logo
Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономич

Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

Таможенная пошлина – государственный денежный налог, взимаемый с провозимых через границу данной страны товаров, имущества, ценностей.

В международной практике применяется несколько видов. Таможенных пошлин.

А. ПО ОБЪЕКТУ ОБЛОЖЕНИЯ

1. Ввозная - пошлина, взимаемая при перевозке товаров в таможенную зону. она влияет на объем ввоза товаров, поэтому при торговых переговорах С другими странами импортным пошлинам придается особое значение. Импортные пошлины, то есть налогообложение ввозимых в страну товаров, используются наиболее часто.

2. Вывозная - пошлина, взимаемая при переправке товаров из таможенной зоны.

3. Транзитная - взимается с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Международный транзит - это перевозки иностранных грузов, при которых пункты отправления и назначения находятся за пределами данной страны. Доходы от таких перевозок являются активной статьей в балансе услуг государства. Благодаря географическому положению важными странами транзита являются, например, Германия, Швейцария, Россия. Одно время транзитные пошлины были существенным источником дохода, но сейчас они почти повсеместно ликвидированы посредством международных договоров.

Б. ПО СПОСОБУ НАЧИСЛЕНИЯ

1. Адвалорная - взимается в процентах к таможенной Стоимости облагаемого товара.

2. Специфическая - взимается по твердым ставкам в зависимости от физических характеристик товара - веса, количества, площади, объема. Например:

3. Комбинированная - сочетает оба вида таможенного обложения.

Она устанавливается в зависимости от стоимости, но не менее фиксированной величины за единицу товара.

В Российской Федерации с 1995г. комбинированные пошлины были введены на автомобили, готовые мясные продукты, чай в . розничной упаковке, одежду, автомобильные шины, телевизоры и видеомагнитофоны, меховые изделия, мебель, часы. Здесь уровень адвалорных таможенных пошлин дифференцирован от 3% до 25%, специфических - от 1 до 64000 ЭКЮ за 1 т вывозимого груза.

До второй мировой войны, когда основная часть мировой торговли приходилась на сырье, 60 - 70% всех пошлин были специфическими. Практика применения специфических пошлин требует более детальной разбивки товаров по позициям С тем, чтобы каждый товар имел свой фиксированный уровень налогообложения, их практическое использование не представляет технических сложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ИМИ облагаются главным образом сырьевые товары, т.е. стандартные, большие по объему товарные массы. В настоящее время 70 - 8.0% всех таможенных пошлин приходится на долю адвалорных пошлин. Они более удобны при импорте машинотехнических изделий, для которых свойственна значительная дифференциация производимой продукции. Такая пошлина динамично реагирует на колебание цен, оставляя неизменным уровень защиты.

В. ПО ЦЕЛИ ВЗИМАНИЯ

1. Фискальные. Они служат для увеличения доходов- государства. В начале своего существования пошлины обеспечивали получение денежных средств, т.е. в основном играли фискальную роль. К настоящему моменту их функции связаны с обеспечением проведения определённой торгово-экономической политики промышленно развитых стран. В развивающихся странах пошлины по-прежнему используются как средство финансовых поступлений.

2. Генеральные (автономные) - пошлины, вводимые в повышенных размерах к товарам, ввозимым из конкретной страны.

3. Уравнительные - направлены на доведение до определенного уровня внутренней цены товаров уязвимых секторов национальной экономики.

4. Компенсационные - используются в случае ввоза в страну товаров, при производстве или экспорте которых применялись субсидии.

5. Антидемпинговые - применяются для противодействия занижению цены экспортного товара.

6. Преференциальные - льготные пошлины, вводимые в пониженных размерах для поощрения импорта определенных товаров из конкретных стран.

Право использования преференциальных пошлин получают страны, входящие в экономические интеграционные группировки. Центральное место во внешнеэкономических связях России занимает Европейский союз (ЕС, до 1 ноября 1993г. - Европейские сообщества). В его. состав входят Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция (1995г.). Договоры об ассоциации с ЕС заключили Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Турция, Чехия. На ЕС и ассоциированные с ними государства приходится свыше половины внешней торговли России, а также преобладающая часть внешнего долга и притока иностранных инвестиций в российскую экономику .. В ЕС действует единый таможенный тариф, применяемый в торговых отношениях с третьими государствами. Если товар ввезен на территорию любой страны - участницы Союза, ТО, пройдя таможенные формальности, он может быть беспошлинно поставлен в другие страны этой группировки.

