Государственные программы помощи
Государственный вывоз капитала может осуществляться в виде портфельных инвестиций, но чаще в виде льготных кредитов или предоставления безвозмездной финансовой помощи другим странам, что обычно сопровождается политическими и иного рода соглашениями. Первые места по оказанию экономической помощи другим странам занимают Япония и США, а по принятию помощи — Израиль и Египет. Помощь такого рода обычно преследует цели утверждения демократии, открытости рыночной экономики, национальной безопасности стран, предлагающих помощь, и др.
Особый интерес вызывают программы помощи (включающие вывоз капитала) в тех случаях, когда происходят региональные экономические кризисы и нарастание нестабильности в таких масштабах, что страны, втянутые в кризисные процессы, не могут самостоятельно с ними справиться. Наиболее известной из таких программ является программа помощи США Западной Европе в конце 40-х гг., получившая название «план Маршалла». Программа названа по имени государственного секретаря США, который выступил в Гарвардском университете с анализом экономической ситуации в мире и заявил, что без здоровой мировой экономики не может быть политической стабильности в мире, поэтому переживающим кризис европейским странам необходимо предоставить финансовую помощь при условии, что они разработают единую программу восстановления экономики. Это выступление прозвучало в июне 1947 г., а в июле полтора десятка европейских стран заключили соглашение об экономическом сотрудничестве и в короткие сроки разработали экономическую программу. Основной целью этой программы было достижение к 1952 г. такого экономического состояния, которое бы позволило обеспечить нормальный жизненный уровень населения и независимость от иностранной помощи.
Ситуация в Европе в этот период характеризовалась следующими чертами:
наблюдался разрыв многолетних производственных связей;
промышленная структура оказалась чрезмерно милитаризированной ;
производственный аппарат многих стран стал устаревшим, что требовало структурной перестройки;
объем производства был ниже довоенного, поэтому потребность в импортных товарах была значительна;
темпы инфляции были очень высоки, что препятствовало осуществлению долгосрочных экономических программ;
несмотря на высокий спрос и рост цен, сельскохозяйственное производство сократилось.
Решение этих вопросов за счет расходования золотовалютных резервов государств осуществлялось в 1945 — 1946 гг., а к 1947 г. эти источники были исчерпаны.
Такая экономическая ситуация угрожала не только самим европейским, но и другим странам, связанным с Европой торговыми, финансовыми и производственными связями.
Программа, разработанная европейскими странами, опиралась на следующие принципы:
максимизация усилий каждой страны в повышении ВВП;
обеспечение внутренней устойчивости денежного обращения;
усиление экономического сотрудничества между странами-участницами;
публикация отчетов о расходовании иностранной помощи и предоставление отчетов кредиторам.
В начале 1948 г. Конгресс США рассмотрел законопроект «О плане Маршалла», в соответствии с которым Западной Европе была предоставлена помощь на срок четыре года в форме гуманитарной помощи, кредитов под низкие проценты, вывоза долларов. (В обмен на доллары американцы получали национальную валюту и вкладывали ее в банк других европейских стран для стимулирования экономических отношений внутри региона.)
Приоритетными для инвестирования по этой программе считались две группы отраслей: долларосберегающие (производство предметов первой необходимости) и доллароприбыльные (производство товаров на экспорт). В результате выполнения такой программы к 1952 г. было восстановлено производство, проведена структурная перестройка, развиты и восстановлены международные экономические связи, ликвидирована зависимость от иностранных кредитов и гуманитарной помощи.
Пример такой программы показывает, какую роль могут сыграть иностранные капиталы в развитии страны или группы стран в условиях кризиса, в переходный период. Использование иностранных капиталов может стать важным фактором преодоления кризисных процессов при переходе от централизованной к рыночной экономике.
- Важнейшие показатели
- Лекция 2. Субъекты современного мирового хозяйства и система показателей, характеризующих их место в мировой экономике
- Основные черты западноевропейской экономики
- Общая характеристика экономики сша
- Экономика Японии. Общая характеристика
- Основные черты социально-экономической модели России
- Основные виды международной предметной специализации производства
- Европейский Союз
- Классическая теория международной торговли
- Экономические последствия применения таможенных пошлин
- Международное регулирование внешней торговли
- Причины международной миграции рабочей силы
- Направления миграции
- Государственное регулирование миграции рабочей силы
- Россия на международном рынке труда
- Особенности мирового рынка капиталов Особенностями мирового рынка капиталов в последние десятилетия являются:
- Государственные программы помощи
- Рынок ссудного капитала и мировой кризис задолженности
- Понятие валютного курса
- Характеристика мирового валютного рынка
- Фиксированные и плавающие валютные курсы
- Хеджирование и спекуляция
- Виды платежных балансов
- Теории платежных балансов
- Основные формы передачи технологий
- Россия в системе международного обмена технологиями