logo search
OTVYeT_ME

46. Нетарифные ограничения международной торговли. Их виды и механизм действия.

Нетарифные ограничения – это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующие проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. ч в стране и обстановки в мире. Любое государство в мировой экономике стремится защитить свои интересы, интересы отечественных производителей, а, следовательно, заинтересовано в политике протекционизма. Инструменты торговой политики, тарифного и нетарифного регулирования, различного рода соглашения являются механизмами защиты национального производителя.[1] В последнее время возросла степень воздействия государства на международную торговлю в результате значительного расширения форм и методов нетарифных торговых ограничений. В дополнение к тарифным методам государственного регулирования международной торговли правительства активно используют нетарифные методы – количественные, скрытые и финансовые – как часть своей политики протекционизма. Нетарифные ограничения – это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки.  Большинство из нетарифных методов, в отличие от таможенных тарифов, слабо поддаются количественной квалификации и, поэтому, плохо отражены в статистике. Именно эта их характеристика дает возможность правительствам использовать отдельные из них или какую-либо их комбинацию для достижения своих целей в области торговли в рамках политики протекционизма.  К нетарифным барьерам относятся разнообразные (насчи­тывают свыше 600 различных видов[2]) эконо­мические, политические и административные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности.Особенно активно нетарифные меры регулирования торговли используют промышленно развитые страны. К середине 90-х гг. в среднем 14% товаров, импортируемых странами ЕС, США и Японией, подпадали под основные нетарифные ограничения: импортные квоты, добровольное ограничение экспорта и антидемпинговые меры. Нетарифные ограничения из-за своего скрытого характера дают возможность правительствам действовать почти бесконтрольно. Зачастую перед правительством возникает альтернатива: какой инструмент торговой политики – тарифный или нетарифный – использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того, нетарифные методы более удобны в достижении искомого результата. Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительство чувствует себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО). Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами, обеспечивающими эквивалентный уро­вень защиты (так называемая тарификация).В международной практике мероприятия по нетарифным ограничениям делят на пять групп:I – отражает участие государства во внешнеторговых операциях;II – объединяет таможенные и административные импортные формальности, включая методы оценки таможенной стоимости и определения страны происхождения товара, формы товаросопроводительных документов и требования к их оформлению, товарную классификацию тарифов;III – состоит из стандартов и требований, связанных с нормами безопасности для потребителей и экологии, с санитарно-ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара;IV – количественные и валютные ограничения импорта и экспорта;V – ограничения, основанные на принципах обеспечения платежей – импортные депозиты, изменение учетной ставки, пограничный налоговый режим и скользящие сборы.Вышеуказанные мероприятия реализуются путем финансового воздействия и использования инструментов административного регламентирования.Финансовое воздействие на внешнеторговые операции обеспечивается системой различных таможенных и целевых сборов, налогов и пошлин (помимо таможенных), которые взимаются при ввозе товара. Общая сумма таких сборов значительно превосходит размеры установленных таможенных тарифов, они не имеют вид фиксированной ставки, изменяются в зависимости от состояния конъюнктуры и экономической политики государства. Все это лишает экспортера возможности прогнозировать предстоящие расходы по оформлению груза в импортирующей стране.Меры финансового воздействия называют паратарифными мерами, которые используются в регулировании внешней торговли, оказывая существенное влияние и создавая препятствия на пути импортных потоков.Фиксированные сборы, налоги и пошлины носят комбинированный характер, повышая в основном внутреннюю цену импортного товара, при этом индикативная оценка не прогнозируется. К ним относятся внутренние специальные налоги и переменные пошлины на импорт, антидемпинговые и компенсационные пошлины по отношению к товарам конкретных импортеров и для компенсации льгот и субсидий внутренним экспортерам-производителям, а также пограничные налоги и сборы по оформлению и перемещению груза через границу.