1. Теоретические основы внешней торговли
Международная торговля - одна из наиболее развитых и традиционных форм международных экономических отношений. Она зародилась в глубокой древности - собственно международная торговля начала осуществляться с формированием первых национальных государств в IV - III тысячелетиях до нашей эры (Египет, Месопотамия и др.), применительно к этим условиям уже правомерно рассматривать трансграничное движение товаров. Однако в тот период в международный обмен поступала лишь небольшая часть производимой в различных странах продукции, поскольку господствующей формой хозяйства было натуральное хозяйство. Международные экономические отношения / Под ред. Б.М. Смитиенко. - М.: ИНФРА-М, 2005. - с.112.
В литературе часто дается следующее определение: «Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах». Международная торговля: финансовые операции, страхование и другие услуги. М., 1994. С.5 Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом. В статистических справочниках ООН приводятся данные об объеме и динамике мировой торговли как сумм стоимости экспорта всех стран мира. Согласно исследованиям внешнеторгового оборота, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: учебник. - М.: Экономистъ, 2004. - с.62
Становление рыночных отношений дало мощный импульс развитию международной торговли. Международная торговля претерпела существенные изменения, отражая переход к новым ступеням в развитии рыночного хозяйства. Поскольку в основе развития международной торговли лежит международное разделение труда, постоянно углубляющееся и развивающееся под воздействием НТП, то возможности развития международной торговли практически безграничны. В начале XXI в. воздействие НТП становится все более значительным, а связанные с ним изменения в международной торговле - все более динамичными. Фактором, способствующим динамичному развитию международной торговли, является вывоз капитала, уже более 100 лет определяющий важнейшие тенденции в развитии международных экономических отношений в целом. Все более активную роль в развитии международной торговли играют современные государства.
Начиная с 80-х гг. XX в. развитие международной торговли тесно связано с глобализацией экономики, когда происходит по существу «срастание» рынков отдельных стран. Наиболее интенсивно это происходит в рамках интеграционных группировок, таможенных, торговых и экономических союзов, где уменьшаются или вообще ликвидируются административные и экономические барьеры между странами.
Все более значительное место в современной международной торговле занимает электронная торговля (e-commerce, electronic commerce). В основе электронной торговли лежит использование возможностей современных компьютерных систем для осуществления сделок по реализации товаров и услуг и перевода финансовых ресурсов.
Существенное воздействие на развитие международной торговли оказывает деятельность ТНК, которые формируют свои собственные внутренние («интернальные») рынки, определяют в их рамках конъюнктуру рынка, масштабы и направления товарных потоков, цены на товары (особое место здесь занимают трансфертные цены) и общую стратегию развития таких рынков. Поскольку в современной международной торговле участвует множество различных субъектов международных экономических отношений (от ТНК с глобальными стратегиями и глобальными масштабами торговли - до отдельных физических лиц - «челноков»), экономические интересы которых часто не совпадают, то в целом для нее характерна острейшая конкуренция.
Международные товарные потоки в целом приобретают огромные масштабы и охватывают все регионы мира. В 2005 г. международная торговля товарами (суммированный мировой экспорт товаров) достигла 10,338 трлн. долларов. http://www.newsru.com
Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров. Международные экономические отношения: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 060600 «Мировая экономика», 060400 «Финансы и кредит» / В.А. Дергачев. -М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2005.- c.87
Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.
Эффективность или неэффективность внешней торговли, открытость или наоборот закрытость национальных экономических систем оказывают весьма противоречивое воздействие на хозяйствующие субъекты и на население различных стран мира. Так, например, либерализация внешнеэкономических связей и рост открытости национальной экономики приводят к тому, что в страну в значительных количествах приходят дешевые конкурентные импортные товары, однако это может привести к закрытию отечественных предприятий, производящих аналогичную продукцию, росту безработицы в стране и т.д.
- Введение
- 1. Теоретические основы внешней торговли
- 1.1 Основные показатели внешней торговли
- 2. Анализ внешней торговли России на современном этапе
- 2.2 Товарная структура внешней торговли
- 2.3 Географическая структура внешней торговли
- 3. Приоритеты и направления развития внешней торговли России
- 3.1 Место России в международной торговле
- 3.2 Мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности
- 3.2. Динамика и структура внешней торговли россии с снг
- Тема 5: Международная торговля: структура и динамика. Внешняя торговля рф.
- Внешняя торговля россии: динамика, структура, формы гос. Регулирования
- Внешняя торговля России
- 72. Внешняя торговля России: динамика, структура и формы регулирования.
- Анализ структуры, географии, динамики, перспектив внешней торговли России.
- 76. Внешняя торговля России: динамика, структура и формы регулирования.
- Динамика внешней торговли России
- Значение внешней торговли для экономики России. Динамика, товарная и географическая структура внешней торговли Российской Федерации.