличил бы чистый доход за счет разницы между выигрышем и чистыми потерями.
Такая ситуация характерна для ряда сельскохозяйственных товаров, обладающих низким уровнем эластичности потребления. Поставщик после введения импортной пошлины, опасаясь потерять большой экспортный рынок, может пойти на снижение цены, превышающее величину вводимого налога. Такое явление называется «парадоксом Мецлера», его можно представить графически.
На рис. 2 линия WS характеризует динамику предложения товара на мировом рынке до введения таможенного тарифа; линия WSn — тенденцию предложения на рынке к моменту установления тарифа Т, когда поставщики, опасаясь потерять рынки, снизили цену Р на величину р|л, превышающую величину тарифа Т; линия WSn + Т— предложение товара на рынке после установления тарифа. Параметры q, Qi, Qi показывают соответствующее количество приобретенного товара, а линия D — потребность в импортном товаре, изменяющуюся в зависимости от цены.
Последствия оптимального тарифа
При снижении цен объем расходов потребителей в связи с общим увеличением поставок с Qi до Qi будет определяться площадью прямоугольника PtDiQiQ вместо величины, равной площади PiDiQiO, а выгода для потребителей составит сумму областей a + Ь + с. Обязательным условием, при котором экспортеры оказываются готовыми пойти на такое снижение цены, выступает большая величина потребления в импортирующей стране, вводящей новые таможенные пошлины.
В качестве примера возникновения «парадокса Мецлера» могут служить поставки масла из Новой Зеландии в Великобританию — основного потребителя новозеландского масла. Вступление Великобритании в Общий рынок и последовавшее за этим увеличение ввозных пошлин заставило новозеландских поставщиков резко снизить цену даже за счет уменьшения прибыли с целью сохранения большей части английского рынка.
Таможенный тариф, как было показано, приносит дополнительный выигрыш производителям продукции, конкурирующей с импортом, и, следовательно, защищает их интересы. Однако, для того чтобы объективно оценить уровень этой защиты, следует принять во внимание, что различные производства могут быть технологически взаимосвязаны. Это означает, что, охраняя таможенным тарифом одну отрасль, государство одновременно защищает и связанные с ней отрасли производства (например, использующие ее продукцию в качестве сырья, полуфабриката для дальнейшей обработки и т.д.). Поэтому фактический уровень таможенной защиты, которой пользуется та или иная отрасль, может существенно отличаться от того номинального тарифа, которым облагается конкурирующий импорт.
Фактический уровень таможенной защиты может быть определен по формулам:
где Т/— фактический уровень таможенной защиты, %;
V, — внутренняя добавленная стоимость после введения импортной пошлины;
V» — внутренняя добавленная стоимость при мировых ценах;
где Tf— фактический уровень таможенной защиты, процентные пункты;
Г„ — номинальный уровень таможенной пошлины на импорт конечного продукта;
Т» — номинальный уровень таможенной пошлины на компоненты материальных затрат;
Х — доля стоимости импортных компонентов материальных затрат в цене конечного продукта при отсутствии таможенного тарифа (0 <Х< 1).
Фактическая степень таможенной защиты той или иной отрасли будет совпадать с номинальным уровнем тарифа на конкурирующую импортную продукцию в случае, когда в материальных затратах этой отрасли нет импортных компонентов или когда ставка таможенной пошлины на конечную продукцию отрасли и на компоненты материальных затрат одинакова. Фактическая степень таможенной защиты будет выше номинального уровня тарифа, если ставка тарифа на конечную продукцию больше, чем на импортные компоненты материальных затрат. Кроме того, фактическая степень таможенной защиты будет тем выше, чем больше доля импортных компонентов материальных затрат в стоимости конечной продукции. Другими словами, больше защищены таможенными пошлинами те отрасли, где относительно меньше созданная добавленная стоимость. Даже если отрасль защищена таможенным тарифом, фактическая степень ее защиты может оказаться отрицательной, если ставка пошлины на компоненты материальных затрат значительно превышает ставку пошлины на конечную продукцию. Расчет фактического уровня таможенной защиты позволяет принимать решения в области внешнеторговой политики, делая ее более селективной, защищая одни отрасли и стимулируя конкуренцию в других.
Для обобщающей оценки уровня тарифных барьеров в национальной экономике используются показатели средненоминального и средневзвешенного таможенного тарифа: средне номинальный тариф на ввозимые товары исчисляется в виде среднего арифметического всех тарифных ставок. Он определяет формальный уровень импорта таможенных барьеров; средневзвешенный тариф на ввозимые товары базируется на размерах действительно взимаемых пошлин в привязке к объемным и структурным показателям фактического импорта. Он определяет реальный уровень таможенного барьера, показывающий степень защищенности внутренних рынков от иностранных товаров.
Экономические последствия использования тарифа многообразны. Он воздействует на производство, потребление, товарооборот и благосостояние страны, которая применила таможенную пошлину, и ее партнеров по торговле.
Нетарифные методы регулирования международной торговли
В результате многосторонних переговоров достигнуто уменьшение тарифных препятствий. С 1948 г., когда начало действовать Генеральное соглашение по тарифам и торговле, по настоящее время средний уровень таможенных пошлин стран — членов Всемирной торговой организации понизился с 40 до 5 — 7%. Вместе с этим возросло значение нетарифных торговых барьеров.
Наиболее распространенной формой нетарифных барьеров является квота. Квотирование (контингентирование) внешнеторговых поставок означает ограничение экспортных и/или импортных поставок количеством товаров (количественные квоты) или их суммарной стоимостью (стоимостные квоты) на установленный период времени. Выделяются квоты:
общие, определяемые для государственных нужд;
естественные, связанные с ограниченностью пропускных способностей нефтепроводов, терминалов в портах и т.д.;
исключительные, вводимые в особых случаях, связанных с обеспечением национальной безопасности государства, защитой внутреннего рынка, выполнением международных обязательств.
Тарифная квота (контингент) представляет собой разрешение на ввоз в страну определенного количества товара беспошлинно или по пониженным ставкам; товары, ввозимые сверх данного лимита, облагаются таможенными пошлинами по обычным ставкам.
Экспортные квоты вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (например, экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительством страны для:
• обеспечения отечественных потребителей и производителей достаточными запасами товаров;
• ограничения экспорта с целью исключения повышения цен данного товара на внутреннем рынке;
• предупреждения истощения природных ресурсов;
• достижения военно-политических целей. Импортные квоты ограничивают количество продукции, разрешенной для ввоза. Они вводятся для:
• защиты национального производства;
• достижения сбалансированности торгового баланса;
• регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке;
• реагирования на дискриминационную торговую политику других государств.
Это ограничение не обязательно предназначено для защиты отечественных производителей. Например, Япония сохраняет квоты на ряд сельскохозяйственных продуктов, в ней не производящихся. Квотирование импорта является средством воздействия при ведении переговоров по сбыту национальной экспортной продукции, а также позволяет избегать чрезмерной зависимости от любой иной страны в отношении необходимых продуктов, запасы которых могут сократиться в случае ухудшения климатических или политических условий.
Так, квоты устанавливаются на импорт в ЕС из отдельных стран стальной продукции, сырого табака, текстиля, химикатов, обуви, изделий из стекла и др. Квотируется, в частности, ввоз стальных изделий из России. Импорт хлорфторуглеродов (фреонов) и других товаров, упомянутых в Монреальском протоколе 1987 г. о веществах, разрушающих озоновый слой, допускается только из стран, подписавших этот Протокол. Не допускается реализация и использование любых ядохимикатов, за исключением специально разрешенных странами ЕС. Запрещается импорт в ЕС слоновой кости, а с 1995 г. — шкур бобра, выдры, койота, волка, горностая, рыси, соболя, енота, барсука, куницы и полученных из них продуктов. С Россией ЕС заключил отдельное соглашение о торговле текстильными товарами, предусматривающее установление квот на ввоз в ЕС российских тканей, одежды, одеял, пледов, постельного и кухонного белья, прочих готовых изделий. По санитарным соображениям вводятся временные запреты на ввоз животных и растительных продуктов из стран, где зарегистрированы определенные заболевания.
Рассмотрим последствия квоты и эквивалентного тарифа, т.е. тарифа, обеспечивающего тот же объем импорта для страны, внутренний спрос которой не оказывает влияния на мировые цены (См. рисунок).
