Урегулирование конфликтов, кризисное реагирование
Российская Федерация продолжала активную работу по стабилизации обстановки в зонах региональных конфликтов политико-дипломатическими средствами с опорой на коллективный многосторонний инструментарий в соответствии с нормами международного права.
Тема ближневосточного урегулирования оставалась одним из приоритетных направлений российской внешнеполитической деятельности.
Россия как в регулярных двусторонних контактах на высшем и высоком уровне со сторонами конфликта и регионалами, так и в качестве постоянного члена СБ ООН, а также в рамках ближневосточного «квартета» международных посредников энергично содействовала усилиям по возобновлению переговоров между палестинцами и израильтянами по всем вопросам окончательного статуса в интересах достижения главной цели – создания независимого, территориально единого палестинского государства, сосуществующего с Израилем в мире и безопасности.
Россия внесла существенный вклад в работу Совета Безопасности ООН, посвященную поиску путей разблокирования ближневосточного кризиса на основе международно-признанной базы урегулирования: соответствующих резолюций СБ ООН, «Дорожной карты», разработанной «четверкой» международных посредников по БВУ, Арабской мирной инициативы.
Вместе с партнерами по «квартету» международных посредников (Россия, США, ЕС, ООН) работали над нахождением взаимоприемлемых развязок в БВУ. 19 марта в Москве по инициативе российской стороны состоялось министерское заседание ближневосточного «квартета», по итогам которого было принято сбалансированное заявление, получившее позитивную реакцию всех заинтересованных сторон и подтверждающее международно-признанные принципы ближневосточного урегулирования. Впервые «квартет» в своем заявлении обозначил временные ориентиры – 24 месяца – для создания палестинского государства.
Россия как член «квартета» приложила немало усилий для начала непрямых палестино-израильских переговоров в мае. 2 сентября они были переведены в прямой формат. В ходе встречи «четверки» в Нью-Йорке 21 сентября было принято заявление, направленное на поощрение сторон к активным действиям по урегулированию кризиса. Однако ввиду непродления израильского моратория на поселенческую деятельность диалог между палестинским и израильским лидерами был прерван, и возобновить его пока не удалось.
Российской стороной проводилась работа с основными палестинскими силами по вопросу восстановления межпалестинского единства на платформе ООП. В феврале в Москве прошли переговоры Министра иностранных дел С.В.Лаврова с председателем политбюро ХАМАС Х.Машаалем. 11 мая по окончании официальной части визита Президента Д.А.Медведева в Сирию состоялась его неформальная встреча с Х.Машаалем в присутствии Президента САР Б.Асада. Продолжали поддерживать Главу ПНА М.Аббаса как законного общепалестинского лидера.
2010 г. во многом стал «поворотным» в отношении статуса Ирака на международной арене. 15 декабря СБ ООН принял три резолюции, частично снимающие с Багдада ограничения по Главе VII Устава ООН, введенные после вторжения вооруженных сил Ирака в Кувейт, в соответствии с которыми закрывается иракское разоруженческое досье, прекращается деятельность Фонда развития Ирака и окончательно сворачивается гуманитарная программа ООН «Нефть в обмен на продовольствие».
В рамках «пятерки» постоянных членов СБ ООН в полной мере оправдал себя российский подход, подразумевающий необходимость скрупулезной, планомерной пошаговой работы по рассмотрению иракских обязательств и отмену тех из них, которые потеряли актуальность. Российская сторона демонстрировала готовность взаимодействовать по оставшимся иракским обязательствам на основе обзорного механизма, закрепленного в резолюции СБ ООН 1859, в целях возвращения Ирака к тому международному статусу, которым он обладал до августа 1990 г.
Была продолжена линия на оказание содействия стабилизации обстановки в стране, пресечению терроризма, укреплению демократии, восстановлению экономики. Особый упор при этом делался на важности достижения иракцами национального согласия по основным пунктам внутрииракской повестки дня, включая вопросы формирования руководящих органов страны.
Вместе с партнерами по Совету Безопасности работали над продвижением усилий Миссии ООН по оказанию содействия Ираку (МООНСИ), направленных на поощрение диалога между различными иракскими политическими силами, отслеживали развитие внутриполитической обстановки в стране. 8 марта СБ ООН приветствовал проведение парламентских выборов в Ираке. 4 августа, в период российского председательства в Совете Безопасности, было принято заявление Председателя Совета по Ираку, в котором выражалась поддержка деятельности МООНСИ и содержался призыв к иракским политическим блокам ускорить процесс формирования инклюзивного правительства. 15 декабря СБ ООН одобрил формирование в основном правительства национального партнерства Ирака, избрание спикера парламента и президента страны.
