logo
Американо-российские отношения в конце XX-XXI вв.

2.2 Российско-американские отношения: некоторые приоритетные аспекты взаимоотношений

Отношения между Россией и США в различных сферах развиваются неодинаково. С одной стороны, существует конфликтность сторон в системе противоракетной обороны, а с другой стороны в сфере торгово-экономического сотрудничества Россия и Америка находят новые возможности для развития успешного партнерства.

Нельзя не упомянуть о занимающем не последнее место в политике государств вопросе, касающемся противоракетной обороны. Договор об ограничении систем противоракетной обороны между СССР и США был подписан в Москве 26 мая 1972 г, однако в течение нескольких десятков лет Америка и Россия не могут прийти к консенсусу относительно условий данного договора. Доказательством этому служит то, что в начале 2007г. между США и Россией с новой силой разгорелся конфликт по поводу намерения США разместить в Польше и Чехии элементы своей системы ПРО. По словам руководства США, этот шаг направлен на защиту Европы от северокорейских и иранских ракет. Российское руководство категорически отвергает такое объяснение.[9]

8 февраля 2007 министр обороны США Роберт Гейтс заявил, что «США следовало бы быть готовыми к возможному вооружённому конфликту с Россией». В свою очередь, на Мюнхенской конференции по безопасности 10 февраля 2007 Владимир Путин с жёсткой критикой обрушился на внешнюю политику США. Главнокомандующий РВСН генерал Соловцов также заявил, что в случае, если элементы ПРО США все-таки будут размещены в Восточной Европе, Россия может денонсировать Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 14 июля 2007 президент России Владимир Путин подписал Указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооружениях в Европе и связанных с ним международных договоров». Ученые полагают, что это решение стало первым шагом российского руководства в сторону коренного изменения военно-политической обстановки на европейском континенте, складывающейся с начала 1990-х годов не в пользу России. В сопровождающей документ справке указывается, что данное решение было вызвано «исключительными обстоятельствами, влияющими на безопасность Российской Федерации».[9]

К счастью, Россия и США к 2013 нашли способ разрешить спор относительно американской противоракетной обороны. Предполагается, что главы государств обменяются декларациями, в которых обязуются сотрудничать в сфере ПРО и не использовать друг против друга свои оборонные потенциалы.[15]

Что касается экономической сферы, Соединённые Штаты, несмотря на проблемы в политической сфере, традиционно являются одним из ведущих торговых партнеров России. Американские компании проявляют значительный интерес к развитию торгово-экономического сотрудничества с регионами России. Более 10 лет действует «Российско-американское тихоокеанское партнерство», объединяющее представителей бизнеса, науки, общественных кругов, федеральных и региональных властей Дальнего Востока России и Западного побережья США.

До 2006 года главным пунктом переговоров России с США было получение согласия Вашингтона на вступление России в ВТО. Чтобы добиться американского согласия на этот шаг, наша страна пошла на целый ряд важных уступок: упрощенный допуск иностранцев в автомобильный сектор, снижение пошлин на иностранные самолеты, целый ряд ассортиментов лекарств и компьютерной техники. Россия пообещала регулярно отчитываться перед ВТО о случаях интеллектуального пиратства и также дала согласие на значительную либерализацию рынка страховых услуг. Вопреки давлению США, Россия сохранила определенную меру протекционизма по отношению к банковской сфере, что стало одним из препятствий при заключении двухстороннего соглашения.

Между тем, данное соглашение между В.В.Путиным и Д. Бушем все же было заключено в рамках саммита АТЭС в Ханое во второй половине ноября 2006 года. Однако эта договоренность явилась лишь фактически декларацией о намерениях, поскольку Конгресс США, оставив в неприкосновенности поправку Джексона-Вэника, фактически свел согласие Буша на нет. Решение о вступлении России во Всемирную торговую организацию было тем самым отложено до проведения многосторонних переговоров с участием Евросоюза. И поскольку у Евросоюза возник сразу целый ряд претензий к торговой политике России, переговорный процесс фактически застопорился.[18, с.66]

В области научно-технического сотрудничества между Россией и США есть существенный задел. Продление рамочного Соглашения между правительствами России и Америки до 2015 г. создало основу для дальнейшего развития двустороннего взаимодействия в научно-технической сфере на длительную перспективу. Сформированы хорошо зарекомендовавшие себя механизмы сотрудничества. Создан российско-американский Инновационный совет по высоким технологиям, работает Межправительственный комитет по науке и технике, российские компании участвуют в инновационных форумах в США. Ведущие компании аэрокосмической отрасли США -- Боинг, Локхид Мартин, Пратт энд Уитни на протяжении многих лет активно взаимодействуют с российскими предприятиями в рамках проектов по МКС, космическим запускам, производству авиадвигателей, разработке новых моделей самолётов.[18, с.69]

Наука и образование являются приоритетными направлениями социально-экономического развития обоих государств. Сотрудничество в научно-технической области способствует формированию благоприятных условий. Хорошую перспективу имеет сотрудничество в создании исследовательских сетей с участием высших учебных заведений, научно-исследовательских центров и бизнеса.

Приоритетные направления двустороннего сотрудничества в сфере обучения включают обмены преподавателями и старшеклассниками, партнерство университетов, совершенствование системы академических стажировок, содействие изучению русского и английского языков, широкое использование технологий дистанционного обучения.

Важным направлением экологической политики президента США в XXI веке, которое непосредственно затрагивает интересы России, стала выработка соглашения по снижению выбросов парниковых газов.

В представленной в феврале 2009 г. программе Б.Обама заявил о намерении сделать США лидером в международной борьбе с изменением климата. Он предложил создать Глобальный энергетический форум, состоящий из членов «большой восьмерки» для обсуждения глобальных проблем энергетики и экологии.[18, с.77]

В техническом аспекте Форум способен облегчить международную передачу технологий, организовывать совместные международные исследования, способствовать проведению многообразных программ и проектов. Россия и США, активно взаимодействуя в рамках данного форума, могут организовать двусторонний экологический диалог.

Можно выделить еще несколько событий, показывающих развитие российско-американских отношений в положительном направлении.

Приведем еще несколько фактов, показывающих положительное направление во взаимоотношениях между Россией и Америкой в XXI веке.

Во-первых, в России и США создан редкий для практики международных отношений механизм, специально нацеленный на всестороннее развитие конструктивного взаимодействия, - Российско-американская Президентская комиссия. Число ее рабочих групп достигло 21 - от политической координации и борьбы с терроризмом до культурных, образовательных, спортивных обменов и СМИ. В работе комиссии принимают участие свыше 60 российских и американских государственных учреждений; под ее эгидой уже состоялось более 400 совместных встреч, обменов и учений, реализован целый ряд других важных проектов. Она служит также площадкой для взаимодействия российских и американских граждан, представителей самого широкого круга профессий - от предпринимателей в области высоких технологий до студентов, изучающих основы бизнеса, от медицинских специалистов до ученых-атомщиков.[4]

Второй не менее интересный факт в том, что впервые в истории российско-американских отношений российские ВДВ участвовали в антитеррористических учениях в США. ВМФ в Тихом океане провел полезные и серьезные учения вместе с американскими коллегами и другими странами региона. Россия и Америка вместе борются с пиратством у берегов Сомали. ВВС обеих стран проводят учения в небе по противодействию захватам террористами военных судов. Развивается обмен опытом по реформированию вооруженных сил. Начинается осуществление программ по обмену между военными академиями вооруженных сил обеих стран.

И наконец, США продолжат поиск сфер для сотрудничества с РФ в области безопасности, одним из таких совместных проектов может стать обеспечение безопасности предстоящих зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. Сотрудничество идет не только на пользу военным операциям НАТО, но и отвечает интересам и США, и России.[15]

Существует еще достаточно большое количество фактов, показывающих развитие российско-американских отношений, как в положительном направлении, так и в отрицательном, но мной были выделены только самые важные, на мой взгляд, оказывающие влияние на международные отношения, события.

Подводя итог, можно сказать что, несмотря на разногласия в отношениях между Россией и США, они продолжают сотрудничать, находя общие интересы и новые сферы для совместной деятельности.

Казалось к 2013 году американо-российские отношения стали развиваться все больше в положительном направлении, однако новое противоречие в американо-российские отношения в 2013 году внес «список Магнитского». Речь идет о введении визовых и экономических санкций против 18 россиян, которых в США считают причастными к нарушениям прав человека. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал действия администрации Барака Обамы прямым вмешательством во внутренние дела России. По мнению ученых, конфликт, вызванный «списком Магнитского» в отношениях между Россией и Америкой, является историческим и политическим казусом. И суть этого казуса в неспособности обеих стран в XXI веке решить проблемы XX века. И данное противоречие будет продолжаться довольно долго, пока Россия не найдет способ выхода из XX века и пока Америка не найдет своего способа возращения к стратегическому нормативному измерению во внешней политике.[8]

Таким образом, в российско-американских отношениях начала наблюдаться определенная модель партнерства, отношения двух держав стали более равновесными. Можно выделить такие приоритетные направления сотрудничества как противоракетная оборона, экология, наука и образование. Период значительной односторонней зависимости России от американской помощи и поддержки ушел в прошлое: теперь уже Соединенные Штаты зачастую нуждаются в российском содействии и в борьбе с международным терроризмом, и в урегулировании ряда региональных конфликтов.