logo search
Mir_econ_spora

Понятие и характеристика нетарифных ограничений. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности, их эффективность;

Множество инструментов, которые имеются в распоряжении государства для регулирования внешнеэкономической деятельности, можно условно распределить на три группы:

1) тарифные ограничения - система таможенных тарифов, затрудняющая ввоз в страну и вывоз из страны опр. товаров. Таможенные тарифы – инструмент таможенной политики в области таможенного регулирования экономики страны, использующийся для реализации целей торговой политики и представляющий собой свод ставок таможенных пошлин облагаемых товаров, систематизированных в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

2) нетарифные ограничения - совокупность методов гос. регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования;

3) формы стимулирования экспорта.

Все они имеют исконно протекционистскую направленность.

Самым распространенным видом регулирования внешнеторговой деятельности является таможенная пошлина на импорт - государственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства. При включении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены. 2 вида таможенных пошлин: 1) специфические (в виде фиксированной суммы с единицы измерения); 2) адвалорные (устанавливаются в виде % от таможенной стоимости товара).

Таможенный тариф в ограниченном смысле - перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами, употребляемыми данной страной к импортируемым товарам, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Введение таможенного тарифа на экспорт может быть рациональным в том случае, если цена на какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового, а также путем выплаты соответствующих субсидий производителям. Ограничение экспорта рассматривается государством как нужная мера для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке и предупреждения избыточного экспорта субсидируемого продукта. Одним из направлений развития тарифных методов регулирования внешнеторговой деятельности является координация таможенной политики между странами с помощью создания зон свободной торговли или таможенных союзов. Таможенный союз предлагает не только беспошлинную торговлю между странами-участницами союза, но и установление единого внешнего таможенного тарифа.

Нетарифные методы регулирования являются наиболее расширенными формами сравнению с тарифными методами.

Самой распространенной формой нетарифного ограничения является квота, или контенгент. Квотирование (контингирование) – это ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, позволенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Квотируется в основном импорт товаров, способствуя снижению конкуренции на внутреннем рынке.

К нетарифным барьерам относится также государственная монополия (исключительное право государства на осуществление определенных видов внешнеэкономической деятельности, национальные налоговые системы, национальные стандарты и т. п.).

Квотирование внешнеторговой деятельности должно претворяться в жизнь путем лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно накладывать запрет на нелицензированную торговлю. Лицензирование имеет и самостоятельную значимость как инструмент внешнеторговой политики, когда, например, государство дает право какому-либо импортеру ввозить товары без ограничения или только из указанных стран (так называемая генеральная лицензия).

В особенную группу мер, используемых государством для регулирования отношений страны с мировым хозяйством, относится «активный протекционизм» или различные формы стимулирования экспорта. Экспортные субсидии – это льготы фин. характера, которые предоставляются государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры приобретают возможность продавать товар на внешнем рынке по цене более низкой, чем на внутреннем. Экспортные субсидии бывают: 1)Прямые– выплата дотации производителю при его выходе на внешний рынок. 2) Косвенные – путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т. п.

Демпинг – распространенная форма конкурентной борьбы на мировом рынке. Экспортер продает свой товар на зарубежном рынке по цене ниже нормальной. Демпинг является следствием гос. внешней политики (экспортер получает субсидию); может стать результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах. Это возможно в случае, если рынок сегментирован, т. е. затруднено выравнивание цен внутреннего и внешнего рынка путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.

Еще одной формой внешнеторговой политики, которая связана с монополизацией рынка, является международные картели - монополистические объединения экспортеров, которые путем обеспечения контроля за объемами производства ограничивают конкуренцию между продавцами для установления выгодных цен.

Формой государственного ограничения внешней торговой деятельности являются экономические санкции. Примером может быть торговое эмбарго – это запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров.