1.Общая характеристика мирового рынка
В 1996 г. объем мирового рынка химической продукции составлял 962 млрд. евро, в 2006 г. этот показатель составил 1641 млрд. евро.[89] В 2010 г. объем мирового рынка химической продукции достиг величины 2400 млрд. долл.В условиях глобальных изменений, происходящих на мировом рынке химической и нефтехимической промышленности, проблема обеспечения дешевым сырьем является особенно острой.
Изменения в географии мирового производства и потребления химической продукции. Глобальные изменения в географии мирового производства и потребления химической продукции определяют мощный сдвиг в сторону новых индустриальных и развивающихся стран. В настоящее время к традиционным центрам производства и торговли продукции химической и нефтехимической промышленности таким, как США, Западная Европа, Япония присоединяются компании развивающихся стран (Китай, Индия, Саудовская Аравия, Мексика) при одновременном ослаблении позиций первых.
Так, темпы прироста производства химикатов Азиатско-Тихоокеанском регионе в 2001-2006 гг. составили 6,9% в год, Латинской Америке – 4,3% против 1,5% в странах ЕС. Химическая промышленность Китая уже вышла на 3 место в мире по объему произведенной продукции (после США и Японии): в 2006 г. доля Китая в мировой торговле продукцией химической промышленности составляла 10,3%, а доля всего Азиатского региона составляла 33,3%.[90]
В долгосрочной перспективе произойдут определенные изменения в специализации регионов. Уже в ближайшем будущем западные производители химической продукции столкнутся с проблемами, вызванными дороговизной сырья, ростом капиталоемкости новых проектов, медленным ростом производительности труда и дороговизной рабочей силы. В этих условиях нефтехимические заводы западных стран могут потерять конкурентоспособность по сравнению с ближневосточными к 2010 г., что приведет к сокращению производства химической и нефтехимической продукции в западных странах. Тем не менее, Западная Европа и Северная Америка останутся крупнейшими потребителями и производителями химической продукции, при этом основной их нишей станет производство высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью. Развивающиеся страны, особенно богатые углеводородным сырьем, усилят свою роль в мировой химической промышленности как производители базового сырья и массовых материалов.
В течение ближайших нескольких лет развивающиеся страны будут ориентированы на насыщение внутреннего спроса. В дальнейшем эти страны станут основными конкурентами традиционных мировых лидеров.
Уже в настоящее время развивающиеся страны наращивают свой потенциал на мировом рынке химической и нефтехимической продукции благодаря относительно низким ценам на углеводородное сырье в этих странах, что объясняет высокую ценовую конкурентоспособность производимой ими продукции. На мировом рынке азотных и фосфорных удобрений, пластмасс, аммиака, метанола и других продуктов основными конкурентами традиционных лидеров станут поставщики из стран Персидского залива и Северной Африки, где относительно низкие цены на природный газ.
В ближайшие десять лет наиболее высокими темпами роста объемов потребления (6-10% в год[91]) будет характеризоваться группа пластмасс (полимерная продукция, конструкционные материалы). Это обусловлено тем, что продукция полимерной химии демонстрирует все возрастающую конкурентоспособность по сравнению с металлом, деревом и другими материалами.[92]
По данным ВТО, наиболее перспективным рынком сбыта химической продукции в ближайшем будущем будет оставаться Китай. В Китае уже в настоящее время интенсивно развивается собственное производство химической и нефтехимической продукции, ранее закупаемой в России.
- Министерство образования и науки
- 2. Формы торговли на мтр
- 3.Элементы мтр, основные показатели деятельности на товарном рынке
- 4. Виды товарных рынков
- 5. Типы структуры мтр.
- Тема 2 Товарная структура мирового рынка
- Классификационная схема гс
- Классификационная схема куэг
- Тема 3 Мировые цены и ценообразование на мировых товарных рынках
- Тема 5 методологические особенности прогнозирования мировых товарных рынков.
- Тема 6 мировой энергетический рынок. Мировой рынок нефти
- 2. Регионы и игроки на рынке нефти
- Тема 7 мировой рынок черных и цветных металлов
- Тема 8 мировой рынок продукции химического и нефтехимического комплекса
- 1.Общая характеристика мирового рынка
- 2. Общие тенденции среди производителей нефтехимии
- 3. Новые продукты и технологии
- 4. Перспективы развития российского химического комплекса
- Тема 9 мировой рынок лесной продукции
- 1. Общая характеристика мирового рынка
- 2. Географии мирового производства и потребления
- 3. Структура рынка леса
- 4. Общие тенденции среди производителей
- Тема 10 мировой рынок продовольствия
- Тема 11 мировой рынок продукции легкой промышленности
- Тема 12 мировой рынок высокотехнологичной продукции
- Список рекомендованной литературы: