§ 2. Субъекты и объекты политики
Основными «действующими лицами» политики являются ее субъекты, которые выступают в качестве источника политической активности. Понятия «субъект» и «объект» (лат. subjectum – подлежащее, objectum – предмет) – важные категории гуманитарного знания. [c.11] Под субъектом подразумевается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа; под объектом – то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта. Субъект политики – носитель предметно-практической политической деятельности» направленной на объект политики.
К субъектам политики относятся: индивиды (рядовые или политические лидеры); социальные группы – коллективы, этнические группы, конфессиональные Общности, политические элиты, классы, массы, гражданское общество, народы, нации, цивилизации; политические институты (государство, политические партии, общественно-политические движения).
Политика предполагает определенное желание (намерение) со стороны одного субъекта воздействовать, влиять на другой субъект (который выступает в качестве объекта) и воспринимает определенное воздействие или предлагаемые ему (им) нормы поведения. Субъекты политики являются социальными или институциональными носителями целенаправленной политической деятельности, ее проводниками и движителями. Необходимо иметь в виду, что каждый субъект политики, оказывая воздействие на социальные группы, общество, сам в то же время может выступать объектом воздействия со стороны других субъектов.
Основными совокупными субъектами политики являются большие социальные общности – классы и слои, гражданское общество, народы, нации, цивилизации; существенными – средние и малые группы, объединяющие людей по демографическому, этническому, половому, территориальному, образовательному, производственному, профессиональному или корпоративному признаку (бюрократия, мафия, элита); их политические организации – государства, партии, общественно-политические движения, политические организации международного характера.
Любая общность становится совокупным субъектом политики, когда, самоорганизуясь и осознавая свои интересы, она не только оказывается в противостоянии с другими социальными группами или же в позитивном взаимодействии с некоторыми из них, но и вступает в конфликт или сотрудничество с существующей политической властью.
Политические институты (государство, политические партии и политизированные общественные движения) представляют собой учреждения, организующие и обслуживающие процесс осуществления политической власти, а также передачу политической информации и обмен деятельностью между властью и другими сферами политической жизни. Они стабилизируют отношения, регулируют поведение индивидов и групп, обеспечивая согласованность, интегрированность их действий. Аппарату политических институтов свойственны разделение функций, а Также определенный нормативно фиксированный статус. [c.12] Каждый институт как субъект политики реализует политическую активность через деятельность своих лидеров, функционеров различных уровней и рядовых членов, взаимодействуя с общественной средой в целях удовлетворения индивидуальных и групповых социально-политических интересов.
Первичным субъектом политики, ее «атомом», является индивид, личность, гражданин. С развитием демократических тенденций в обществе проблема личности и гражданина выходит в политике на первый план. Всякий индивид является потенциальным субъектом политики, но не каждый становится таковым реально. Чтобы им стать, человек должен приобрести политические знания и опыт, выработать свою позицию и определить свое деятельное отношение к миру политики. С другой стороны, принципиально важны юридические основы и гарантии свободной политической деятельности.
Человек становится субъектом политики в процессе своего развития именно как члена соответствующего сообщества и в силу своих личных качеств. Можно выделить:
• активное, сознательное участие людей в политике, утверждении ими своих осмысленных интересов и ценностей;
• пассивное участие «подданнического» типа, т.е. понимание смысла политических ролей при безусловном подчинении им как чему-то изначально заданному, неоспоримому;
• стихийное или неосознанное участие;
• проявления политической апатии, неучастие в политике.
По мере становления и развития гражданского общества действует тенденция к «сужению» традиционных границ «политического» однако возрастают требования к качеству политики как в государственной, так и в общественной сферах.
- Ирхин ю., Зотов в., Зотова л.
- Глава 1 политика и политология
- § 1. Понятие политики
- § 2. Субъекты и объекты политики
- § 3. Политика и мораль
- § 4. Политика и право
- § 5. Предмет политологии
- § 6. Категории и методы политологии
- Глава 2 истоки и становление политической и правовой мысли
- § 1. Методология изучения истории политической и правовой мысли
- § 2. Рождение политико-правовой мысли на Древнем Востоке
- § 3. Этатизм – доминанта политической мысли Древней Греции и Рима
- § 4. Политическая мысль европейского средневековья
- § 5. Политические идеи эпохи Возрождения и Реформации
- Глава 16 нации и национальная политика
- § 1. Понятие нации
- § 2. Национальное самоопределение. Формы и пределы
- § 3. Основные формы национально-государственного устройства
- § 4. Проблемы национальной политики в России
- Глава 17 война, политика и право
- § 1. Война и ее влияние на общество
- § 2. Изменение характера войн
- § 3. Концепция национальной безопасности России
- § 4. Законы и обычаи ведения войны
- Глава 18 мировая политика
- § 1. Мировая политика и мировой политический процесс
- § 2. Глобальные процессы формирования современного миропорядка
- § 3. Геополитическое видение мира
- § 4. Внешнеполитические ориентиры России
- Глава 19 что век грядущий нам готовит? политические прогнозы на XXI в.
- § 1. Прогностика как катализатор мысли и активности
- § 2. Несколько сценариев будущего
- § 3. Прогнозы для России