Право на получение односторонних преференциальных пошлин получили развивающиеся страны, поставляющие свои товары в развитые страны. Система льгот со стороны экономически более развитых стран названа общей системой преференций (ОСП). Она была установлена на основе решения Конференции ООН по торговле и развитию (IOНКТ АД) в начале 70-х годов для содействия увеличению экспорта из экономически менее развитых стран. Соответствующие тарифные льготы предусматривают отмену или снижение импортных пошлин на многие товары в развитых странах для поставщиков из государств, на которые распространяется преференциальный режим.

Но данное привилегированное положение содержит ограничения. Из подобных соглашений исключен ряд товаров; чаще всего это текстиль, кожа и изделия из нее, часы, электроника, продукция черной металлургии, обувь, нефтепродукты, обработанная сельскохозяйственная продукция. По таким товарам, как правило, применяется квота на Освобождение от пошлины, выше которой таможенные сборы действуют вновь. По самым уязвимым товарам и против самых конкурентоспособных экспортеров вводятся так называемые "буферные" нормы, препятствующие занятию большей доли в импорте страны.

Механизм реализации ОСП вырабатывается отдельными странами-донорами, а также ЕС в соответствии с индивидуальными схемами. С 1 января 1995r. Европейский союз ввел новую схему ОСП ЕС. Новая система преференций распространяется на промышленные товары, перечисленные в главах 25 - 97 Комбинированной товарной номенклатуры. Далее товары, в отношении которых действует ОСП, разделяются на четыре подгруппы в зависимости от чувствительности для рынка ЕС, которая определяется с учетом доли импорта на рынке определенного товара, степени его влияния на соответствующий сектор экономики.

Путем применения механизма так называемой модуляции ставок пошлин в зависимости от принадлежности товара к одной из этих групп определяются собственно размеры тарифных преференций:

Обновленная ОСП ЕС, как и прежняя, распространяется на все развивавшиеся страны и некоторые страны; находящиеся в стадии переходного периода к рыночной системе хозяйствования. Страны-бенефициары (получатели преференций) делятся на несколько групп:

Аналогично роли товарных подгрупп (модуляции) принадлежность к той или иной страновой подгруппе также определяет реальный уровень преференций. Достигается это на основе механизма так называемой градуации. Механизм градуации применяется к тем .странам, которые достигли достаточной конкурентоспособности в определенных секторах и заняли существенную долю в экспорте того или иного товара в ЕС из всех третьих стран и, таким образом, больше не нуждаются в преференциях или нуждаются не в такой степени, как менее конкурентоспособные и слаборазвитые страны. Индикатором для градуации будет служить также уровень экономического развития страны в целом.

Товары, происходящие из стран-бенефициаров, находящихся в Труппе наименее развитых стран или стран, вовлеченных в борьбу с наркобизнесом, не подлежат обложению импортными таможенными пошлинами независимо от чувствительности товаров, т.е. ни модуляция, ни градуации к ним не применяются.

Наряду с модуляцией градуации становится основным новым механизмом ОСП ЕС, заменив существовавшие лимиты и тарифные потолки. По сути градуации означает поэтапное исключение из сферы действия общей системы преференции сначала определённых секторов, а В дальнейшем отдельных стран--бенефициаров полностью.

