logo
Ответы на вопросы к зачету по АПФСОЕ

13. Инвестиционный климат: факторы его определяющие

- представляет собой совокупность экономических, политических, юридических и социальных факторов, которые предопределяют степень риска иностранных капиталовложений и возможность их эффективного использования в стране.

Инвестиционный климат является комплексным понятием и включает ряд параметров: национальное законодательство, экономические условия (спад, подъем, стагнация), таможенный режим, валютная политика, темпы экономического роста, темпы инфляции, стабильность валютного курса, уровень внешней задолженности и др.

Механизм привлечения иностранных инвестиций включает следующие необходимые элементы: адекватная современной социально-экономической ситуации нормативно-правовая база, в которой содержатся, в первую очередь, гарантии государства по защите инвестиций и меры экономического стимулирования, наличие соответствующей инфраструктуры, доступные процедуры регистрации и дальнейшего взаимодействия с бюрократическими структурами. Инвестиционная инфраструктура, согласно опыту других стран, подразумевает как наличие специализированного центра содействия иностранным инвестициям, так и общей развитой системы банковского и страхового обслуживания, консультационных услуг, транспортного обеспечения и связи и т.п.

По цели вложения капитал делится на:

• прямые инвестиции - вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала;

• портфельные инвестиции - вложение капитала в иностранные ценные бумаги, не дающие инвестору права реального контроля над объектом реального инвестирования

Причины прямых иностранных инвестиций весьма разнообразны. Главные -стремление разместить капитал в той стране и в той отрасли, где он будет приносить максимальную прибыль, сократить уровень налогообложения и дифференцировать риск. многомерные экономические исследования, проводившиеся под эгидой экономических служб ООН, показали, что специфические причины экспорта и импорта прямых инвестиций в значительной степени пересекаются, правда, их относительная роль различна.

Причины экспорта капитала:

1. Технологическое лидерство. Чем выше доля расходов на НИОКР в объеме продаж корпорации, тем больше объем ее экспорта прямых инвестиций за рубеж. Предпринимая прямые инвестиции за рубеж, корпорации стремятся удержать тем самым контроль над ключевой технологией, дающей ей конкретные преимущества. Прямая взаимосвязь между развитием НИОКР и объемом экспорта капитала подтверждается практически для всех развитых стран. Преимущества в квалификации рабочей силы, которые обычно измеряются общим уровнем оплаты труда работников. Чем выше уровень оплаты труда в корпорации, тем выше объем экспорта прямых инвестиций.

2. Преимущества в рекламе, которые отражают накопленный опыт международного маркетинга. Чем выше удельный вес затрат на рекламу в продажах корпорации, тем больше объем экспорта прямых инвестиций.

3. Экономика масштаба. Чем больше размер производства корпорации на внутренний рынок, тем больше объем экспорта прямых инвестиций. Большинство корпораций перед тем, как инвестировать за рубеж, полностью используют возможности экономики масштаба в рамках внутреннего рынка.

4. Размер корпорации. Чем больше размер корпорации, тем больше объем ее экспорта прямых инвестиций.

5. Степень концентрации производства. Чем выше уровень концентрации производства определенного товара в рамках корпорации, тем больше объем ее экспорта прямых инвестиций.

6. Обеспечение доступа к природным ресурсам. Чем выше потребность корпорации в определенном природном ресурсе, тем больше объем экспорта прямых инвестиций в ту страну, где этот ресурс имеется.

7. Прочие причины экспорта капитала: сокращение транспортных издержек на доставку товара к потребителю за счет создания предприятия в непосредственной близости от него; преодоление импортных барьеров зарубежной страны за счет создания подконтрольного производства на ее территории.

причины импорта капитала:

1. Технологическое лидерство. Чем выше доля расходов на НИОКР в объеме продаж корпорации, тем больше объем ее импорта прямых инвестиций за рубеж. Прямые инвестиции связаны обычно с импортом новейших технологий, над которыми прямой инвестор стремится удержать контроль.

2. Преимущества в квалификации рабочей силы, которые обычно измеряются средним уровнем оплаты труда работников. Чем выше уровень оплаты труда в корпорации, тем выше объем импорта инвестиций.

3. Преимущества в рекламе, которые отражают накопленный опыт международного маркетинга. Чем выше удельный вес затрат на рекламу в продажах корпорации, тем больше объем импорта прямых инвестиций.

4. Экономика масштаба. Чем больше размер производства корпорации на внутренний рынок, тем обычно меньше объем ее импорта прямых инвестиций.

5. Размер корпораций. Чем больше размер корпораций, тем больше объем ее импорта прямых инвестиций.

6. Потребность в капитале. Чем больше потребность корпорации в капитале, тем больше объем ее импорта инвестиций.

7. Издержки производства. Чем ниже издержки производства в принимающей стране тем больше се объем импорта прямых инвестиций.

8. Размер рынка. Чем больше размер внутреннего рынка, тем больше уровень импорта прямых инвестиций.

Как видно, факторы, определяющие экспорт и импорт прямых инвестиций, во многом совпадают, что приводит к перекрестным инвестициям.