logo
7 тема по социологии

Место России в мировом сообществе

С выходом на международную арену в качестве самостоя-тельного государства Россия оказалась перед необходимостью определения своего места в современном мире. Как правопреемница СССР она является постоянным членом Совета Безопас-ности ООН и несет связанную с этим ответственность. Россия обладает одним из крупнейших в мире ядерным потенциалом, что также оказывает влияние на ее место и роль в мировом со-обществе.  Россия - самое крупное по территории и седьмое по чис-ленности населения государство в мире. Находясь на перекрестке Европы и Азии, она занимает благоприятную геополитическую позицию. Россия располагает большими запасами природных ресурсов, имеет высокий научно-технический потенциал. Все это объективно определяет влиятельное ее положение в современном мире.  В то же время с распадом СССР перед Россией возникло немало сложных проблем. Занимая около 80% территории бывшего Советского Союза, Российская Федерация насчитыва-ет немногим более 50% его населения. Она оказалась отделен-ной от Европы новыми государствами, бывшими советскими республиками, потеряла ряд стратегически важных портов на Балтике и Черном море, у нее стало меньше непосредственных выходов к морям. Эти геополитические изменения существен-но усложняют решение внешнеполитических задач российского государства.  Сохраняющая значительную часть ядерного потенциала бывшего СССР; но ослабленная в геополитическом и демографическом отношении, испытывающая многочисленные трудности внутреннего развития, Россия уже не может играть глобальную роль сверхдержавы, оказывающей решающее воздействие на ход мировых процессов. Следует отметить, что утрата статуса сверхдержавы вызывает болезненную реакцию российского об-щественного мнения. Так, по данным РОМИР, в январе 2000 г среди ответов на вопрос <что Вы ожидаете от президента, за которого будете голосовать?> на третьем месте по значимости оказалось мнение - <вернуть статус великой державы>. Примеча-тельно, что данный ответ был выбран при наличии множества других проблем: военные действия в Чечне, экономические проблемы, социальное положение и т.д.  По мнению большинства социологов и политологов, России в настоящее время необходим реализм в оценке своих возможное и определении внешнеполитических приоритетов. Среди приоритетов выделяют, прежде всего, отношения со странами <ближнего зарубежья>- бывшими советскими республиками, ставшими суверенными государствами.  Постсоветское геополитическое пространство - особая зона в системе международных отношений, которой присущи подвижность, незавершенность процессов, обусловленных сложным сочетанием национальных и региональных факторов. Институционализация этого нового геополитического пространства проходила непросто, принимая порой противоречивый характер.  Первоначально Содружество независимых государств (СНГ) рассматривалось многими политиками как временное образова-ние, как инструмент <цивилизованного развода>, а не как осно-ва для новой интеграции. Действительно, в первое время после распада СССР преобладали дезинтеграционные процессы. Явно несостоятельными оказались планы создания эффективного межгосударственного объединения с единой валютой, прозрач-ными внутренними границами, скоординированной налоговой и таможенной политикой, совместным контролем внешних рубе-жей и т.д. Каждое государство СНГ стремилось самостоятельно войти в мировое сообщество, добиваясь западных кредитов и привлекая иностранные инвестиции в национальную экономику. При этом на всем постсоветском пространстве множились про-тиворечия и конфликты, связанные с дележом имущества и дол-гов, выводом войск, уточнением, государственных границ, при-надлежности территорий и т.д.  Определенный перелом в отношениях между Россией и большинством новых суверенных государств, возникших пос-ле распада СССР, произошел в 1993 г., когда все больше стали осознаваться разрушительные последствия самоизоляции по отношению друг к другу. 22 января 1993 г. состоялась важная встреча лидеров стран СНГ в Минске, в ходе которой были приняты решения о рублевой зоне, учреждении межгосудар-ственного банка, подписан ряд документов. В мае 1993 г. в Москве была подписана декларация об образовании Экономи-ческого союза. В июле 1993 г. главы правительств России, Ук-раины и Беларуси выступили с совместным заявлением о необ-ходимости углубления экономической интеграции на основе развития рыночных отношений, В этот же период расширился состав СНГ, куда вступили Азербайджан и Грузия, а затем и Молдова.  В последние годы политика России в отношении стран <ближнего зарубежья> стала более прагматичной и целенаправ-ленной. Качественные сдвиги произошли в российско-украинс-ких отношениях. Прежде всего, удалось урегулировать ряд спорных вопросов, существовавших между Москвой и Киевом. Во время встречи двух президентов - В. Путина и Л. Кучмы - 16 октября 2000 г. в Сочи был достигнут определенный компро-мисс по вопросам украинских долгов и поставок нефти и газа. Украина согласилась официально признать свои долги и дать го-сударственные гарантии в их погашении. В обмен она получила некоторые льготы при возмещении долга и оплате поставок нефти и газа.  