1.2 Внутри- и внешнеполитические условия прихода к власти
Прежде всего, следует отметить, что развороту в направлении большего реализма мешала огромная инерция внешней и военной политики США. Всякое «организованное отступление» на международной арене наталкивается на упорное внутриполитическое сопротивление со стороны сил. заинтересованных в сохранении статус-кво, и ура-патриотов, для которых оно представляется «сдачей» американских позиций. Эта опасность особенно ощутима для Демократической партии, традиционно считающейся менее способной, чем республиканцы, обеспечить безопасность Америки [10, C. 639]. К тому же, первый темнокожий президент-демократ являлся новичком в политической элите США, не имевшим прочных связей и большого авторитета в высших военно-политических кругах страны, что серьезно ограничивало свободу его действий. Сказывался и расовый фактор - ведь большая часть белой Америки проголосовала на выборах против Обамы.
Хорошо понимая уязвимость своего положения, новый президент взял курс на соблюдение осторожности и определенную преемственность во внешних делах, в том числе - и в кадровом составе своей администрации. Назначение авторитетной Хилари Клинтон на пост руководителя Госдепартамента давало возможность не только поднять роль дипломатии во внешней политике, но и заручиться поддержкой влиятельной клинтоновской группировки в Демократической партии.
Так или иначе, в 2009 году в отношениях между США и Евросоюзом наметились признаки разрядки: по сравнению с 2008 годом в них было меньше конфронтаций и трений и больше диалогов и обменов.
Следует отметить, что после прихода к власти Барака Обамы в январе нынешнего года терми «перезагрузка» стал ключевым понятием двусторонних отношений. Во время правления Джорджа Буша в европейско-американских отношениях возникло похолодание из-за разногласий касательно войны в Ираке. В 2009 году в связи с отказом президента Барака Обамы от унилатерализма, Европа и США стали повышать согласованность и укреплять взаимодействие по важным вопросам. Учащение встреч руководителей Европы и США на лондонском финансовом саммите, саммите НАТО и саммите ЕС-США продемонстрировало, что в двусторонних отношениях наступило потепление.
Во время работы саммита НАТО в апреле 2009 года Барак Обама отметил, что отношения между Соединенными Штатами и ЕС отошли от привычного маршрута. Американский президент отметил, что США, являясь «наилучшим партнером», будут вместе с Евросоюзом противостоять тем вызовам, перед которыми очутились обе стороны. И уже последующий саммит США-ЕС отметился присутствием руководителей всех стран-членов организации, что редко бывало ранeе. Данный факт является свидетельством того, что ЕС стал придавать важное значение отношениям с США.
Тем не менее потепление, наметившееся в европейско-американских отношениях, не может скрыть разногласий, которые, главным образом, касаются афганской проблемы и вопроса изменения климата. Б. Обама объявил о новой стратегии в отношении Афганистана, пообещав расширить военное присутствие в этой азиатской стране. Однако эта инициатива не получила достаточной поддержки от главных союзников США в Европе, включая Францию и ФРГ. Все они занимают выжидательную позицию. Что касается вопроса изменения климата, то ЕС, решительно выступающий за охрану окружающей среды, постоянно критикует США за пассивную позицию в вопросе сокращения выбросов парниковых газов.
Не секрет, что Европейскому Союзу, в состав которого входят по сути довольно отличные друг от друга в экономическом и политическом отношении страны, все труднее становится вырабатывать единую позицию относительно как политических, так и военных вопросов. 1 декабря вступил в силу «Лиссабонский договор», что стало важной вехой на пути европейской интеграции. Однако позиция США относительно европейской интеграции довольно противоречива: с одной стороны, они рады видеть этот процесс, который позволит обеспечить стабильность и процветание европейского континента; а с другой, Вашингтон опасается, что ЕС, который становится все более и более могущественным, в будущем создаст угрозу для статуса США. Поэтому вполне вероятно, что смягчение отношений США-ЕС будет все время сопровождаться усиливающейся конкуренцией.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ВЫБОРЫ. БАРАК ОБАМА - ПРЕЗИДЕНТ США
- 1.1 Внешнеполитический старт администрации Обамы
- 1.2 Внутри- и внешнеполитические условия прихода к власти
- ГЛАВА 2. СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ НАТО: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
- 2.1 Отношения США - ЕС в XXI веке: доктринальные основы
- 2.2 ЕС - НАТО: разночтения в подходах к сотрудничеству
- 2.3 Сотрудничество США - ЕС: мнение общественности
- ГЛАВА 3. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ США С КЛЮЧЕВЫМИ ПАРТНЕРАМИ В ЕС
- 3.1 Отношения США - Германия
- Глава 3. Концептуальные основы внешнеполитической стратегии сша с ключевыми партнерами в ес . . . . . . . . . . . . . . . 19
- 5.Внешнеполитические ресурсы современной России
- 53. Внешнеполитическая стратегия сша после окончания «холодной войны» и место в ней рф.
- 89. Внешнеполитическая деятельность Республики Казахстан на современном этапе.
- Основные направления внешнеполитической деятельности на современном этапе
- Внешнеполитическое сотрудничество ес и сша
- 14.3. Внешнеэкономическая и внешнеполитическая стратегия сша
- Тема 2. Основные направления и приоритеты внешнеполитического курса рф. Институты управления внешнеполитическими процессами.
- 38.Государственные органы, осуществляющие внешнеполитическую деятельность рф.