2.1 Внешнеторговые отношения России и Беларуси
На протяжении всего постсоветского периода Беларусь выступает ключевым торговым и важным инвестиционным партнером России на пространстве СНГ. Для Беларуси значение торгово-экономического сотрудничества с Россией выходит за рамки регионального масштаба и в значительной степени определяет ее экономическую динамику. На Россию в январе - июле 2014 г. приходилось 48,2% товарооборота Беларуси, 40,9% экспорта и 55,2% импорта
При этом в последние годы, в связи с созданием сначала Таможенного союза - Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана, а с 2015 г. - Евразийского экономического союза, отношения между двумя странами приобретают новое качество, заслуживающее детального анализа. Именно переход к углубленным форматам интеграционного взаимодействия наряду с посткризисным восстановлением российской, белорусской и мировой экономики, в значительной степени обусловил специфику торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия двух стран на современном этапе.
С 2010 г. наблюдается интенсивное углубление интеграционного взаимодействия России и Беларуси: в рамках Таможенного союза функционирует единая таможенная территория; в целом действует единая система таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли и таможенного администрирования (осуществлен перенос таможенного и других согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу), единая система санитарно-ветеринарных и фитосанитарных требований, что по существу соответствует модели таможенного союза, который был создан в Европе к концу 1960-х годов.
В то же время функционирование интеграционной группировки происходит на фоне продолжающейся посткризисной стагнации мировой экономики, ухудшения ряда макроэкономических показателей России и Беларуси, изменения конфигурации внешнеторговых связей стран региона, что вносит существенные коррективы как в динамику российско-белорусского экономического взаимодействия в различных сферах, так и в систему взаимосвязей хозяйственных комплексов двух стран в целом.
Интеграция Республики Беларусь и Российской Федерации в мировое экономическое сообщество, создание Таможенного Союза и Единого Экономического пространства, а в 2015 году и Евразийского союза, развитие внешнеэкономических связей, международного разделения труда, все это обусловило возможность использования кластерного подхода к инновационному развитию и повышению конкурентоспособности экономических систем и в наших странах с учетом национальных особенностей и специфики экономических моделей развития.
Основным показателем взаимного притяжения, взаимодополнения наших экономик, экономического интеграционного движения является объем взаимной российско-белорусской торговли, который год от года растет. Этому способствует облегчение условий торговли и снятие ряда ограничений административного характера.
Сотрудничество Беларуси и России в торгово-экономической сфере плодотворно развивается. Ежегодно растет взаимный товарооборот, который в 2012 году достиг рекордных объемов - 43,8 млрд. долл. США. Так, Республика Беларусь является одним из основных торговых партнеров Российской Федерации и по итогам 2012 года заняла шестое место во внешнеторговом обороте России, уступив лишь Китаю, Германии, Нидерландам, Италии и Украине.
Экспорт России в Беларусь - 27,5 млрд. долларов (рост на 8,1%), импорт - 16,3 млрд. долларов (рост на 12,2%). По сравнению с 2011 годом товарооборот вырос на 9,6%. Положительное сальдо для России выросло до 11,3 млрд. долларов. Взаимный товарооборот Беларуси и России только за два последних года вырос почти на 15,8 млрд. долларов. Республика Беларусь осуществляет торгово-экономические, научно-технические и гуманитарные связи практически со всеми регионами Российской Федерации. Более 60 регионов России связаны с Беларусью соглашениями (договорами) о сотрудничестве Дейко А.К. Союзное государство: реалии интеграционных процессов // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. - 2013. - №13. - С. 23-24..
Наиболее активные торгово-экономические связи сложились между Беларусью и Москвой, Санкт- Петербургом, Республиками Татарстан, Башкортостан, Удмуртской Республикой, Пермским краем, а также Московской, Смоленской, Брянской и Тюменской областями. С целью активизации торгово-экономического взаимодействия Правительством Республики Беларусь и администрациями регионов России создано 14 двусторонних советов, комиссий, рабочих групп по сотрудничеству между Республикой Беларусь и соответствующими российскими регионами.
