1.1.1 Неоклассическая школа
Экономисты классической (неоклассической) школы последней трети XIX - начала XX в. свято верили в эффективную саморегулирующуюся и саморазвивающуюся рыночную экономику, отрицали необходимость широкомасштабного государственного вмешательства в экономические процессы, а деньги рассматривали лишь как оболочку для номинального выражения реальных величин, таких, как выпуск продукции, доходы, инвестиции и пр.
Они считали, что реальный объем производства определяется имеющимися у общества основными факторами производства: трудовыми ресурсами, производственными мощностями, природными ресурсами, т.е. факторами, изменяющимися лишь в долгосрочном периоде. В частности, многие экономисты этой школы полагали, что объем производства и скорость обращения денег имеют тенденцию стремиться к естественному уровню и не зависят от воздействия денег и денежной политики. Изменение количества денег в экономике способно оказать влияние лишь на уровень внутренних цен.
Придерживаясь количественной теории денег, существенный вклад в модернизацию которой внес видный представитель математической школы И. Фишер. В экономической теории хорошо известно математическое уравнение обмена И. Фишера
MV = PQ,
где М - количество денег в обращении. V - скорость обращения денег, Р - уровень цены. Q - уровень реального объема производства. В этом уравнении MV характеризует предложение денег в экономике, PQ - спрос на деньги. [16]
Неоклассики доказывали, что пропорциональное изменение номинального количества денег вызовет лишь пропорциональное изменение абсолютного уровня цен. Поэтому они делали вывод о неэффективности денежной политики и призывали правительство заботиться прежде всего о сбалансированном государственном бюджете, не допуская его дефицита.
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. поставил под сомнение основные положения неоклассической теории, которая фактически исключала возможность затяжных кризисов и вынужденной безработицы в рыночной экономике. Он обнаружил также, что классическая количественная теория денег и цен, оперирующая на долгосрочных временных интервалах, оказалась неспособной разрешить проблемы, вызванные кризисом. Для борьбы с безработицей правительства США. Великобритании и других развитых государств стали использовать меры государственного регулирования, не вписывающиеся в ортодоксальную неоклассическую доктрину. [19]
- Введение
- 1. Теоретические основы денежно-кредитной системы
- 1.1 Представления о денежно-кредитном регулировании экономики в теориях различных школ
- 1.1.1 Неоклассическая школа
- 1.1.2 Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования
- 1.1.3 Монетаристская количественная теория денег
- 1.2 Денежно-кредитные системы ведущих стран мира
- 1.2.1 Денежно-кредитная система США
- 1.2.2 Денежно-кредитная система Германии
- 1.2.3 Денежно-кредитная система Японии
- 2. Анализ структуры денежно-кредитной системы Сингапура
- 2.1 Центральный банк и его функции
- 2.2 Банковская система страны
- 2.3 Небанковский сектор и кредитно-финансовые институты
- 2.4 Золотовалютные резервы страны
- 2.5 Эмиссия денег
- Тема 8. Денежная и кредитная системы Великобритании
- Управление денежно-кредитной системой
- 1.2 Характеристика системы денежного обращения и денежной системы Сингапура
- Глава 8. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика
- Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика
- 38. Денежно-кредитная система. Структура денежно-кредитной системы
- 5.Денежно-кредитное регулирование оборота электронных денег
- 2.2. Денежно-кредитные системы новых индустриальных стран
- Тема 3.5. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика
- Тема 15. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная (монетарная) политика государства