logo
лекции_Мировые товарные рынки_Небесная А

2. Общие тенденции среди производителей нефтехимии

В связи с усиливающейся конкуренцией со стороны развивающихся стран ведущие мировые компании будут вынуждены корректировать стратегию своего развития. Наиболее успешными будут компании, производящие продукты с высокой добавленной стоимостью (фармацевтика, прогрессивные виды пластмасс и т.д.);

Традиционная стратегия, основанная на эффективном управлении активами и минимизации издержек, будет постепенно вытесняется стратегией, основанной на эффективном управлении know-how и навыками, которыми обладает компания по эффективному использованию своего внутреннего потенциала.

Ужесточение экологических норм будет стимулировать переход компаний на высокоэффективные экологически безопасные технологии (в частности, в рамках западноевропейского рынка химической и нефтехимической продукции введена программа REACH, направленная на выпуск продукции, обеспечивающей безопасность людей и окружающей среды).

В перспективе следует ожидать сохранения оформляющегося тренда к интеграции химических и нефтехимических компаний с нефтяными и газовыми компаниями, стимулируемого ростом стоимости углеводородного сырья. Ожидается, что мировая химическая промышленность станет еще более консолидированной. Уже в настоящее время мировой химический и нефтехимический бизнес представлен крупными транснациональными компаниями.[93]

Особенностью специальных видов химической продукции, прежде всего, конструкционных материалов является постоянное улучшение их потребительских свойств. Это приводит к концентрации производства в странах-лидерах и ограничивает возможности пространственного распространения технологических волн. Кроме того, инновационной основой технологического развития становятся крупные транснациональные корпорации, регулирующие распространение производства новых продуктов в мире.