ВВЕДЕНИЕ
Завершение первого десятилетия XXI века ознаменовало собой начало конца затяжного цикла расширения границ Евро-Атлантического сообщества, его экономических и военно-политических структур. Затянувшаяся стагнация западных экономик, в особенности европейских, подняла вопрос относительно перспектив сотрудничества тесно связанных с Европой американоцентричных институтов. Это касается не только международных торгово-экономических и валютно-финансовых организациях, которые с момента завершения Второй мировой войны обеспечивали доминирование США в мировой экономике. Ряд исследователей сходятся во мнении, что нарастающая многополярность мира, возвышение новых центров силы, а также их объединений, лишает в XXI в. американскую стратегию многих признаков глобальности. Речь не идет об отказе США от всеобъемлющей концепции по управлению мировым пространством, однако ее параметры, очевидно, будут подвергнуты существенному пересмотру. Это дает основания некоторым исследователям говорить о наступлении так называемого «постамериканского мира». К ним относится и авторитетный политолог и социолог Збигнев Бжезинский.
Вместе с тем и европейские страны - члены Североатлантического блока, неуклонно сокращающие свои геополитические амбиции, не стремятся сохранять глобальный статус. Причины данной позиции будут рассмотрены более подробно автором работы далее при рассмотрении роли чикагского саммита.
В работе также будет дана оценка внутри- и внешнеполитическим условиям прихода к власти 44-го президента Соединенных Штатов Барака Обамы.
Кроме того, будут рассмотрены факторы, побуждающие руководство организации Североатлантического договора и лидеров ее отдельных стран-членов по-новому осмыслить место и роль альянса в современном мире. Выявляются причины постепенного завершения цикла максимальной пространственной и функциональной экспансии НАТО. Внимание автора работы обращено также на то, что альянс, столкнувшись с реалиями мирового экономического кризиса, постепенно усмиряя глобальные амбиции, и будет вынужден больше концентрироваться на вопросах, связанных с собственным выживанием, причем в более узких региональных рамках.
Научная актуальность исследуемой темы обусловлена необходимостью изучения объективных политических и экономических причин похолодания отношений между США и Европейским Союзом как ключевыми, узловыми акторами международных отношений, поведенческие мотивы которых способны оказывать ощутимое влияние на международную обстановку в целом, а также роль ведомых Соединенными штатами военно-политических союзов и соглашений, главным образом организации Североатлантического договора (НАТО) в сложившейся ситуации.
Цель данного исследования заключается в анализе внешнеполитического аспекта стратегии поведения США в отношении Европейского Союза в период администрации Обамы.
Для достижения поставленной цели, автором работы определены следующие задачи:
1. описать влияние политической и экономической ситуации в мире на изменения в отношениях США и ЕС;
2. рассмотреть приоритетные направления проводимой внешней политики в рамках НАТО;
3. определить ключевые причины осложнения отношений США и ЕС в рассматриваемый период;
4. охарактеризовать специфику динамики развития отношений США и ЕС в целом;
5. обозначить поведенческие мотивы США в Германии, Великобритании и Франции как ключевых партнерах Вашингтона в ЕС.
Для выполнения поставленных задач в исследовании использовались работы, как общего, так и предметного характера, в которых дается всесторонний анализ проводимой Бараком Обамой политики в отношении Европейского союза.
Наиболее исчерпывающий фактологический материал представлен в труде «США в XX-XXI веках. Либерализм. Демократия. Империя» специалиста в области международных отношений, руководителя Центра североамериканских исследований Института всеобщей истории РАН Владимира Викторовича Согрина, который является профессором МГИМО МИД РФ. В работе рассмотрена внешняя политика Соединенных Штатов через призму трех факторов, явивших собой основу целеполагания для американский цивилизации - демократия, либерализм и империя, ведь именно эти феномены определяли политические, экономические, социальные и культурные тенденции страны, которые, в свою очередь, оказывали влияние на политическое поведение.
В статье Согрина «Барак Обама: внешняя политика либерального прогрессиста» исследуется проводимая 44-м американским президентом внешняя политика. Не случайно автор уделяет внимание данной теме, так как деятельность Обамы на посту президента получает неоднозначные, а иногда и противоречивые оценки. Абстрагируясь от субъективных оценок ряда исследователей, Согрин сосредотачивает внимание на внешнеполитическом аспекте и обращает взор читателей на тот факт, что проводимой Обамой политике свойственны как преемственность, так и новаторство, хотя данный факт многие признавать не желают.
Особого внимания заслуживают статьи, размещенные в журнале «США-Канада: Экономика. Политика. Культура». Так, в данных работах представлен анализ взаимоотношений США как с отдельными странами (в основном - ФРГ, Великобритании и Франци), представлены основные факторы, повлиявшие на изменения в динамике взаимоотношений как на уроне билатерального диалога, так и на уровне США - ЕС в целом.
Автором работы также использовался материал, представленный в электронном доступе. К таковому относятся сайты Белого Дома и Государственного департамента США, содержащие данные по ключевым соглашениям, саммитам, конференциям и встречам на государственном уровне, а также документы, раскрывающие суть проводимой внешнеполитической стратегии США.
В качестве дополнительного источника, к использованию привлекались публикации авторитетных американских и британских изданий «The Washington Post» и «The Times».
Дабы избежать представления субъективных оценок, автором работы соблюдался баланс в использовании англоязычных и русскоязычных источников.
Касательно электронных источников получения официальной информации следует отметить, что англоязычные сайты предоставляют в свободный доступ статьи и материалы, позволяющие глубже изучить точку зрения иностранных исследователей вышеуказанной проблемы.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Автор данной работы выражает надежду, что разработанный им материал представляет интерес для исследователей, принимающих участие в изучении проблематики взаимоотношений США и ЕС в XXI веке.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ВЫБОРЫ. БАРАК ОБАМА - ПРЕЗИДЕНТ США
- 1.1 Внешнеполитический старт администрации Обамы
- 1.2 Внутри- и внешнеполитические условия прихода к власти
- ГЛАВА 2. СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ НАТО: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
- 2.1 Отношения США - ЕС в XXI веке: доктринальные основы
- 2.2 ЕС - НАТО: разночтения в подходах к сотрудничеству
- 2.3 Сотрудничество США - ЕС: мнение общественности
- ГЛАВА 3. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ США С КЛЮЧЕВЫМИ ПАРТНЕРАМИ В ЕС
- 3.1 Отношения США - Германия