logo search
лекции_Мировые товарные рынки_Небесная А

Тема 12 мировой рынок высокотехнологичной продукции

  1. Общая характеристика мирового рынка

Развитие высокотехнологичных рынков с 2003 г. снова приобрело устойчивую динамику: темпы прироста высокотехнологичной продукции в среднем в 2-2,5 раза превышают темпы прироста мировой обрабатывающей промышленности. Наиболее быстрорастущими являются рынки электроники и телекоммуникационного оборудования. Общий объем мирового высокотехнологичного сектора (аэрокосмическая индустрия, электроника, телекоммуникационное оборудование, производство медтехники и фармацевтики) превышает 4,3 трлн. долл.

В средне- и долгосрочной перспективе в высокотехнологичном секторе мировой торговли наибольшие перспективы роста имеют «интеллектуальные» услуги (высокотехнологичные финансовые и медицинские услуги) и товары 6-го технологического уклада (микро-, нано- и биотехнологии).

Возможности для быстрого развития в долгосрочной перспективе "традиционных" высокотехнологичных производств, таких как аэрокосмическая индустрия, производство военной техники и вооружения (ВВТ) в долгосрочной перспективе будут сдерживаться как спросовыми ограничениями, так и замедлением технологического перевооружения их производственной базы.

Географии мирового производства и потребления

Производство ряда высокотехнологичных производств (в основном электроники и телекоммуникационного оборудования) все больше перемещается в Китай. Однако наибольший выигрыш от размещения в КНР высокотехнологичных производств получают американские фирмы, которые сохраняют контроль над всей цепочкой "добавленной стоимости", "оставив" у себя функции стратегического управления, НИОКР и финального производства инфокоммуникационной техники.

Общие тенденции среди производителей

Основные вызовы для компаний высокотехнологичного сектора связаны с производственно-технологическими и кадровыми ограничениями. В этих условиях возрастают требования к эффективности маркетинговых, технических и производственно-управленческих решений, связанных с существенным увеличением их временного горизонта. Возможно, потребуется создание крупных исследовательских центров, обеспечивающих долгосрочное прогнозирование рыночных "ниш" перспективной техники.

Новые продукты и технологии

В средне- и долгосрочной перспективе наиболее быстрорастущими станут рынки так называемых "знаниеёмких" услуг (высокотехнологичный банкинг, финансовые услуги и высокотехнологичные медицинские услуги), а также высокотехнологичные рынки, связанные с формирующимся 6-м технологическим укладом (микро- и нанотехнологии, биотехнологии). Общий уровень продаж высокотехнологичной продукции за 2008-2025 гг. прогнозируется в 113,4-125,5 трлн. долл., или 6,3-7,0 трлн. долл. в год (в ценах 2007 г.)

  1. Мировой рынок гражданской авиации

Общая характеристика мирового рынка

Перспективы роста рынка гражданской авиации сильно зависят от роста цен на авиационное топливо и среднегодовые темпы роста мировой экономики и торговли. При среднегодовом темпе роста мировой экономике в 2007-2025 гг. на уровне 3,1% в год среднегодовой рост объемов авиационных пассажироперевозок за этот же период составит 4,9%, а грузоперевозок – 6,1%. Тогда по прогнозным оценкам фирмы "Боинг ко" объем рынка новых гражданских самолетов в 2007-2025 гг. составит порядка 2,6-2,8 трлн. долл. В период до 2025 г. авиакомпаниям потребуется ок. 28600 новых пассажирских и грузовых самолетов. Мировой парк гражданских самолетов увеличится более чем в два раза – с 17330 самолетов (2005 г.) до примерно 36000 (2025 г.). В основном это будут узкофюзеляжные (100-240 пассажиров) и широкофюзеляжные (200-400 пассажиров) самолеты. 9580 новых лайнеров заменят менее экономичные машины, выводимые из состава авиапарков компаний. Большая их часть будет списана, однако 2220 пассажирских лайнеров будут переоборудованы в грузовые самолеты. Кроме того, авиакомпании получат 770 новых грузовых самолетов.

Самолеты, относящиеся к этому сегменту, такие как Boeing-787 и Boeing-777, позволят авиакомпаниям успешно развиваться за счет выполнения большего числа рейсов в большее количество аэропортов, что соответствует потребностям пассажиров. Самолеты класса Boeing-747 и большей вместимости будут активно эксплуатироваться на маршрутах, соединяющих страны Азии с другими регионами, а также на трансатлантических маршрутах. По прогнозам, на рынке будет существовать устойчивый спрос на грузовые самолеты большой вместимости, что связано с их высокой экономичностью, надежностью, дальностью полета и прекрасными показателями коэффициента загрузки.

Количество эксплуатируемых в мире самолетов на 30-60 мест к 2015 г. немногим превысит 2000 единиц, имевшихся в 2005 г., а к 2025 г. составит 2500 ед. В то же время число машин на 61-90 пассажироместа возрастет с нынешних 700 до 1700 в 2015 г. и 3300 – в 2025 г. Наиболее быстрыми темпами будет расширяться спрос на машины вместимостью от 91 до 120 пассажиров. Если в 2005 г. в авиакомпаниях мира их насчитывалось чуть более 700, то к 2015 г. парк таких машин увеличится до 2500, а к 2025 г. – до 3800 ед. Всего до 2025 г. в мире будет продано 7950 самолетов вместимостью 30-120 пассажиров на сумму порядка 180 млрд. долл.

Рынок самолетов бизнес-класса стремительно развивается, и тенденция к расширению продаж на нем в течение среднесрочной перспективы сохранится. В 2005 г. в мире было продано 737 бизнес-самолетов, в 2006 г. поставлено 850, а в 2007 г. (по предварительным оценкам) расширение продаж приблизилось к уровню 1000 машин. За период 2008-2010 гг. совокупный объем заказов оценивается на уровне 3,1-3,4 тыс. самолетов. Основными заказчиками выступят североамериканские компании (61% заказов), которые должны обновить свой парк самолетов бизнес-класса на 23%. Устойчивый спрос ожидается со стороны европейских стран, причем он будет расширятся в результате роста доходов населения России и государств Восточной Европы. К 2011-2012 гг. прогнозируется скачок (до 50% по сравнению с современным уровнем) заказов из стран Азии, Африки и Ближнего Востока.

В общей сложности в период с 2007 по 2025 г. в мире будет произведено около 24000 самолетов бизнес-класса.

Согласно прогнозу фирмы "Боинг ко", до 2026 г. авиакомпании приобретут:

3700 региональных самолетов (вместимостью менее 90 пассажиров);

17650 узкофюзеляжных самолетов (90-240 пассажиров при двухклассной компоновке);

6290 широкофюзеляжных самолетов (200-400 пассажиров при трехклассной компоновке);

960 самолетов класса Boeing-747 и большей вместимости (более 400 пассажиров при трехклассной компоновке).

Географии мирового производства и потребления

Мировой рынок гражданской авиатехники на сегодняшний момент обеспечивается преимущественно продукцией четырех компаний: рынок магистральных самолетов является сферой интересов компаний Boeing (США) и Airbus (ЕС), а подавляющее большинство поставок региональных самолетов обеспечивается компаниями Bombardier (Канада), Embraer (Бразилия) и ATR (Италия). Позиции на указанном рынке прочих авиастроительных предприятий мира, в том числе и российских, на сегодняшний момент можно охарактеризовать как стартовые.

В 2006 году мировыми лидерами гражданской авиапромышленности было произведно ~820 магистральных и ~250 региональных самолетов всех типов.

Крупнейшим рынком в период 2006-2025 гг. станут страны Азиатско-Тихоокеанского региона – 36% от общей суммы в 2,8 трлн. долл., что обусловлено значительным спросом на широкофюзеляжные лайнеры в регионе. На долю авиакомпаний из стран Северной Америки придется 28% закупок, Европы – 24%. Оставшиеся 12% приходятся на заказчиков из стран Латинской Америки, Ближнего Востока и Африки.

Дополнительным эксплуатационным фактором для азиатского рынка по сравнению с американским и западноевропейским является наличие больших пассажиропотоков при малой протяженности воздушных линий. При большом объеме рынка данная особенность может привести к появлению модификаций либо типов ВС, спроектированных специально для стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Ожидается расширение числа стран – производителей авиационной техники. Традиционные игроки рынка магистральных ВС, авиапромышленность Европы американская корпорация «Боинг», столкнутся с конкуренцией со стороны российских (ОАК), азиатских производителей (AVIC-I, Mitsubishi HI), а также проектов магистральных самолетов, созданных компаниями – традиционными представителями рынков региональной и деловой авиации (компаниями Bombardier и Embraer). Рынок реактивных региональных ВС также обретет многополярность предложения благодаря попаданию в сферу интересов аваипромышленности развивающихся стран. Помимо традиционных игроков в лице Embraer и Bombardier, в настоящее время практически паритетно разделяющих рынок, в ближайшей перспективе возможен выход на рынок российского SSJ-100 и китайского ARJ-21.