Допустим, страна ввела ограничения на ввоз иностранных телевизоров. Линия S представляет внутреннее предложение телевизоров отечественными предприятиями, линия D — внутренний спрос потребителей данной страны. В условиях свободной торговли спрос на телевизоры по мировой цене Р« составит ОД». Национальная потребность в данном товаре удовлетворяется за счет отечественного производства OSw и импорта SwDw. Введение квот на иностранные телевизоры приведет к тому, что на внутреннем рынке предложение будет состоять из отечественной продукции плюс квоты К. Она в нашем случае равна SkDk. Новое общее предложение товаров на национальном рынке с учетом импорта описывается линией S + К. Теперь при цене, равной мировой, возникает разрыв между спросом и предложением: в результате количественного ограничения импорта часть спроса оказывается неудовлетворенной, что приводит к росту внутренней цены. Цена равновесия установится на уровне Рк, находящемся выше, чем мировая цена свободной торговли Р». При такой новой цене потребители купят всего ODk телевизоров, из которых SicDk иностранного производства (согласно размеру квоты) и OSk — отечественного. Потребление стало обеспечиваться за счет ввоза квотированного количества иностранного товара и отечественного производства. Введение квот, повышая цену товаров, сокращает прибыль потребителей на величину, равную областям a+b+c+d+e. Национальные производители получают дополнительные прибыли, равные области а. Площадь прямоугольника, представленная областями с + d, означает квотную ренту, т.е. прибыль, которую получает тот, кто обладает правом ввоза импортных товаров в страну и их продажи на защищенном квотами рынке. В случае импортной квоты (как и импортного тарифа) дополнительные доходы перераспределяются от потребителей, но не в государственный бюджет, а в пользу импортирующих компаний. Они в рамках квоты получают возможность купить SkDk товаров по низкой мировой цене и перепродать его по поддерживаемой с помощью квоты высокой внутренней цене.
Если разрешения на ввоз квотируемого товара продаются правительством на аукционе, то квотную ренту получает государство. Если квоты распределяются каким-либо иным способом, то вполне вероятно, что эту ренту получат те, кто находится «ближе всех» к данному процессу. В любом случае выигрыш, представленный областями с + d, распределяется между теми, кто выдает лицензии, и теми, кто их получает. В результате введения импортной квоты возникают чистые потери для страны в целом, равные областям b + е. Таким образом, результат воздействия квоты и тарифа на уровень благосостояния идентичный (это справедливо, если объем лицензированного импорта меньше, чем спрос на импорт на внутреннем рынке). Разница лишь в том, что при введении тарифа государство всегда получает дополнительный доход, а при установлении квоты этот доход полностью или частично может достаться импортерам. Но и в этом случае государство часто предпочитает использовать именно квоты как средство ограничения импорта:
• квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи путем снижения цен;
• квотирование является более гибким и оперативным инструментом политики, поскольку изменение тарифов обычно регламентируется. национальным законодательством и международными соглашениями;
• использование квот делает внешнеторговую политику более селективной, поскольку путем распределения лицензий государство может оказывать поддержку конкретным предприятиям и отраслям.
Распространенным способом установления ограничений внешнеторговых поставок является лицензирование. Оно может выступать составной частью квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. Лицензирование представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных на то государственных органов на совершение конкретных экспортных и/или импортных операций. В самой лицензии может устанавливаться порядок ввоза или вывоза товаров. Лицензия также может содержать разрешение на ввоз (вывоз) определенного объема товара — в этом случае лицензирование тесно связано с квотированием.
Государство выдает ограниченное количество лицензий, разрешающих экспорт или импорт, и запрещает нелицензированную торговлю. Лицензирование как мера оперативного регулирования внешнеэкономических связей государством применяется на определенные периоды времени по конкретным товарам (работам, услугам), включенным в перечень продукции общегосударственного назначения, а также по отдельным странам и группам стран в тех случаях, когда этого требует состояние платежных отношений или иные экономические и политические условия. В Российской Федерации экспортной лицензией должно быть подтверждено право на вывоз квотируемого товара; кроме того, лицензированию подлежат экспорт и импорт специфических товаров, товаров и технологий военного и двойного (мирного и военного) назначения, ядерных материалов, драгоценных металлов и камней, наркотических и психотропных средств, ядов.
Механизмы распределения лицензий разнообразны. В мировой практике используется открытый конкурс, явное предпочтение, затратный метод. При открытом конкурсе лицензию получает фирма, предложившая за нее наивысшую цену; аукционная продажа позволяет внести конкуренцию в процесс распределения лицензий, дает возможность получить государству доход от их продажи. Система явных предпочтений означает их предоставление правительством наиболее авторитетным фирмам без предварительных заявок и переговоров. Затратным методом распределения лицензий является их передача в зависимости от наличия у претендентов производственных мощностей, квалифицированного персонала и других ресурсов.
В Российской Федерации распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или аукциона или в порядке фактического проведения операций по экспорту и/или импорту до суммарного исполнения квоты.
