2.2 Характеристика стран Балканского полуострова вступивших в Европейский Союз
Еще в начале 1990 - х годов внешняя политика стран Юго - Восточной Европы была нацелена на Европу.
Существенной причиной, укрепившей тяготение бывших социалистических стран к евроатлантическим структурам, оказалась их неспособность самостоятельно улаживать затяжные межгосударственные кризисы и конфликты. Но главным фактором, побудившим их ориентироваться на «возвращение в Европу» и интеграцию в НАТО и ЕС, стало то, что не только государственные лидеры, но и большинство населения связывали с таким курсом надежды на лучшую жизнь и преодоление авторитарного наследия.
Болгария, Румыния и Словения 29 марта 2004 года они стали членами НАТО; с 1 мая 2004 г. Словения, а с 1 января 2007 года - Болгария и Румыния - стали членами ЕС. С 1 апреля 2009 г. членами НАТО стали Албания и Хорватия.
Согласно принятому в июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене решению, членство в ЕС возможно для тех государств, которые соответствуют так называемым «копенгагенским критериям». Однако им не соответствовали даже наиболее стабильные балканские государства - Словения, Болгария и Румыния, и именно поэтому сроки их вступления в ЕС неоднократно переносились. Албании конкретные даты даже не предлагались, а республики распавшейся СФРЮ были лишь включены в предварительную программу «Региональный подход для Балкан». В итоге к концу 1990-х годов отношения ЕС со странами Юго-Восточной Европы были разнообразными. В регионе соседствовали: полный член Евросоюза Греция, первоочередные кандидаты - Словения, Болгария и Румыния, ожидающая интеграции в ЕС уже почти двадцать лет Турция, а также Албания, Македония, Босния и Герцеговина, Хорватия и СРЮ, включенные в дополнительные программы Евросоюза Европейская интеграция: учебник / под редакцией О.В. Буториной. - М.: «Деловая литература», 2011. - с. 138.
Основной проблемой для стран Балканского полуострова остается коррупция, которая, по определению Европейской комиссии, представляет собой масштабную и системную проблему, подрывающую правосудие, экономику и веру граждан в государство. Но попытки ускоренного обуздания коррупции и особенно теневой экономики повлекут негативные последствия, в частности повышение и без того высокого уровня безработицы.
Для отношений государств Юго-Восточной Европы с НАТО особое значение имела принятая Вашингтонским саммитом 1999 года Стратегическая концепция, где основное внимание было уделено положению дел в Балканском регионе. В соответствующих разделах Стратегической концепции были обозначены условия интеграции стран Юго-Восточной Европы в НАТО. Среди них:
урегулирование международных споров мирными средствами;
разрешение межэтнических и территориальных конфликтов с соседями;
приверженность верховенству закона и защите прав человека, отказ от угрозы применения силы и создание системы демократического и гражданского контроля над вооруженными силами;
предоставление партнерам информации о состоянии экономики и о принципах экономической политики.
Словения, Румыния и Болгария смогли, хотя и весьма условно, преодолеть заданную альянсом планку. Что же касается государств западной части Балкан, то прежний генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер заявил, что для того, чтобы стать кандидатами на вступление, Босния и Герцеговина, а также Сербия в дополнение к реализации военных реформ должны активно сотрудничать с Гаагским трибуналом по бывшей Югославии. После 2002 года известные перспективы вступления в НАТО появились у Албании, Хорватии и Македонии, причем определяющими здесь стали стратегические интересы самого Североатлантического блока.
Сегодня Юго-Восточная Европа уже не может восприниматься как поле геополитического противостояния России и Запада. В новой ситуации складываются реальные условия для масштабного экономического сотрудничества нашей страны со странами региона. Опираясь на крупнейшие энергетические компании, Россия сегодня в состоянии проводить более активную региональную политику, чем прежде. В данном смысле расширение российского экономического присутствия логично вписывается и в политику стабилизации региона, и в отношения России с Евросоюзом. Но это не исключает обострения конкуренции за контроль над путями нефти и газа, попыток создания альтернативных российским путей поставок энергоносителей в Юго-Восточную и Южную Европу. Из вышесказанного следует вывод о необходимости трехстороннего сотрудничества государств Юго-Восточной Европы с Россией и Евросоюзом, которое для них выгоднее и перспективнее, чем любые односторонние варианты. Только так, несмотря на неизбежные препятствия и трудности на этом пути, может завершиться этап векового противостояния России и Запада на Балканах.
Рассмотрим основные экономические показатели в странах Балканского полуострова, вступивших в Евросоюз ( табл. 2)
Таблица 2 - Основные экономические показатели
Страна |
ВВП, млрд.$ |
ВВП на душу населения, млрд.$ |
Инфляция,% годовых |
Безработица,% |
|
Европейский союз |
18493,0 |
30,393 |
3,7 |
8,9 |
|
Болгария |
49,3 |
12,340 |
12,0 |
6,5 |
|
Румыния |
187,9 |
12,579 |
7,9 |
6,2 |
|
Словения |
53,3 |
29,472 |
5,5 |
5,9 |
|
Греция |
361,6 |
30,534 |
4,2 |
8,7 |
Представим данные о ВВП на душу населения, млрд.руб. в виде графика (рис.1)
Рисунок 1 - ВВП на душу населения, млрд.$
По данным графика видно, что уровень ВВП на душу населения в Греции на 0,141 млрд.$ больше, чем в среднем по Евросоюзу. Также высокий уровень ВВП на душу населения и в Словении (29,472 млрд.$), практически одинаковый уровень ВВП в Болгарии и Румынии 12 млрд.$, что более чем в 2 раза меньше чем в Евросоюзе.
Представим графически уровень безработицы и инфляции (рис.2)
Рисунок 2 - Уровень инфляции и безработицы, %
По данным рисунка видно, что наибольший уровень безработицы в Греции (8,7%), что практически соответствует уровню безработицы в целом по Евросоюзу. Меньше всего уровень безработицы в Словении (5,9%).
Уровень инфляции в Болгарии составляет 12%, что в 3 раза превышает уровень инфляции по Евросоюзу.
Таким образом, экономика стран Балканского полуострова, вступивших в Евросоюз, по данным инфляции, безработицы, уровню ВВП значительно отстает от экономики Европейского союза в целом.
европейский союз балканский интеграция
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы вступления стран в Европейский союз
- 1.1 История создания Европейского Союза
- 1.2 Характеристика Европейского союза
- 1.3 Условия и порядок вступления стран в Европейский союз
- Глава 2. Анализ дальнейшего расширения Европейского союза
- 2.1 Дальнейшее расширение Европейского союза
- 2.2 Характеристика стран Балканского полуострова вступивших в Европейский Союз
- 2.3 Характеристика официальных кандидатов стран Балканского полуострова на вступление в Европейский Союз
- Глава 3. Проблемы и перспективы вступления стран Балканского полуострова в Европейский союз
- 3.1 Проблемы вступления стран Балканского полуострова в Европейский союз
- 3.2 Перспективы вступления стран Балканского полуострова в Европейский союз