В связи с невыполнением Ираном положений соответствующих резолюций СБ ООН и требований Совета управляющих МАГАТЭ по восстановлению доверия к иранской ядерной программе, Совет Безопасности принял 9 июня 2010 г. новую резолюцию 1929, ужесточившую санкционный режим в отношении этой страны. Россия поддержала это решение. Новый пакет санкционных мер нацелен на снятие озабоченностей международного сообщества в области нераспространения ядерного оружия и ракетных средств его доставки в рамках ИЯП. При этом резолюция не допускает возможности использования силы против Ирана, а предусмотренные ею меры носят тщательно сбалансированный, выверенный характер.
Россия продолжала оказывать существенную поддержку международным усилиям по стабилизации в Афганистане. Бесперебойно осуществлялся железнодорожный транзит через российскую территорию грузов нелетального характера для нужд контингентов Международных сил содействия безопасности (МССБ), в активном режиме действовали двусторонние соглашения о воздушном транзите военного имущества и персонала с Германией, Францией, Испанией и США.
Важным вкладом России стал обмен письмами в ходе саммита Совета Россия-НАТО (СРН) в Лиссабоне 20 ноября с Генсекретарем НАТО о распространении упрощённого порядка транзита нелетальных грузов МССБ и в обратном – из Афганистана – направлении, а также о применении Бухарестских договорённостей к транзиту автотранспортных средств с усиленной противоминной защитой в/из Афганистана.
Приоритетное внимание уделялось борьбе с наркоугрозой, исходящей из Афганистана. Были зафиксированы позитивные подвижки в налаживании взаимодействия на этом направлении с МССБ. В ходе совместной антинаркотической операции в провинции Нангархар в конце октября впервые было отработано практическое взаимодействие антинаркотических служб Афганистана, США и России. Под эгидой СРН успешно осуществлялся проект по содействию подготовке кадров для антинаркотических структур Афганистана на базе учебно-тренировочного центра МВД России в Домодедово. Впервые удалось договориться о налаживании оперативного взаимодействия в борьбе с афганской наркоугрозой (обмен информацией и опытом, совместные тренировки антинаркотических подразделений стран-членов СРН).
Россия продолжала содействовать международным усилиям по достижению урегулирования в Судане на основе реализации Всеобъемлющего мирного соглашения и развития политического процесса в Дарфуре, проводя в этих целях активную линию в СБ ООН, других многосторонних и двусторонних форматах. Поддерживались плотные контакты с представителями суданского руководства и международными посредниками. Была продолжена практика обмена посланиями на уровне глав государств. В ноябре состоялся телефонный разговор Президента Д.А.Медведева с президентом Судана О.Баширом, в ходе которого обсуждалась в том числе проблематика запланированного на 9 января 2011 г. референдума по самоопределению Юга. 23 декабря Министр иностранных дел С.В.Лавров провел консультации с министром иностранных дел Судана А.Карти, посетившим Москву с рабочим визитом. Неоднократно Судан посещал специальный представитель Президента России по Судану, Председатель Комитета по международным делам Совета Федерации М.В.Маргелов.
Внимательно следили за развитием ситуации в Йемене, где складывалась непростая политическая и экономическая обстановка. Принимали активное участие в работе международной группы «Друзей Йемена», призванной оказать широкое и всестороннее содействие йеменской стороне.
Активная и инициативная линия России во многом позволила избежать военно-политического кризиса на Корейском полуострове, опасность которого возникла сначала после гибели 26 марта в Желтом море корвета ВМС Республики Корея «Чхонан», а затем в результате обстрела 23 ноября артиллерией КНДР южнокорейского острова Ёнпхёндо.
Проведенная совместно с КНР работа в Совете Безопасности ООН помогла добиться адекватной реакции на инцидент с «Чхонаном» и предотвратить дальнейшее обострение обстановки. Принятое 9 июля консенсусное заявление Председателя СБ ООН по этому вопросу носило взвешенный, сбалансированный характер, объективно отражало ситуацию, сложившуюся в связи с произошедшей трагедией, и не содержало прямого обвинения Пхеньяна в вооруженном нападении на южнокорейский корвет, на чем настаивали Республика Корея и ее союзники.
В связи с еще более резким обострением ситуации после артиллерийского обстрела острова Ёнпхёндо, 19 декабря по инициативе России состоялось экстренное заседание СБ ООН, на котором всем вовлеченным сторонам был направлен сигнал о недопустимости действий, способных спровоцировать развязывание военного конфликта.
В целях деэскалации напряженности Россия активно и на всех уровнях стимулировала все заинтересованные стороны проявлять ответственный подход, исходить из интересов поддержания стабильности в регионе, уважения и соблюдения решений Совета Безопасности ООН.
