logo
Анализ миграционной политики США по отношению к выходцам из Латинской Америки на современном этапе

3. Влияние миграционной проблематики на отношения США с латиноамериканскими государствами

Взаимодействие с латиноамериканскими государствами всегда было важным направлением во внешней политике США, прежде всего, вследствие географической близости стран и, как следствие, наличия общих региональных вызовов. В отношении стран южноамериканского континента, а также Мексики и стран Центральной Америки Администрация Барака Обамы определила три основных направления сотрудничества: взаимодействие по вопросам нелегальной миграции, взаимное содействие безопасности в регионе и энергетический сектор.

Можно сказать, что общая стратегия США по отношению к латиноамериканским государствам строится на двух основных идеях: «совместное решение общих проблем» и «разделенная ответственность» Орлова А. С. Когнитивный анализ стратегии США в отношении Латинской Америки //Вестник МГИМО Университета. - 2011. - №. 2.. Следовательно, Администрация США признает наличие общих вызовов и угроз в регионе, которым можно противостоять только при условия тесного сотрудничества и взаимопомощи. В тоже время, серьезные проблемы, связанные с незаконной миграцией и преступностью, происходят от неспособности правительств латиноамериканских государств выстроить грамотную внутреннюю политику и противостоять безработице, кризису экономических и социальных институтов и ослаблению внутренней безопасности. «Содействие социально-экономическому развитию Латинской Америки рассматривается Соединёнными Штатами как способ борьбы с исходящими из региона угрозами (наркотрафик, миграция), вызванными острыми социальными проблемами латиноамериканских стран» Шишков А. С. Политика администрации Б. Обамы в Латинской Америке.. В соответствии с официальной позицией Белого Дома, США располагают достаточными ресурсами, чтобы посодействовать в «неблагополучных» латиноамериканских странах распространению демократии, равенства и верховенства права, что в перспективе снизит градус напряженности в этих государствах и, следовательно, исключит вероятность распространения региональных угроз на США. Основным инструментом такой политики Соединенных Штатов является финансирование различных региональных программ, направленных на содействие малому бизнесу, распространению демократических институтов, реформирование образовательных систем и систем здравоохранения. При этом, часть финансовых вливаний предназначается правительству латиноамериканских стран, а другая часть направлена на развитие негосударственных организаций.

Однако США признают и наличие собственных внутренних проблем, которые способствовали активизации нелегальной миграции из Латинской Америки и появлению связанных с ней проблем распространения преступности. Среди них: отсутствие внятного федерального иммиграционного законодательства, недостаточное регулирование бизнеса, заинтересованного в притоке дешевой рабочей силы, все еще остающийся высоким спрос на наркотики.

Особого рассмотрения требуют двусторонние отношения США с Мексикой, как с главным «поставщиком» латиноамериканских мигрантов в страну. Мексика на протяжении нескольких десятилетий остается главным партнером США в регионе. Более того, с подписанием соглашения о свободной торговле в 1994 году (НАФТА) экономические и политические связи двух стран еще более углубились, в связи с чем Обама, в отличие от своего предшественника, в последнее время призывает мексиканских партнеров сместить фокус двусторонних отношений с проблем безопасности на экономическое сотрудничество. Так и избранный в 2012 году новый мексиканский президент Энрике Пенья Ньето не раз указывал на готовность Мексики к длительному и всестороннему сотрудничеству с США.

Тем не менее, вопросы безопасности не исключаются из повестки дня в виду проблемы нелегальных мигрантов из Мексики, которая, более того, превращается в транзитный пункт для центральноамериканских мигрантов, что также негативно влияет на криминогенную обстановку в регионе. Самой заметной двусторонней инициативой, направленной на усиление безопасности стала стартовавшая в 2008 году инициатива «Мерида», главной целью которой стало противодействие преступности в приграничных зонах обеих стран. В 2013 году Конгресс США выделил $2,15 млрд. на цели инициативы «Мерида» Асташенков, А. А., Мексиканская нарковойна//Латинская Америка. - 2011. Кроме того, между правительствами Мексики и США ведется тесное сотрудничество в области образования, инновационных технологий и науки.

В последние годы одним из приоритетных регионов для сотрудничества для США стали государства Центральной Америки. Особенную важность это приобрело вследствие уже упомянутого пограничного кризиса детской миграции, произошедшего летом 2014 года. 25 июля 2014 года состоялась встреча Барака Обамы с главами Сальвадора, Гондураса и Гватемалы касаемо решения проблемы недокументированной детской миграции. Однако существенных результатов достигнуто не было, так как в этом случае можно говорить о столкновении идеи разделенной ответственности и общего реагирования на проблемы. Продуктивного диалога не состоялось, с одной стороны, потому, что американская сторона видела причину в нестабильной политической ситуации, а также деградации социальных институтов в этих государствах, а с другой стороны из-за обвинений США государствами Центральной Америки в неэффективности проводимой иммиграционной политики.

Так или иначе, всплеск детской миграции из стран Центральной Америки вызвал в США политический кризис, что заставило Администрацию усилить сотрудничество со странами региона. Три главных стратегических направления американской Администрации в отношениях с Центральной Америкой определяются как содействие экономическому развитию, безопасности и развитию государственных институтов Шишков А. С. Политика администрации Б. Обамы в Латинской Америке.. «В январе 2015 г. администрация Б. Обамы приняла решение выделить в 2016 г. на различные программы для стран Центральной Америки 1 млрд долларов, что приблизительно в 3 раза превышает ассигнования, предоставлявшиеся центральноамериканским государствам в последние годы» Там же.

Таким образом, отношения США и латиноамериканских государств можно охарактеризовать как сложные и многофакторные. Несмотря на появившуюся в последние десятилетия тенденцию к ослаблению зависимости стран региона от Соединенных Штатов, за которыми прочно закрепился статус гегемона, эти страны объединяет наличие общих региональных угроз, таких, как нелегальная миграция и сопутствующее ей распространение преступности, решение которых требует преодоления проблем на уровне межгосударственного диалога тесного взаимодействия в сфере миграционной политики.