Квота, вводимая страной-экспортером, а не страной-импортером, представляет добровольное ограничение экспорта. Оно может навязываться путем, например, убеждения или угрозы применения санкций; такая форма урегулирования лишь внешне представляется добровольной. Политика добровольного ограничения экспорта достаточно распространена. Известны случаи ограничения ввоза японских автомобилей в США (примерно 1,8 млн автомобилей в год) или во Францию (3% рынка). Ряд стран берет на себя обязательства по ограничению поставок в ЕС определенных видов продукции; например, автомобилей, некоторых станков, грузоподъемников, шарикоподшипников, телевизоров, кинескопов, видеомагнитофонов, микроволновых печей из Японии, сыра из Австралии, Новой Зеландии, Канады. Существуют соглашения России с ЕС о добровольном ограничении нами экспорта некоторых видов черных и цветных металлов, химической продукции, текстильных изделий.
Для защиты национального производства государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей являются субсидии. Под экспортной субсидией понимается оказание правительством или государственным органом страны финансовой помощи предприятиям и отраслям экономики на ее территории для поддержки отечественных экспортеров и косвенной дискриминации зарубежных импортеров.
Различают несколько видов субсидий:
— прямые, непосредственно выплачиваемые государством его экспортерам в различных формах:
— выплата надбавок (премий) за экспорт,
— возврат экспортеру разницы между внутренней и мировой ценами (если первая выше),
— финансирование государством некоторых затрат экспортера (на исследование внешних рынков, проведение научно-исследовательских работ, льготные транспортные тарифы и др.);
— косвенные, предоставляемые посредством участия в капитале предприятий, взносов в финансовые фонды, предназначенные для поддержки предприятий и отраслей, в виде различных льгот с целью снижения затрат экспортера или получения им доходов в иных сферах: налогообложении, кредитовании, страховании.
Последствия экспортной субсидии
Производителям, получившим субсидию, становится выгоднее экспортировать, чем продавать товар на внутреннем рынке. Но чтобы расширить поставки на внешний рынок, они должны снизить экспортные цены. Субсидия покрывает убытки от снижения цен, и объемы экспорта растут. Вместе с тем, поскольку из-за роста экспорта меньше товара поступает на отечественный рынок, внутренняя цена на него увеличивается с Р» до Pii. Рост цены обусловливает увеличение предложения Qs ло Q*s и сокращение спроса с 0</до Q*,i. В результате потребители несут потери (области а + Ь), а производители получают дополнительный выигрыш (области a + Ь + с + d + е). Но чтобы оценить последствия субсидирования экспорта для страны в целом, надо учесть затраты на субсидию, которые будет нести государственный бюджет. Для этого надо размер субсидии на единицу экспортируемого товара умножить на новый объем экспорта (Q*s — Q*d). Даже если предположить, что внутренняя цена вырастет на всю величину субсидии (что возможно при бесконечно большой эластичности спроса на импорт на мировом рынке), затраты государства будут равны Ь + с + d + е +/, значит, потери благосостояния страны в целом составят область Ь + f. Однако в реальности эти потери будут еще больше. Эластичность спроса на импорт в странах-импортерах не бесконечно велика, поэтому внутренние цены в стране-экспортере увеличатся на меньшую величину, чем предоставляемая субсидия, и, следовательно, бюджетные затраты будут больше, чем площадь прямоугольника b + с + d + е +f.
Для нейтрализации действия субсидии, предоставляемой страной-экспортером своим производителям, страна-импортер может принять ответные меры, введя компенсационную пошлину. Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам ГАТТ/ВТО призвано содействовать сокращению масштабов субсидирования и упорядочению практики ответных мер, с тем чтобы и те и другие не препятствовали развитию международной торговли.
Крайней формой государственного ограничения внешней торговли являются экономические санкции, например торговое эмбарго — запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров. Страна вводит эмбарго, как правило, по политическим мотивам. Санкции по отношению к какой-либо стране могут также носить коллективный характер, например, когда они вводятся по решению ООН.
Распространенной формой административных мер контроля внешней торговли являются декларации, визы, разрешения. В число технических барьеров входят требования о соблюдении национальных стандартов, получении сертификатов качества импортной продукции, специфической упаковки и маркировки товаров, соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм и др.
В последние годы многие страны стали уделять повышенное внимание обеспечению своей экологической безопасности. В результате появились новые нетарифные ограничения. Так, начинают применяться обязательства по обратной приемке упаковочных и отработанных материалов. Эта мера предполагает усиление ответственности производителя в отношении продукции, в частности ее утилизации, рециркуляции и конечного удаления. Обязательство об обратной приемке приводит к повышению издержек экспортирующей стороны, связанных с обратной отгрузкой упаковочных или отработанных материалов, и снижению конкурентоспособности импортных товаров. Данные обязательства могут затрагивать конкурентоспособность конкретных материалов, которые являются экологически благоприятными, однако с трудом поддаются рециркуляции в стране-импортере, так как не находят там широкого применения. Например, для ввоза продукции в Германию колумбийские экспортеры кофе были вынуждены использовать вместо привычной джутовой упаковки пластмассовую. Лишь после того как в Германии возник рынок для рециркулированного джута (автомобилестроение, строительство, производство мебели), у колумбийцев появилась возможность использовать джут в качестве упаковочного материала. Во Франции, Германии и Италии обязательства по обратной приемке существуют для отработанного масла, в Нидерландах — для аккумуляторов, консервных банок и бытовой электротехники. России предстоит приспосабливаться к правилам, формирующимся в мировом хозяйстве, при решении национальных вопросов охраны окружающей среды и здоровья населения.
Успех или неудача международного бизнеса зависит не только от конъюнктуры рынка, наличия и умелого использования факторов производства, информационной поддержки внешнеэкономической деятельности, но и от установленных государством процедур, которым подвергается товар, пересекающий национальные границы.
Импортер и экспортер России должны уплатить таможенную пошлину и сбор за таможенное оформление. Кроме того, импортер уплачивает налоги, которыми облагается данный товар: налог на добавленную стоимость и акциз, если он взимается при реализации этого товара; экспортер от уплаты налогов освобожден. Чтобы установить общую сумму платежей, необходимо:
• рассчитать сумму сбора за таможенное оформление (0,15% фактурной стоимости товара)
• установить, облагается ли данный товар пошлиной;
• определить таможенную стоимость товара;
• выяснить ставку пошлины (учесть, из какой страны ввозится товар) и рассчитать ее сумму;
• уточнить, не входит ли товар в список освобожденных от уплаты налога на добавленную стоимость, и если нет, то рассчитать сумму налога на добавленную стоимость в процентах к сумме, включающей таможенную стоимость товара, таможенную пошлину и (по подакцизным товарам) сумму акциза.
Государственное регулирование способно создавать или разрушать экспортно-импортные возможности. Оно не всегда направлено на контроль за внешнеторговыми операциями как таковыми. Часто государство резервирует за собой сферу обслуживания внешнеэкономических связей. Обязательное страхование импорта национальными компаниями практикуется во многих развивающихся странах, в ряде из них необходимо пользоваться услугами национальной государственной фирмы. Аналогичными являются требования использовать для перевозки внешнеторговых грузов национальные государственные транспортные средства.
В России государственная монополия на внешнюю торговлю и Другие виды внешнеэкономической деятельности была законодательно закреплена в 1918 г. декретом «О национализации внешней торговли». Реформа внешнеэкономической деятельности в СССР началась с 1986 г., когда были сделаны первые шаги по расширению прав министерств, ведомств, предприятий и организаций по самостоятельному выходу их на внешний рынок. В настоящее время перечни отдельных видов товаров, на экспорт и/или импорт которых устанавливается государственная монополия, определяются федеральными законами Российской Федерации.
Государственные меры в области внешней политики включают тарифы и налоги, а также широкий спектр нетарифных барьеров в торговле. Нетарифные барьеры подразделяются на несколько групп:
• меры, направленные на прямое регулирование внешней торговли;
• меры административного характера;
• меры, опосредованно влияющие на ограничение внешней торговли.
В процессе развития мирохозяйственных связей выработались определенные инструменты внешнеторговой политики, используемые во всех государствах мира.
- Важнейшие показатели
- Лекция 2. Субъекты современного мирового хозяйства и система показателей, характеризующих их место в мировой экономике
- Основные черты западноевропейской экономики
- Общая характеристика экономики сша
- Экономика Японии. Общая характеристика
- Основные черты социально-экономической модели России
- Основные виды международной предметной специализации производства
- Европейский Союз
- Классическая теория международной торговли
- Экономические последствия применения таможенных пошлин
- Международное регулирование внешней торговли
- Причины международной миграции рабочей силы
- Направления миграции
- Государственное регулирование миграции рабочей силы
- Россия на международном рынке труда
- Особенности мирового рынка капиталов Особенностями мирового рынка капиталов в последние десятилетия являются:
- Государственные программы помощи
- Рынок ссудного капитала и мировой кризис задолженности
- Понятие валютного курса
- Характеристика мирового валютного рынка
- Фиксированные и плавающие валютные курсы
- Хеджирование и спекуляция
- Виды платежных балансов
- Теории платежных балансов
- Основные формы передачи технологий
- Россия в системе международного обмена технологиями