В 2012 году подписано 37 документов о сотрудничестве Республики Беларусь с 21 субъектом Российской Федерации.
Экономики России и Беларуси демонстрировали устойчиво высокие темпы роста на протяжении нескольких лет, кроме последнего периода, связанного с влиянием мирового экономического кризиса. Однако этот рост был обусловлен главным образом благоприятной конъюнктурой мировых рынков сырьевых ресурсов и, поэтому, не может быть гарантом устойчивого развития. Важным показателем, отражающим социально-экономическое развитие страны, является индекс развития человеческого потенциала (далее - ИРЧП). В состав ИРЧП входят индексы, характеризующие уровень образования, ожидаемую продолжительность жизни (далее - ИОПЖ), ВВП на душу населения.
По данным ПРООН в 2012 году по показателю ИРЧП Россия заняла 55 место среди 187 стран и территорий вместо прежнего 66-го, поднявшись на одиннадцать позиций. Беларусь заняла 50 место, поднявшись на 15 позиций. В рейтинге конкурентоспособности по Индексу глобальной конкурентоспособности (ИГК) за 2010- 2013 гг. по оценке Всемирного экономического форума и НИЦ Мизеса АЦ «Стратегия» Беларусь ухудшила свои позиции на 5 мест с 93 места в 2011/12 гг. до 98 места в 2013/14 гг., Россия наоборот поднялась с 66 места в 2011/12 гг. до 64 места Романчук Я. Беларусь теряет конкурентоспособность [Электронный ресурс] / Я. Романчук; НИЦ Мизеса АЦ «Стратегия».
Экономический рост России и Беларуси пока не стал инновационным. Факторы инновационности в оценке глобальной конкурентоспособности в Беларуси и России примерно одинаковы и находятся по оценке 2013/14 гг. в Беларуси - на 104 месте из 148 стран, а в России - на 99 месте, выше на 6 позиций. Результативность инновационной деятельности в наших странах довольно низкая. Так, в Беларуси в 2011 г. доля новой продукции в общем объеме производства составила 14,0%, в России - 6,1%. По сравнению со Швейцарией (24,9%), Германией (17,4%) - это невысокий уровень Российский статистический ежегодник [Электронный ресурс] // Росстат. 2012.
Таким образом, анализ выявил общие проблемы в социально-экономическом развитии России и Беларуси: низкий уровень конкурентоспособности экономик; низкую инновационную активность и результативность инновационной деятельности; асимметрии между уровнем развития человеческого капитала и результативностью инноваций. Одними из признанных в мире инструментов инновационного развития и повышения конкурентоспособности являются кластеры.
Кластер товаропроизводителей рассматривается как сетевая структура комплементарных, территориально взаимосвязанных отношениями сотрудничества предприятий и организаций (включая специализированных поставщиков, в том числе услуг, а также производителей и покупателей), объединенных вокруг научно-образовательного центра, которая связана отношениями партнерства с местными учреждениями и органами управления с целью повышения конкурентоспособности предприятий, регионов и национальной экономики. Кластеры, благодаря своим специфическим особенностям, способствуют инновационному развитию экономики за счет следующих факторов: знания, конкуренция, сотрудничество, кластерные связи Яшева, Г.А. Кластерная стратегия инновационного развития экономик России и Беларуси // Управление экономическими системами. - 2014 - №2(62). - 2014. - С. 8..
Основной целью кластерной политики является формирование условий для устойчивого развития страны/региона и повышения национальной/региональной конкурентоспособности посредством организации кластеров и развития сетевого сотрудничества и государственно-частного партнерства Яшева Г.А. Кластерная концепция повышения конкурентоспособности предприятий в контексте сетевого сотрудничества и государственно-частного партнерства: монография. - Витебск: ВГТУ, 2010. - С. 158-169..
На основе сформулированной цели определяются задачи кластерной политики (табл. 1). Субъектами проведения политики являются органы управления наднационального, национального и регионального уровня. Над национальными органами управления в условиях Евразийской интеграции выступают Евразийский Экономических Союз (представленный законодательными и исполнительными, финансовыми органами), ЮНИДО, Европейский Банк Реконструкции и Развития и др., которые финансируют донорские кластерные проекты.
