Организация экономического сотрудничества
На начальном этапе в СНГ доминировал упрощенный подход к развитию экономического сотрудничества, сводившийся к поддержанию унаследованных от СССР хозяйственных связей. В 1992г. страны СНГ заключали соглашения, определявшие конкретную номенклатуру и объемы взаимных поставок, как правило, включавшихся в госзаказ. Первая многосторонняя договоренность такого рода была достигнута главами правительств в январе 1992 г. Однако эти соглашения не могли оказаться эффективными и не выполнялись.
При дефиците товаров началось сокращение взаимного товарооборота, поставки ориентировались на внутреннее потребление. Вырос валютный экспорт сырья в третьи страны. В условиях либерализации цен, особенно на энергоносители, начавшейся приватизации существенно менялась структура торговых интересов стран СНГ. Соглашения, подписанные на 1993 г., основывались уже на принципах свободной торговли. Расширилась свобода выбора тарифной политики в отношении третьих стран. Значительно сократился перечень товаров, поставки которых включались в госзаказ.
Летом 1993 г., в условиях окончательного распада рублевой зоны, стал очевидным распад единого экономического пространства бывшего СССР, выразившийся, в частности, в резком снижении товарооборота между странами СНГ[80]. Основу новой концепции экономической интеграции стран Содружества должен был составить подписанный в сентябре 1993 г.Договор об экономическом союзе стран СНГ. Договором не учреждался экономический союз, а лишь утверждалась концепция его поэтапного формирования. На первом этапе предстояло создать зону свободной торговли. На втором - таможенный и платежный союзы. На третьем - общий рынок товаров, капитала и рабочей силы, а на заключительном этапе - валютный союз, предполагавший проведение его участниками согласованной бюджетной, налоговой, кредитно-денежной и валютной политики.
Поставленные договором цели, однако, оказались невыполненными, хотя с 1994г. подписано немало соглашений, предусмотренных концепцией союза. Проблемой стало не только хроническое невыполнение подписанных соглашений, но и нарастающая дифференциация экономических интересов стран СНГ, несовместимость их экономической политики и законодательства, стремление диверсифицировать связи с третьими странами. К тому же практика экономического сотрудничества в СНГ в последние годы во многом свелась к обмену неконкурентоспособными товарами под лозунгом восстановления прежних экономических связей, что на практике вело лишь к консервации советских стандартов производства и потребления.
Попытка вдохнуть новую жизнь в идею экономической интеграции хотя бы при более узком составе ее участников была предпринята в 1996 г. Вслед за подписанием 29 марта 1996 г. Беларусью, Казахстаном и Россией соглашения о таможенном союзе последовало подписание ими же при участии Кыргызстана четырехстороннего Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях[81],центральным звеном которого является формирование таможенного союза. 2 апреля 1996 г. был подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, преобразованный в мае 1997 г. в договор о союзе двух стран.
Однако ни четырехстороннее соглашение, ни двусторонний союз России и Беларуси не привели пока к видимому успеху. Если в 1 996 г. статистика отметила рост взаимной торговли стран - участниц четырехстороннего соглашения более чем на 20%, то уже в 1997 г. спад взаимного товарообмена на фоне устойчивого роста внешней торговли стран СНГ с третьими государствами проявился в качестве устойчивой тенденции.
В действительности же и в этих более узких объединениях государств большая часть даже ближайших целей так и не достигнута. Так, если Россия и Беларусь значительно продвинулись по пути формирования общего таможенного пространства, то в рамках «четверки» работа над его созданием, которая должна была завершиться в 1998 г., застопорилась на этапе гармонизации тарифной политики. Начатые ими раздельно переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию лишь осложнили эту работу. С расширением же этой группы после вступления в нее в 1999 г. Таджикистана шансы на достижение поставленных целей еще больше уменьшились. Одновременно с этим попытки формирования узкого таможенного пространства внутри СНГ уже сейчас обострили торговые противоречия со странами Содружества, не входящими в таможенный союз.
О нарастающем расхождении экономических интересов стран СНГ красноречиво говорят и безуспешные попытки согласовать в 1996 - 1997 гг. общую для двенадцати стран концепцию дальнейших шагов по интеграции. Критическая дискуссия на заседании СГТ в Кишиневе 22 октября 1997 г. привела поэтому по существу к отказу или по меньшей мере замораживанию процесса формирования таможенного союза стран СНГ. Задачи же в области экономической интеграции ограничились менее амбициозными планами по формированию зоны свободной торговли в условиях дальнейшей дифференциации экономических интересов стран Содружества.
- Введение
- Раздел I современная система международных отношений
- Глава 1
- Природа международных отношений
- Закономерности международных отношений
- Рекомендованная литература
- Глава 2
- Новая политическая карта мира
- Глобальная демократическая волна
- Глобальный экономический организм
- Новые параметры военной безопасности
- Космополитизация мировой политики
- Глава 3
- Отношений
- Рекомендованная литература
- Глава 4 экономическая безопасность
- Становление системы мировых производительных сил
- Тенденции и противоречия мирового экономического развития
- Рекомендованная литература
- Глава 5
- Роль военной силы в условиях биполярной системы и стратегического паритета
- Стратегический паритет и контроль над вооружениями
- Глава 6
- Рекомендованная литература
- Глава 7
- Проблемы окружающей среды, природных и людских ресурсов
- Новые вызовы
- Роль межгосударственного сотрудничества и международных организаций
- Рекомендованная литература
- Глава 8
- Международных отношений Роль международных организаций
- Совет Европы
- Рекомендованная литература
- Глава 9
- Рекомендованная литература
- Раздел II
- Глава 1
- Альтернативные концепции
- Мир по-американски?
- Рекомендованная литература
- Глава 2
- Окончание холодной войны в Европе
- Поиск механизмов управления ситуацией
- Основные дилеммы формирования новой Европы
- Институционализация и преобразование сбсе в обсе
- Процессы трансформации в цве
- Нато: адаптация и расширение
- Рекомендованная литература
- Глава 3
- Региональные экономические организации
- Тайваньская проблема
- Территориальные споры в зоне Южно-Китайского моря
- Эволюция союза сша с Японией
- Место Южной Кореи в региональной политике
- Положение в Индокитае
- Нормализация обстановки вокруг Вьетнама
- Монголия в региональной политике
- Политика России в регионе
- Отношения с Китаем
- Туманганский проект
- Российско-японские отношения
- Россия и положение в Корее
- Рекомендованная литература
- Глава 4
- Рекомендованная литература
- Глава 5 международные отношения на ближнем и среднем востоке
- Кувейтский кризис и война в Заливе
- Палестинская проблема и ближневосточное мирное урегулирование
- Рекомендованная литература
- Глава 6
- Глава 7
- Рекомендуемая литература
- Раздел III
- Отношениях глава 1
- Характер режима и внешняя политика: некоторые взаимосвязи
- Внешняя политика и внутренние ресурсы государства
- Внешняя политика и национальные интересы
- Основные «группы интересов» в России и их внешнеполитические установки
- Рекомендованная литература
- Глава 2 эволюция российской внешней политики
- Причины перемен
- Какой путь выберет Россия?
- Дипломатия России на рубеже веков
- Рекомендованная литература
- Глава 3
- Распад ссср и образование снг
- Членство в снг
- Органы снг
- Порядок принятия решений в снг
- Основные этапы сотрудничества стран снг
- Организация экономического сотрудничества
- Многостороннее военно-политическое сотрудничество
- Политика Российской Федерации
- Состояние и перспективы снг
- Рекомендованная литература
- Приложение
- 1989 Г.
- 1993 Г.
- Оглавление