logo search
Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономич

Нетарифные ограничения внешней торговли

В результате многосторонних переговоров удалось снизить уровень таможенных тарифов. Вместе с этим возросло значение нетарифных препятствий. Современные государства в их числе используют-квотирование, государственную монополию на внешнюю торговлю, субсидии, административные меры, технические нормы, санитарные стандарты и др.

Наибольшее распространение получили квоты. С их' ПОМОЩЬЮ строго фиксируются объемы Товаров, которые могут быть перемещены через границу. Квотированием государство устанавливает количественные ограничения объема экспорта и импорта товаров (работ, услуг) определенной номенклатуры в натуральном или стоимостном выражении на определенный период. Квотирование, ПОЛНОСТЬЮ запрещающее торговлю, называется эмбарго.

Экспортная квота может устанавливаться для;

Импортная квота ограничивает количество продукции, разрешенной для ввоза. Цель ее применения состоит в том, чтобы исключить опасность конкуренции извне. Но это ограничение не обязательно предназначено для защиты отечественных производителей. Например, Япония сохраняет квоты на ряд сельскохозяйственных продуктов, в ней не производящихся. Квотирование импорта является средством воздействия при ведении переговоров по сбыту национальной экспортной продукции, а также позволяет избегать чрезмерной зависимости от любой иной страны в отношении необходимых продуктов, запасы которых могут сократиться в случае плохих климатических или политических условий.

Государство может предпочесть импортные квоты тарифным ограничениям. Причины этого следующие:

несмотря на 'высокие пошлины, определенный товар может поставляться в достаточно больших количествах. Соответствующие же импортные квоты запрещают его ввоз сверх определенного количества;

квоты предоставляют правительству большую гибкость, чем применение тарифных барьеров. Изменение ставок тарифа регламентируется многосторонними соглашениями. Существующая международно-правовая система исключает возможность применения односторонних мер по изменению таможенно-тарифных ставок. Для этого требуются консультации на международном уровне и подробное обсуждение ситуации в национальной экономике.

Так, квоты устанавливаются на импорт в ЕС из отдельных стран стальной продукции, сырого табака, текстиля, химикатов, обуви, изделий из стекла и др. Квотируется, в частности, ввоз стальных изделий из России. Импорт хлорфторуглеродов (фреонов) и других товаров, упомянутых в Монреальском протоколе 1987г. о веществах, разрушающих озоновый слой, допускается только из стран, подписавших этот Протокол. Не допускается реализация и использование любых ядохимикатов, за исключением специально разрешенных странами ЕС. Запрещается импорт в ЕС слоновой кости, а с 1995г - шкур бобра и выдры, койота, волка, горностая-рыси, соболя, енота, барсука, куницы и полученных из них продуктов. С Россией ЕС заключил отдельное соглашение о торговле текстильными товарами, предусматривающее установление квот на ввоз в ЕС российских тканей, одежды, одеял, пледов, постельного и кухонного белья, прочих готовых изделий. По санитарным соображениям вводятся временные запреты на ввоз животных и растительных продуктов из стран, где зарегистрированы определённые заболевания.

Рассмотрим последствия квоты и эквивалентного тарифа, Т.е. тарифа, обеспечивающего тот же объем импорта. на рисунке показаны последствия квотирования импорта для страны, внутренний спрос которой не оказывает' влияния на мировые цены.

Допустим, страна Z ввела ограничения на ввоз иностранных телевизоров. линия S представляет внутреннее предложение телевизоров отечественными предприятиями, линия D - внутренний спрос потребителей данной страны. В условиях свободной торговли спрос на телевизоры ПО мировой цене Р w составит QDw: Национальная потребность в данном товаре удовлетворяется за счет отечественного производства OSw и импорта SwDw. (см. -рис. 14)

Введение квот на иностранные телевизоры приведет к тому, что на внутреннем рынке предложение будет состоять из отечественной продукции плюс квоты К. Она в нашем случае равна SkDk. Новое общее предложение товаров на национальном рынке описывается линией S + K Цена равновесия установится на Pk, находящейся выше, чем мировая цена свободной торговли Рw. При такой новой цене потребители. купят всего ODk телевизоров, из которых SkDk иностранного производства (согласно размеру квоты) и OSk - отечественного. Потребление стало обеспечиваться за счет ввоза квотированного количества иностранного товара и отечественного производства. В данной ситуации часть товаров не компенсирована производителями (DkDw), частично иностранные товары заменены отечественными (SwSk).

Введение квот, повышая цену товаров, сокращает прибыль потребителей на величину, равную областям а + b + с + d. Национальные производители получают дополнительные прибыли, равные области а. Площади треугольников b и d показывают чистые потери. Площадь области с отражает вырученную от квоты сумму. Она характеризует перераспределение доходов от потребителей в пользу тех, кто владеет лицензиями. В случае бесплатного приобретения лицензии их владелец становится обладателем выигрыша, представленного областью с. Стремясь заполучить часть Этой прибыли, государство выставляет на продажу лицензии.

Лицензии представляют собой разрешение, предоставляемое государственными властями на импорт или экспорт товаров (работ, услуг) конкретной номенклатуры в определенных количествах. С их помощью контролируется соблюдение внешнеторговых квот. Лицензии требуются также для ввоза и вывоза товаров, торговля которыми регулируется по причинам неэкономического характера. В Российской Федерации экспортной лицензией должно быть подтверждено право на вывоз квотируемого товара; кроме того, лицензированию подлежат: экспорт и импорт специфических товаров, товаров и технологий военного и двойного(мирного и военного) назначения, ядерных материалов, драгоценных металлов и камней, наркотических и психотропных средств, ядов.

Государство выдает ограниченное количество лицензий, разрешающих экспорт или импорт, и запрещает нелицензированную торговлю. Как правило, лицензирование дополняет квотирование. Лицензирование как мера оперативного регулирования внешнеэкономических связей государством применяется на определенные периоды времени по отдельным товарам (работам, услугам), включенным в перечень продукции общегосударственного назначения, а также по отдельным странам и группам стран в тех случаях, когда этого требует состояние платежных отношений или иные экономические и политические условия. Составным элементом лицензирования экспорта и импорта является контингентирование, т.е. установление централизованного контроля над ввозом и вывозом товаров в пределах определенных квот.

Лицензии могут принимать различные формы. Генеральная лицензия предоставляет право осуществлять экспортно-импортные операции по группе товаров в течение определенного срока. Остальные участники внешнеэкономических связей получают разовые индивидуальные Лицензии на каждую сделку.

При автоматическом лицензировании государство постоянно наблюдает за закупками, учитывает их объем и имеет возможность при необходимости быстро ограничить импорт. На национальном уровне автоматическое лицензирование применяется в странах Бенилюкса и Италии по отношению ко всем товарам из Японии и Гонконга, являющимися объектами национальных количественных ограничений и наблюдения за импортом на уровне Ее осуществляется наблюдение (мониторинг) за импортом некоторых видов текстиля и обуви из всех стран; некоторых видов текстиля из Египта, Мальты, Марокко, Туниса и Турции; некоторых видов обуви из Республики Корея и Тайваня; различных станков, компьютеров, автопогрузчиков, электромеханических инструментов, легковых автомобилей, ГРУЗОВНКОВ и мотоциклов из Японии; видеомагнитофонов и телевизоров из Японии и Республики Корея; некоторых текстильных изделий из Бангладеш, Албании, Эстонии, Латвии и Литвы; кислых вишен из Боснии и Герцеговины, Хорватии, Словении, Македонии и Черногории; некоторых видов обуви из Китая, Республики Корея и Тайваня. Подлежит мониторингу импорт алюминия из стран бывшего СССР. Установлено статистическое наблюдение за импортом некоторых сельскохозяйственных продуктов из средиземноморских стран. Осуществляется также наблюдение за большей частью импорта из стран с государственной системой торговли (если Россию ЕС исключил из списков таких стран, то Украина и некоторые другие страны СНГ по-прежнему остаются в числе этих государств). Ведется наблюдение за импортом наркотиков и психотропных средств. Мониторинг за торговлей некоторыми товарами не является ограничительной мерой, но облегчает введение подобных мер в случае необходимости.

Эффективность лицензирования определяется методом, посредством которого распределяются лицензии. В мировой практике используется открытый конкурс, явное предпочтение, затратный метод. При открытом конкурсе лицензию получает фирма, имеющая возможность заплатить за право трансграничного перемещения товара. Аукционная продажа квот позволяет внести конкуренцию в процесс их распределения, дает возможность получить государству доход от их продажи. Система явных предпочтений означает, что наиболее авторитетные экспортеры или импортеры получают лицензии на основании их доли во внешней торговле за предшествующий период. 3атратным методом распределения лицензий является их передача в зависимости от наличия у претендентов производственных мощностей, количества работающих; фирма при этом должна доказать обоснованность предоставления ей квоты.

В Российской Федерации распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или аукциона или в порядке фактического проведения операций по экспорту. и/или импорту до суммарного исполнения квоты с предоставлением федеральным органом исполнительной власти преимущественного права организациям - изготовителям. Порядок-проведения конкурса или аукциона устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускаются - ограничение числа участников такого конкурса или аукциона и их дискриминация по признакам формы собственности, места регистрации, положения на рынке (См.: Федеральный закон Российской Федерации "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Статья 15).