В условиях Евразийской интеграции и создания Единого экономического пространства важным направлением инновационного развития экономик содружества является создание транснациональных и международных кластеров. Для реализации кластерной политики необходимы меры государственной поддержки кластеризации во всех странах Евразийского экономического содружества, которыми могут быть следующие:
"right">Таблица 1Задачи кластерной политики в Беларуси и России
- обеспечение поддержки реализации мероприятий программ развития транснациональных и международных кластеров в рамках федеральных целевых программ, государственных программ Российской Федерации и Республики Беларусь и международных программ;
- привлечение государственных институтов развития к реализации программ развития транснациональных и международных кластеров;
- стимулирование участия крупных компаний с государственным участием, реализующих программы инновационного развития, в деятельности транснациональных и международных кластеров.
К началу 2013 г. потенциал опережающего роста взаимной торговли России и Беларуси оказался по существу исчерпанным. После прекращения практики экспорта Беларусью «растворителей и разбавителей» российско-белорусская торговля начала показывать отрицательную динамику. Существенное негативное воздействие на взаимное торговое взаимодействие оказало развитие кризисных явлений в экономиках двух стран, следствием которых явилось начавшееся в 2012 г. и продолжившееся в 2013-2014 гг. сокращение спроса на инвестиционные товары, в частности, продукцию белорусского машиностроения.
В 2013 г. по сравнению с 2012 г. экспорт России в Беларусь снизился на 16,9%, экспорт Беларуси в Россию возрос на 3,2%; товарооборот двух стран сократился на 9,4%. Снижение объема российских поставок в Беларусь было обусловлено преимущественно падением на 28,4% продаж минеральных продуктов, которые в совокупности обеспечивали 54,5% общего объема российского экспорта в республику, а также металлов и изделий из них - на 5,9% (12,1% поставок). В то же время физические объемы поставок в Россию белорусских грузовых автомобилей снизились на 31,5%, седельных тягачей - на 58,2%, тракторов - на 10,5%, сельскохозяйственной техники - на 9,6%, холодильников, морозильников и холодильного оборудования - на 6,8%,
лекарственных средств, расфасованных для розничной продажи, - на 16,9%. Наметившиеся в 2012-2013 гг. негативные тенденции проявились и в 2014 г. Так, по данным белорусской статистики, в январе-июле 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года экспорт Беларуси сократился на 1,1%, импорт - на 4,4%, товарооборот - на 2,7%.
Уменьшение стоимостного объема экспорта товаров было обусловлено падением средних экспортных цен, импорта - как средних цен, так и физических объемов ввозимых товаров. Снижение общих показателей экспортно-импортных операций Беларуси было в значительной степени обусловлено сокращением стоимостных объемов торговли с Россией и Украиной, связанных как со снижением платежеспособного спроса на белорусские товары в этих странах, так и с девальвацией их валют. Так, на фоне роста экспорта Беларуси в страны за пределами ТС-ЕЭП на 1,8%, и в частности в ЕС - на 5,3%, в январе-июле 2014 г. экспорт республики в Россию в стоимостном выражении снизился на 5,9% (импорт - на 2,2%).
Положительный эффект на экспорт в Беларусь оказывает темп роста нефтяных цен, что, вероятно, связано с тем, что нефть выступает одной из главных экспортных статей России. Кроме того, положительный эффект оказывает динамика российского производства, что может быть обусловлено существенной ролью в промышленном производстве Беларуси ТЭКа (нефтепереработка), который также ориентируется на экспорт, и межотраслевым связями в обрабатывающих отраслях промышленности России и Беларуси (прежде всего в машиностроении). Белорусское производство выступает наиболее существенной объясняющей переменной. По-видимому, это связано с зависимостью белорусского производства от российского экспорта, в первую очередь это нефть и нефтепродукты, необходимые для машиностроительной и сельскохозяйственной отраслей белорусской экономики. Теперь рассмотрим экспорт Беларуси в Россию.