Методы административного регламентирования импорта – различные количественные и стоимостные ограничения, направленные на сокращение объемов или уровня импортных поставок отдельных товаров из любого источника или ограничение их поступления от конкретного поставщика. Указанные методы включают разнообразные виды запретов, квотирование, лицензирование, контингентироваение, предписания таможенных органов, технические нормы и правила безопасности, добровольное самоограничение поставок, антидемпинговые меры.Административные инструменты рассматриваются как дополнительные меры, имеющие временный характер, при недостаточной эффективности экономических рычагов. Однако в период экономического спада и разбалансированной экономики они становятся главными инструментами регулирования внешнеторговых отношений с другими государствами. используемые государствами, очень разнообразны.Нормативная база внешней торговли позволяет использовать весь спектр нетарифных ограничений. Однако не все они реально применяются в России. Основной категорией нетарифных ограничений в России остаются количественные ограничения (квотирование) и лицензирование ввоза и вывоза отдельных товаров.К мерам нетарифного регулирования относятся также экспортный контроль и участие в выполнении международных экономических санкций.сновными методами количественного нетарифного ограничения в международной торговле являются квотирование, лицензирование и контингентирование.Квотирование  – лимитирование размера импорта с помощью глобальных, индивидуальных, сезонных, тарифных и других видов процентных ограничений.Глобальная квота  устанавливает ограничение объема импорта в стоимостных или натуральных показателях на определенный период. Индивидуальная квота  предусматривает размер импорта в отношении конкретных стран или конкретного товара (его производителя). В качестве критерия при распределении индивидуальной квоты принимаются во внимание встречные обязательства государств по импортированию товаров данной страны. Такие обязательства закрепляются торговыми соглашениями и принимают характер двусторонней квоты на договорной основе.Сезонные квоты  устанавливают ограничение размеров импорта сельхозтоваров на определенное время года. Ограничение импорта без учета временного периода предоставляют неконкретизированные квоты.Квотирование вводится для сбалансирования развития внешней торговли и платежных балансов, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, выполнения международных обязательств и достижения взаимовыгодной договоренности на межправительственных переговорах.Лицензирование  – ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных на то государственных органов на ввоз или вывоз определенного объема товара. Лицензирование является временной мерой, осуществляемой на основе строгого контроля тех или иных товарных потоков.Лицензирование применяется при следующих обстоятельствах:– при необходимости рационального использования иностранной валюты;– при отсутствии таможенных пошлин или их неэффективного использования;– для выторговывания встречных уступок;– в качестве дискриминационных действий.Виды лицензий :? Генеральная лицензия  – постоянно действующее разрешение фирме на право импорта определенных товаров из перечисленных в ней государств без ограничения объема и стоимости;? Индивидуальная лицензия  – разовое разрешение на одну торговую операцию с конкретным видом товара, содержит сведения о ее получателе, количестве, стоимости и стране происхождения товара, является именной, не может передаваться другому импортеру и имеет ограниченный срок действия (до 1 года);? Открытые индивидуальные лицензии  – разрешение на ввоз неограниченного объема товара;? Автоматические лицензии  с упрощенным процессом выдачи;? Неавтоматические лицензии  – свободно не предоставляются и используются для ограничения импортера в случаях, когда квоты на ввоз продукции заранее не установлены.Контингентирование  – установление государством централизованного контроля над ввозом и вывозом посредством ограничения номенклатуры товаров в пределах установленных количественных или стоимостных квот на фиксированный период времени. Контингентирование является составным элементом лицензирования.Находясь поз запретом ГАТТ, контингентирование широко используется отдельными государствами. В этих странах оно охватывает сравнительно небольшой круг товаров (черные металлы, медикаменты, продовольствие, текстиль, важнейшие виды сырья). «Контингенты» оказывают влияние на объем и структуру внешней торговли, а также цены, обеспечивая их рост и принося крупные прибыли тем компаниям, которые производят или продают товар, являющийся предметом ограничения.Следует отличать контингенты от тарифных контингентов, которые разрешают ввоз определенного количества товаров по сниженным таможенным пошлинам или беспошлинно, выпадая тем самым из понятия нетарифного ограничения.