Фирма, желающая получить лицензию на экспорт или импорт, обязана подать заявление уполномоченному МВЭС в регионе. Заявление должно содержать сведения об организации-заявителе, о стране назначения и стране происхождения товара, о покупателе товара (при экспорте) или его продавце (при импорте), о стране покупателя (продавца), о характере сделки, величине платежа, о наименовании товара в соответствии с Товарной номенклатурой БЭД его количестве и стоимости, а также о. документах, на основании которых будет выдана лицензия. В заявлении указывается также запрашиваемая заявителем дата окончания срока действия лицензии. Решение по заявлению должно быть принято в течение 25 дней. Уполномоченный МВЭС, в регионе оформляет лицензию на специальной защищенной от подделки бумаге и выдает ее представителю заявителя, имеющему соответствующую доверенность отказ в выдаче лицензии должен быть мотивировании даваться в письменной форме. Основанием для отказа могут быть неправильное оформление заявлений, сообщение недостоверных данных о сделке, а также условия контрактов, наносящие ущерб экономическим интересам Российской Федерации. Если обладатель лицензии нарушает Положение о порядке лицензирования и квотирования экспорта и импорта, если в связи с осуществлением контракта возникают обстоятельства, приводящие к нанесению ущерба экономическим интересам Российской Федерации, либо если осуществлению контракта препятствуют ее международные обязательства, МВЭС имеет право при останавливать или аннулировать выданную лицензию. Российские лица имеют право на возмещение в судебном порядке убытков, связанных с участием Российской Федерации в международных экономических санкциях, за счет средств федерального бюджета.

Получив лицензию, экспортер (импортер) предоставляет ее оригинал в таможню. Если лицензия правильно заполнена, таможня регистрирует ее в журнале, указывая на - обратной стороне лицензии ее номер и срок действия, наименования и коды таможен, в зоне деятельности которых находятся фактические отправители (получатели) товаров, и количество ввозимых и вывозимых товаров через каждую таможню. Эти сведения владелец лицензии должен сообщить в письменном заявлении произвольной формы, к которому прилагаются копии контрактов и, в случае необходимости, договоров комиссии и других документов, удостоверяющих местонахождение фактических отправителей (получателей) и количество товаров. Таможня снимает копии лицевой и оборотной стороны лицензии и заверяет их. Владелец лицензии рассылает копни в таможни, которые должны проводить оформление товаров. Одна копия направляется таможней в Главный научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ) ГГК.

Таможни, получившие копии лицензий, указывают на их оборотной стороне, какое количество товара будет оформлено каждым из таможенных постов (отделов таможенного оформления). Эти сведения владелец лицензии должен сообщить в письменном заявлении произвольной формы, к которому прилагаются копии контрактов и других документов, позволяющих определить местонахождение фактических отправителей (получателей), а также количество товара; ввозимого (вывозимого) ими. Каждому посту или отделу таможенного оформления таможня посылает копив лицевой стороны лицензии и. листы исполнения лицензии. При ввозе (вывозе) товара таможенный пост проверяет соответствие сведений, указанных в грузовой таможенной декларации, сведениям, указанным в копии лицензии. Товар выпускается в пределах количества, указанного в листе исполнения лицензии. Если декларация не соответствует лицензии, товар не выпускается до переоформления декларации или лицензии, либо до внесения изменений в лицензию, если существующий порядок это позволяет.

Чтобы внести в лицензию изменения, ее владелец должен письменно обратиться к выдавшему ее уполномоченному МВЭС. При этом указываются причины, заставившие просить об изменении лицензии, и при водятся сведения о количестве экспортированного (импортированного) по лицензии товара. Если лицензия не была использована, то к обращению прилагается ее оригинал, если же ее использование началось - документ таможни, где находится оригинал лицензии, подтверждающий количество ввезенного (вывезенного) по ней товара. После выдачи такого документа таможня прекращает оформление товара в счет данной лицензии вплоть до получения измененной или новой лицензии. Изменения на самой лицензии могут вноситься только в графы 6 (таможня) и 11 (срок действия лицензия).

Неправильно заполненная лицензия таможней не принимается. Она возвращается владельцу с пояснительной запиской, составленной на бланке таможни данную пояснительную записку нужно предъявить уполномоченному МВЭС России, который принимает решение о выдаче новой лицензии или о признании решения таможенного органа недействительным. В случае возникновения спорных ситуаций окончательное решение по порядку заполнения лицензии принимает Главное управление нетарифного регулирования внешней экономической деятельности МВЭС России.