Россия активно противодействовала попыткам использовать консультативное заключение Международного суда ООН от 22 июля о соответствии международному праву Декларации о провозглашении независимости Косово и принятую по его итогам резолюцию ГА ООН от 9 сентября 2010 года для легализации «суверенитета» края, формирования самостоятельной косовской правосубъектности и подключения Косово к международным структурам. Сохраняя сбалансированный профиль участия в урегулировании, Россия действовала в координации с Белградом, а также другими государствами, не признавшими односторонне провозглашенную независимость края.
Настаивали на четком соблюдении резолюции 1244 СБ ООН, добивались сохранения верховенства политико-административной роли ООН в лице ее миссии в крае, строгого соблюдения размещенной там на основе достигнутых в СБ ООН договоренностей Миссией ЕС в области верховенства закона (МОВЗ) принципа нейтральности в отношении статуса Косово. Противодействовали попыткам использования силовых сценариев в отношении косовских сербов, что позволило избежать эскалации напряженности в регионе. На постоянной основе велась упреждающая работа с рядом западных стран для сдерживания экстремистски настроенных албанских кругов. Принимались комплексные меры по организации активного расследования фактов, свидетельствующих о причастности косовоалбанских лидеров к незаконной торговле человеческими органами.
В ноябре Правительство Российской Федерации подписало с ЮНЕСКО соглашение о внесении в 2010-2011 гг. добровольного целевого взноса в размере 2 млн. долл. США для финансирования восстановления православных святынь в Косово. В декабре был перечислен первый транш в размере 1 млн. долл. США.
В ходе Женевских дискуссий по вопросам безопасности и стабильности в Закавказье последовательно выступали за юридическое оформление режима неприменения силы между Грузией, с одной стороны, и Южной Осетией и Абхазией – с другой.
Конструктивно участвовали в функционировании механизма по предотвращению и реагированию на инциденты (МПРИ) в районе границы Абхазии с Грузией. Содействовали возобновлению работы МПРИ на грузино-югоосетинской границе (октябрь).
Вывод российского пограничного поста из с.Переви на спорном участке между Южной Осетией и Грузией в октябре окончательно закрыл вопрос о выполнении российской стороной договоренностей Д.А.Медведева-Н.Саркози.
Россия при поддержке других стран-членов Минской группы ОБСЕ прилагала энергичные усилия, направленные на поиск оптимальных путей нагорно-карабахского урегулирования (НКУ).
Состоялись трехсторонние встречи президентов России, Армении и Азербайджана Д.А.Медведева, С.А.Саргсяна и И.Г.Алиева 25 января в Сочи, 17 июня в Санкт-Петербурге и 27 октября в Астрахани. Контакты на высшем уровне позволили сблизить позиции конфликтующих сторон по многим положениям проекта Основных принципов НКУ, способствовали укреплению режима прекращения огня.
26 июня на саммите «Группы восьми» в Мускоке президенты стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ (Россия, США, Франция) приняли совместное заявление по нагорно-карабахскому конфликту, в котором призвали стороны к скорейшему завершению работы над Основными принципами и подтвердили обязательство оказывать руководителям Азербайджана и Армении требуемую поддержку.
Необходимость продолжения мирного процесса подчеркнута в заявлении президентов Азербайджана, Армении и России, а также глав делегаций США и Франции «на полях» саммита ОБСЕ в Астане 1 декабря. В нем отмечалось, что единственной возможностью достижения мира между сторонами конфликта являются переговоры.
- 1. Как менялась внешняя политика современной России, 1992-2010
- 2. Особенности и ограниченность «модернизационной» внешщней политики
- 3. Перспективы «модернизационной» внешней политики
- 4. Альтернатива
- Внешнеполитическая
- И дипломатическая деятельность
- Российской федерации в 2010 году
- Обзор мид россии
- Оглавление
- Введение
- Многосторонняя дипломатия Участие России в деятельности оон
- Участие России в «Группе двадцати», «Группе восьми» и брикс
- Международное сотрудничество в борьбе с новыми вызовами и угрозами
- Разоружение, контроль над вооружениями и нераспространение
- Урегулирование конфликтов, кризисное реагирование
- Межцивилизационный диалог
- Географические направления внешней политики Пространство снг
- Сша и Канада
- Азиатско-Тихоокеанский регион
- Ближний Восток и Северная Африка
- Латинская Америка и Карибский Бассейн
- Экономическая дипломатия
- Правовое обеспечение внешнеполитической деятельности
- Гуманитарное направление внешней политики Правозащитная проблематика
- Защита интересов соотечественников за рубежом
- Консульская работа
- Сотрудничество в области культуры и науки
- Взаимодействие с федеральным собранием, политическими партиями и институтами гражданского общества
- Межрегиональное и приграничное сотрудничество
- Информационное обеспечение внешней политики
- Историко-архивная деятельность
- Инспекционная работа
- Обеспечение безопасности загранучреждений