Антидемпинговые меры служат контролю над ценами. Под нормальной стоимостью товара понимается сравнимая цена, уплаченная за аналогичный товар в ходе обычных торговых операций на внутреннем рынке страны-производителя или страны-экспортера, ·либо сравнимая цена, уплаченная за товар, экспортированный в любую третью страну. В ЕС экспорт товара по более дешевой цене рассматривается как демпинг, который может наносить ущерб европейской промышленность, Антидемпинговое расследование. может возбуждаться по жалобе производителей или их организаций в Комиссию ЕС Приняв решение о возбуждении дела, Комиссия назначает расследование. При этом в течение расследования на срок до 4-х месяцев могут быть введены временные антидемпинговые пошлины. Чтобы продолжать ввозить соответствующие товары, импортер должен внести таможне залог на сумму временной пошлины или представить гарантии ее уплаты. Если во время расследования экспортер пересматривает свои цены или прекращает экспорт по демпинговым ценам, расследование может быть прекращено. Если же этого не происходит, а расследование подтверждает как наличие демпинга, так и наличие ущерба, то вводятся постоянные антидемпинговые пошлины на срок до пяти лет. Антидемпинговые пошлины устанавливаются либо в процентах к таможенной стоимости товара, либо в абсолютном выражении как разность нормальной стоимости и экспортной цены (франко-граница ЕС). Величина пошлины не может превышать величину демпинга. Она взыскивается сверх таможенной пошлины.

Если установлено, что производство и/или экспорт товаров, ввозимых в Ее, субсидируется и это наносит ущерб европейской промышленности, то вводятся компенсационные пошлины. Порядок их применения в целом сходен с антидемпинговой процедурой.

Российские производители, их объединения или МВЭС по просьбе производителей могут потребовать введения защитных мер как в виде количественных ограничений, так и в виде установления особых пошлин. для того чтобы жалоба была принята к рассмотрению, необходимо несколько условий: если заявитель претендует на введение специальных пошлин и импортных КВОТ, то объем производимой им продукции должен составлять не менее половины от общероссийского производства таких товаров, если на введение антидемпинговых и компенсационных пошлин - не менее четверти, то есть инициировать антидемпинговый процесс под силу только крупным производителям. Например, ГАЗ, ВАЗ, АЗЛК, подав такое заявление, могут потребовать введения защитных мер в отношении иностранных производителей легковых автомобилей.


Рисунок 11

Таможенные пошлины объединяются в таможенном тарифе. Он представляет собой установленный на законодательном уровне свод ставок таможенных пошлин на товары, пропускаемые через таможенную границу страны в обоих направлениях.

Первоначально в мировой практике применялась одна ставка пошлины, накладываемая на импортируемые товары, и тариф был одноколонным (простым). При таком тарифе величина пошлины едина вне зависимости от страны происхождения товара. Он: не позволяет гибко менять величину пошлин и использовать их при решении торгово-политических задач. По мере развития мировой торговли структура таможенных тарифов усложнялась. В настоящее время распространены многоколонные тарифы, устанавливающие для каждой группы товаров две или большее количество ставок. Они позволяют использовать таможенные пошлины дифференцировано в зависимости от торгов политического режима, применяемого к конкретной стране, группе стран, Т.е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню пошлинами в зависимости от страны происхождения.

Расхождение национальных систем внешнеэкономического регулирования является препятствием для международной торговли. Унификацией таможенных процедур занимается международная организация - Совет таможенного сотрудничества (Всемирная таможенная организация), членом которого с 1992г. является Россия. В рамках этой организации разработан ряд конвенций, устанавливающих единые правила таможенно-тарифного регулирования. В частности, создана Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС), принята Конвенция ПО упрощению и унификации таможенных формальностей и процедур. ГС играет важную роль в таможенно-тарифном регулировании экспортно-импортных операций и их статистическом учете.

Основными элементами номенклатуры Гармонизированной системы (ИГС) ЯВЛЯЮТСЯ система классификации и система кодирования. Система классификации имеет шесть ступеней: разделы (21), группы (96), подгруппы (33), товарные позиции (1241), под позиции (3553), субпозиции (5019). Система кодирования позволяет представить информацию в удобной форме при сборе, передаче и обработке, приспособить закодированную информацию к обработке на ЭВМ, 06еспечитъ использование определенных методов поиска, сортировки и суммирования данных.

В Российской Федерации ставки таможенных пошлин систематизированы в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). для целей их применения товары определяются исключительно кодом ТН ВЭД; краткое наименование товара приведено для удобства пользования. Каждый товар имеет свой девятизначный код, позволяющий четко идентифицировать его относительно других товаров:

Таблица 13