Квота, вводимая страной-экспортером, а не страной-импортером, представляет добровольное ограничение экспорта. Оно может навязываться путем, например, убеждения или угрозы применения санкций; такая форма ограничении лишь внешне представляется добровольной. Политика добровольного ограничения экспорта достаточно распространена. Известны случаи ограничения японских автомобилей в США (примерно 1,8 млн. автомобилей в год) или во Франции (3% рынка). Ряд стран берет на себя обязательства по ограничению поставок в ЕС определенных видов продукции; например, автомобилей, некоторых станков; грузоподъемников, шарикоподшипников, телевизоров, кинескопов, видеомагнитофонов, микроволновых печей из Японии, сыра из Австралии, Новой Зеландии, Канады. Существуют соглашения России с ЕС о добровольном ограничении нами экспорта некоторых видов черных и цветных металлов, химической продукции, текстильных изделий.

Экспортеры сырьевых или стратегических товаров иногда организуют международный картель в целях самостоятельного ограничения экспорта и использования своего монопольного положения, продавая меньше, но по более высокой цене. Самым известным подобным картелем является ОПЕК.

Распространенной формой административных мер контроля над ввозом товаров являются импортные декларации, визы и разрешения. Увеличивая список требуемых документов власти тем самым повышают степень строгости контроля над импортом. В конечном счете такая процедура может задержать ВВОЗ нежелательных товаров.

В последние годы многие страны стали уделять повышенное внимание обеспечению своей экологической безопасности. По оценке Международной финансовой корпорации, объем рынка продукции, на которую распространяются экологические требования, возрастет с 300 млрд. долл. в начале 90-х Годов до 600 МЛРД. долл. CIIIA к 2000 году. В результате в торговой политике появились новые нетарифные ограничения, Так, в ряде стран начинают применяться обязательства по обратной приемке упаковочных и отработанных материалов, эта мера предполагает усиление ответственности производителя в отношении продукции, в частности ее утилизации, рециркуляции и конечного удаления. Обязательство об обратной приемке приводит к высоким издержкам экспортирующей Стороны, связанным с обратной отгрузкой упаковочных или отработанных материалов, и снижению конкурентоспособности импортных товаров. Данные обязательства могут затрагивать конкурентоспособность конкретных материалов, которые являются экологически благоприятными, однако с трудом поддаются рециркуляции в стране-импортере, так как не находят там широкого применения. Например, для ввоза продукции в Германию колумбийские экспортеры кофе были вынуждены использовать вместо привычной джутовой упаковки пластмассовую. лишь после того, как в Германии возник рынок для рециркулированного джута (автомобилестроение, строительство, производство мебели), у колумбийцев появилась возможность использовать джут в качестве упаковочного материала. Во Франции, Германии и Италии обязательства по обратной приемке существуют для отработанного масла, в Нидерландах - для аккумуляторов, консервных банок и бытовой электротехники. России предстоит приспосабливаться к правилам, формирующимся в мировом хозяйстве, при решении национальных вопросов охраны окружающей среды и здоровья населения.

Успех или неудача международного бизнеса зависит не только от конъюнктуры рынка, наличия и умелого использования факторов производства, информационной поддержки внешнеэкономической деятельности но и от установленных государством процедур, которым подвергается товар, пересекающий национальные границы.

Импортер и экспортер России должны уплатить таможенную пошлину и сбор за таможенное оформление. Кроме того, импортер уплачивает налоги, которыми облагается данный товар, - налог на добавленную стоимость и акциз, если он взимается при реализации этого товара; экспортер от уплаты налогов освобожден. Чтобы выяснить общую сумму платежей, необходимо:

Государственное регулирование внешней торговли не всегда направлено на контроль за внешнеторговыми операциями как таковыми. Часто государство резервирует за собой сферу обслуживания внешнеэкономических связей. Обязательное страхование импорта национальными компаниями практикуется во многих развивающихся странах, в ряде из них требуется обязательно пользоваться услугами национальной государственной фирмы. Аналогичными являются требования использовать для перевозки внешнеторговых грузов национальные государственные транспортные средства.

В России государственная монополия на внешнюю торговлю и другие виды внешнеэкономической деятельности была законодательно закреплена в 1918r. декретом "О национализации внешней торговли". Реформа внешнеэкономической деятельности в СССР началась с 1986r., когда были сделаны первые шаги по расширению прав министерств, ведомств, предприятий и организаций по самостоятельному выходу их на внешний рынок. В настоящее время перечни отдельных видов товаров, на экспорт и/или импорт которых устанавливается государственная монополия, определяются Федеральными законами Российской Федерации.

В процессе развития мирохозяйственных связей выработались определенные инструменты внешнеторговой политики, используемые во всех государствах мира.

14