В первую очередь значимым показателем выступает сам экспорт в Россию, что может быть обусловлено наличием краткосрочных ожиданий относительно торговли с Россией. Во-вторых, реальный обменный курс белорусского рубля к российскому, рост которого, как и следовало ожидать, отрицательно влияет на белорусский экспорт в Россию.
Положительное влияние также оказывает и динамика нефтяных цен, что, вероятно, связано с ростом поставок нефтепродуктов в Россию. Кроме того, положительный эффект отмечается со стороны доходов населения в Беларуси и динамики инвестиций в основной капитал. Влияние роста доходов на экспорт в Россию достаточно необычно. С одной стороны, его можно рассматривать как движущую силу экономического роста в целом (в том числе в отраслях, нацеленных на экспорт) (своеобразный эффект дохода). С другой стороны, рост доходов может приводить к увеличению импортного потребления, что приводит к переключению части выпуска на внешние рынки (эффект замещения). Рост инвестиций в основной капитал позволяет наращивать производственные мощности, что в конечном итоге влияет и на выпуск экспортных отраслей.
Для российской экономики вполне ожидаемо сильное воздействие со стороны цен на нефть на торговый канал, что связано с высокой долей нефти и нефтепродуктов в товарной структуре экспорта. Что касается Беларуси, то здесь, по-видимому, существует влияние на нефтеперерабатывающую отрасль, а также с точки зрения улучшения экономического положения в России как основном внешнеторговом партнере.
В настоящее время актуальными являются проблемы, возникшие в сфере внешнеэкономических отношений России, поскольку в свете происходящих изменений в геополитической обстановке, экономических санкций, применяемых в отношении нашего государства, были затронуты и экономические взаимоотношения России и Беларуси. В частности, товарооборот между государствами в 2014 году снизился на 5 %, составив 37 млрд. долл. В результате этого, в рамках заседания Высшего госсовета Союзного государства России и Беларуси, прошедшего в Москве 3 марта 2015 г., стороны подписали межправительственный план мероприятий по созданию дополнительных условий для развития торгово-экономического сотрудничества. Новый план нацелен на создание дополнительных условий для развития торгово-экономического сотрудничества.
Проведенный анализ позволяет констатировать, что специфика развития взаимной торговли России и Беларуси в посткризисный период в значительной степени определялась эффектами, обусловленными процессом формирования Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, которые, однако, до настоящего времени носили среднесрочный или краткосрочный характер. Фактически высокая положительная динамика взаимного торгового взаимодействия России и Беларуси в первые годы после создания Таможенного союза опиралась на экстенсивные факторы роста товарного обмена. Вместе с тем продолжает оставаться актуальной задача создания надежного фундамента для возникновения интеграционных эффектов в сфере торговли двух стран, которая сопряжена с реализацией потенциала формирования полноценного общего рынка, создания на нем стабильных условий для улучшения экономической динамики, модернизации структуры хозяйства и развития глубоких форм производственной кооперации.
внешнеторговый финансовый энергетический россия беларусь
- Введение
- Глава 1. Организационно-правовые основы внешнеэкономических связей России и Беларуси
- 1.1 Правовое регулирование внешнеэкономических связей России и Беларуси
- Глава 2. Структура и содержание внешнеэкономических связей России и Беларуси
- 2.1 Внешнеторговые отношения России и Беларуси
- 2.2 Кредитно-финансовые отношения России и Беларуси
- 2.3 Перспективы двустороннего сотрудничества России и Беларуси в топливно-энергетической сфере, в сфере промышленности и связи
- Внешнеэкономические связи
- Внешнеэкономические связи
- Внешнеэкономические связи
- Кср по теме 7: «Внешнеэкономические связи».
- Внешнеэкономические связи
- 56.Внешнеэкономические связи Республики Беларусь
- 42. Внешнеэкономическая связь Беларуси.
- 8. Внешнеэкономический потенциал Беларуси
- 32. Внешнеэкономический потенциал Беларуси
- Тема 1: Внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность