2.1 Региональные конфликты
Проблема региональных конфликтов в современном мире представляет собой совокупность трудноразрешимых вопросов, имеющих жизненно важное значение для всех регионов планеты.
К основным проблемным вопросам между Россией и США относятся ситуации в Ираке и на Украине.
В 2004 году на международные отношения оказывали влияние многие факторы, к которым относится и война в Ираке. Этот конфликт не мог не спровоцировать серьезной напряженности в российско-американских отношениях. В Москве, естественно, вызывало раздражение и озабоченность нежелание Вашингтона прислушаться к разумным аргументам, найти политический путь решения вопроса о предполагаемом иракском оружии массового уничтожения и не порождать серьезных и длительных осложнений на международной арене. В американской администрации, в свою очередь, позиция России воспринималась, как нежелание поддержать партнера в непростой ситуации. Но при этом отношение Белого дома к России было заметно более мягким, чем к Франции и Германии, занимавшим, как и Россия, негативную позицию по поводу американских действий в Ираке.
Преодоление вызванных иракской войной противоречий в отношениях России и США началось в середине весны 2003 года. 1 апреля 2003 года президент В. Путин подчеркнул, что Россия не заинтересована в поражении США и Великобритании. А 3 апреля он заявил, что Россия не может позволить себе роскошь быть напрямую втянутой в международные кризисы и что при решении любых проблем Россия всегда сотрудничала и будет сотрудничать с Соединенными Штатами. Принципиальное значение имело выступление президента В. Путина с Посланием Федеральному собранию России 16 мая 2003 года. В нем, в частности, говорилось: «В современном мире, отношения между государствами в значительной степени определяются существованием серьезных - мирового масштаба - реальных и потенциальных угроз».[16]
Это практически полностью совпадает с характерными для республиканской администрации представлениями об угрозах национальной безопасности. Кроме того, важным политическим сигналом было то, что, выступая с принципиальным политическим заявлением, российский руководитель не повторил распространившихся во время иракской войны деклараций об угрозе со стороны США. Нормализации отношений с США способствовала поддержка Россией резолюции Совета Безопасности ООН № 1483, легализовавшей, помимо всего прочего, сформированные США и Великобританией органы управления Ираком. Важно также, что российская дипломатия, в том числе и на высшем уровне, приложила усилия для налаживания отношений США с Францией и Германией. В целом же, к лету 2003 года кризис в российско-американских отношениях, вызванный войной в Ираке, был в основном преодолен, хотя его отголоски дают о себе знать до сих пор.
Заявления российского и американского руководителей, сделанные по результатам их встречи в США в сентябре 2003 года, подтвердили намерение совместно действовать против терроризма, распространения оружия массового уничтожения, в том числе применительно к Ирану и Северной Корее, и других новых угроз. Кроме того, с обеих сторон было выражено убеждение, что возникающие разногласия не могут подорвать основу отношений двух государств. Так, президент Дж. Буш прямо заявил: «В течение многих десятилетий руководители двух наших стран встречались и обсуждали в основном вопросы ракет, боеголовок, потому что единственное, что было общего между ними, - это желание предотвратить катастрофический конфликт. В последние годы Соединенные Штаты и Россия добились огромного прогресса в создании новых взаимоотношений, сегодня они глубже и шире. Россия и США сегодня являются союзниками в войне против террора».[16]
Президент В.Путин, в свою очередь, особо подчеркнул, что Россия дорожит уровнем отношений с Соединенными Штатами, который достигнут. Важной была его мысль о том, что расхождения между Россией и США по иракской проблеме касались не существа дела, а способов ее решения. «У нас, - отметил он, - были различия по Ираку в способах решения проблемы, но у нас было общее понимание, что проблема существует. И второе, самое главное - фундаментальные интересы двух стран. Они гораздо более прочные, чем события, о которых вы упомянули. И мы как раз в своей деятельности стараемся руководствоваться этими стратегическими интересами двух государств».[16]
Таким образом, высшие политические руководители двух государств признали, что трудности, связанные с Ираком, практически исчерпаны.
Кроме того, в результате иракской войны и в российских, и в американских правящих кругах усилилось представление, что, несмотря на партнерские отношения, Россия и США далеко не всегда склонны считаться с интересами друг друга. В итоге, неготовность полностью принять позицию друг друга, например, по вопросам российского сотрудничества с Ираном или американской позиции в отношении событий в Грузии превращаются в своего рода испытания на прочность всего комплекса отношений между Россией и США. Они интерпретируются как противоречия, способные подорвать всю систему новых отношений между Москвой и Вашингтоном.
Теперь перейдем к вопросу о событиях на Украине, к так называемой «оранжевой революции».
«Оранжевая революция» представляла собой митинги и забастовки, которые проходили после того, как Центральная избирательная комиссия Украины объявила результаты президентских выборов, согласно которым победил Виктор Янукович. Сторонники основного соперника В.Януковича на выборах -- Виктора Ющенко, и большинство иностранных наблюдателей считали, что этот перевес В.Януковича в голосовании был достигнут за счёт нарушений на выборах.
Изначально Вашингтон согласился с тем, что к власти в этой стране может прийти открыто поддержанный Кремлем Виктор Янукович. Но затем США и другие страны НАТО отказались признать законность избрания В.Януковича и направили в Киев мощную бригаду «посредников» для решительных действий по отмене результатов голосования. И в конце ноября 2004 года, вскоре после начала масштабных народных выступлений в Киеве против Януковича и фальсификации итогов выборов президента Украины США было назначено повторное голосование, зафиксировавшее победу Виктора Ющенко. Владимир Путин расценил подобное поведение как предательство. Он был убежден, что революция была организована и в прямом смысле слова оплачена США. Он считал, что если США удалось за деньги устроить революцию на Украине, то для Америки не составит труда начать такую же революцию и в России. Поэтому с января 2005 г. В.Путин демонстрирует открытую и отчетливую настороженность в отношениях с США, однако сейчас это в прошлом.[1]
Результатом смены власти на Украине явилось то, что в 2004-2005 годах США и Россия усилили расхождения в отношениях, что привело к нарастанию противоречий в вопросах регионального характера и к ухудшению общего климата российско-американских отношений.
- 44. Внешняя политика России в конце XX – начале XXI вв.
- Мир на рубеже XX – XXI вв.
- 3.6. Культура XX–XXI вв.
- Тема 13. Япония в середине XX – начале XXI века
- Тема 16. Россия в конце XX-начале XXI вв.
- Тема 7. Россия в конце XX – начале XXI вв.
- Социально-политическая история россии XX–XXI вв.
- Российская наука и образование в конце XX – начале XXI вв.
- Тема 19. Религиозная жизнь, свобода совести и религиозная политика в рф на рубеже XX – XXI вв.
- Тема 9. Политическое и экономическое развитие Российской Федерации на рубеже XX-XXI вв. (2 часа)