В настоящее время России также удалось стабилизировать отношения и с другими членами СНГ. В результате наметила тенденция к оживлению интеграционных процессов на постсоветском пространстве. В октябре 2000 г. в столице Казахстана Астане во время встречи лидеров ряда стран СНГ было принято решение о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Членами этой организации стали Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. В марте 2002 г. в Санкт Петербурге состоялось второе заседание Межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС, на котором было рассмотрено более 20 вопросов, важнейший из которых - <О проекте Договора об Основах законодательства Евразийского экономического сообщества>. Парламентарии приняли программу законотворческой деятельности до 2005 г. На заседании рассматривался и вопрос, о выработке единой позиции по взаимодействию со Всемирной торговой организацией (ВТО); Участники межпарламентской ассамблеи пришли к общему мнению, что переговорный процесс по вступлению в ВТО может быть ускорен, если синхронизировать реформы в области таможенного, валютного, внешнее торгового законодательства. В частности, предлагалось, введение единого таможенного тарифа, а также создание совместной таможенной охраны внешних границ и уничтожение внутренних границ.  С началом антитеррористической операции в Афганистане ив размещением воинских контингентов из США и Западной Европы в Центральной Азии Россия и другие члены СНГ активизировали деятельность по созданию коллективной системы безопасности на пространстве Содружества. В марте 2002 г. в Моек состоялось заседание Комитета начальников штабов Вооруженных сил государств-членов СНГ. В центре внимания участников заседания находились вопросы дальнейшего совершенствования региональных систем безопасности и функционирования коллективных сил быстрого реагирования в Центрально-Азиатском ре-гионе.  Несмотря на определенные сдвиги в отношениях России ей странами <ближнего зарубежья>, здесь и сегодня сохраняется немало проблем. По-прежнему актуальной внешнеполитической проблемой остается защита прав 25 млн. этнических русских оказавшихся против своей воли иммигрантами в новых суверенных государствах. Особую остроту этот вопрос приобрел в стра-нах Балтии, в которых принят целый ряд дискриминационных законов в отношении русскоязычного населения. Не снята угро-за дестабилизации обстановки в Северо-Кавказском и Закавказс-ком регионах. Высокий конфликтный потенциал сохраняется в Центрально-Азиатском регионе, где действуют радикально на-строенные исламистские группировки. К этому необходимо доба-вить и тлеющий приднестровский конфликт. Все это существенно тормозит развитие процессов в направлении реинтеграции пост-советского пространства, его превращения в самостоятельную подсистему международных отношений.  Не просто складывались отношения России и со странами <дальнего зарубежья>. После распада СССР и окончания <хо-лодной войны> российское руководство провозгласило курс на установление партнерских и союзнических отношений с Запа-дом и, в первую очередь, с США. Однако вскоре выяснилось, что интересы России и западных стран далеко не во всем совпа-дают. Затрагивало безопасность России расширение военно-по-литического блока НАТО на Восток, его выход непосредственно к границам СНГ. Проблемой для России стало вытеснение ее с мировых рынков оружия. Так, в 1993 г. между Россией и США возник конфликт по поводу поставки Индии российских крио-генных двигателей и технологии их изготовления. Серьезный ущерб экономическим интересам России наносили санкции ми-рового сообщества против таких стран, как Югославия, Ирак и Ливия. Сказывалась на внешней политике России и проблема ее долгов ведущим державам мира. Все это заставляло российское руководство корректировать внешнеполитический курс, вести непростой диалог со многими странами мирового сообщества.  На этом пути России удалось добиться определенных ре-зультатов. С июня 1997 г. она регулярно участвует в ежегод-ных встречах <большой семерки> (теперь <восьмерки>) - ве-дущих мировых держав, координирующих свою политику. Россия была принята в такие авторитетные международные организации, как <Парижский клуб кредиторов> и <Лондонс-кий клуб>, занимающиеся урегулированием вопросов внеш-ней задолженности. Стала Россия и членом Совета Европы консультативной политической организации, координирую-щей деятельность европейских государств по вопросам прав человека, экономики, разоружения, образования, охраны при-роды, туризма и т.д.  Начиная с 2000 г. Россия взяла курс на постепенное <размораживание> отношений с НАТО, приостановленных после развязывания военных действий в Югославии. В <Концепции внешней политики РФ>, утвержденной Президентом в июле 2000 г., подчеркивается, что Россия исходит из важности сотрудничества с НАТО в интересах поддержания безопасности и стабильности на континенте и открыта для конструктивного взамодействия.  Качественно новый этап в развитии отношений России с Западом наступил после событий 11 сентября 2001 г., связанных с террористическими актами в США. Российское руководство сразу же заявило о своей поддержке США и провозгласило курс| на тесное сотрудничество с Западом. Системное оформлена этот курс получил в ходе визита Президента РФ в Вашингтон встреч с лидерами ведущих европейских держав.  Поворот внешнеполитического курса вызвал неоднозначно реакцию российской политической элиты, часть которой заговорила о <неоправданных уступках> Вашингтону, о недопустимости нахождения американцев в <российской зоне влияния> в Центральной Азии и т.д. С другой стороны, новый внешнеполитический курс России подвергается сегодня испытанию на международной арене (решение США выйти из Договора по ПРО, новая доктрина Буша, чеченская проблема, договоренности между рядом западных стран и государств Центральной Азии относительно их возможного дальнейшего военного и экономического с трудничества). По мнению аналитиков и экспертов, многое настоящее время будет зависеть от того, сумеет ли Россия реши свои внутренние проблемы, прежде всего экономические. Именно экономика страны сегодня становится ключевым фактором национальной стратегии выживания, главным показателем эффективности того или иного курса в мировой политике.