Новые продукты и технологии

Основные тенденции технологического развития гражданского авиастроения на период до 2025 года включают в себя следующие направления:

разработка экологичных силовых установок (обеспечение запаса на уровне 15 EPNdB по шуму, а также 20%-ного сокращения эмиссии вредных веществ);

совершенствование расходных характеристик самолетов гражданской авиации (в среднем на 20%);

совершенствование аэродинамики планера (поиск альтернативных компоновок, реализация концепции несущего фюзеляжа);

реализация концепции полностью электрического самолета (разработка двигателей с интегрированным электрогенератором, электрических систем управления аэродинамическими поверхностями, автономной системы кондиционирования воздуха, электромеханизмов уборки и выпуска шасси, рестандартизация бортовой электросиситемы);

«черный самолет» – конструктивное и технологическое решение задач изготовления конструкции самолета из легких композиционных материалов (например, с углеродным армированием);

использование нанотехнологий для управления пограничным слоем, решения задач повышения прочности конструкций (наноматериалы), интерактивной диагностики и снятия показаний давления, температуры, деформаций и т.п., (нанодатчики);

глобальное внедрение цифровых пилотажно-навигационных средств с использованием спутниковых систем навигации.

  1. Мировой рынок информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения

Общая характеристика мирового рынка

Объем глобального рынка ИКТ в 2004–2007 гг. оценивается экспертами от 1,6–2,1 трлн. долларов США до более 3,5 трлн. долларов США только по рынку ИТ. Мировой экспорт информационно-коммуникационного и офисного оборудования составляет сегодня более 750 млрд. долл. США в год, что превышает суммарные объемы экспорта нефти всех нефтедобывающих стран.

По данным FТ500 суммарная капитализация транснациональных корпораций сектора ИКТ в последние 3-4 года стабильно превышает 3 трлн. долларов США:

телекоммуникационные услуги – порядка 1,5 трлн. долларов США,

ИКТ оборудование – около 1 трлн. долларов США,

ИТ услуги – более 0,7 трлн. долларов,

конкурируя за 1-2 место с сектором «Банки и финансы» (также более 3 трлн. долларов) и опережая сектор «Нефть и газ» (более 2 трлн. долл. США).

До 2000 г. компании сектора ИКТ составляли до 30-35% от числа крупнейших компаний мира.

Темпы развития сектора ИКТ опережают темпы роста всех отраслей. Однако после кризиса фондового рынка в 2000-2001 годах и резкого увеличения цен на нефть, темпы роста сектора ИКТ (в особенности ИТ отрасли), по – прежнему, ниже, нежели до 2000 года Если в 2005 году рынок вырос на 4,6 процента, то в прошедшем году темпы снизились до 4 процентов. Как ожидают аналитики, в 2007 году средние темпы роста не превысят 3,8 процекнта, однако в развивающихся странах рынок увеличивается примерно в 1,8 раз быстрее.

По оценке экспертов, доля ИКТ в ВВП всех стран будет только нарастать. По пессимистическим оценкам, объем сектора ИКТ к 2025 году утроится. Более оптимистические оценки прогнозируют удвоение объемов каждые 5 лет, то есть в 5-7 раз к 2025 году с последующей стабилизацией сектора. Наиболее смелые оценки говорят, что объем материального производства после «максимального внедрения в ИКТ в жизнь общества» стабилизируется на 10 процентов ВВП, то есть доля ИКТ в отдаленном будущем составит 90 процентов ВВП. Прогнозируется, что мировой экспорт ИК и офисного оборудования к 2020 году может увеличиться более чем в 3 раза.

Компания IDC опубликовала новое исследование, из которого следует, что инвестиции в IT-отрасль во всё мире достигнут 1,48 триллиона долларов в 2010 году[94].

География производства и потребления

Ведущее место на мировом рынке ИКТ занимают страны ОЭСР, на которые приходится наибольшая доля рынка и объемы капитализации компаний. Одна треть доходов мирового ИКТ-рынка приходится на Европу, немного больше — на США и Японию вместе взятых, а все остальные страны претендуют всего лишь на 24,1 процента. В США объем рынка только ИТ превышает 500 млрд. долларов. В последние годы наиболее быстрое развитие в области ИКТ демонстрируют Республика Корея и Китай.

В странах ОЭСР доля рынка ИКТ в ВВП находится в диапазоне от 15 процентов (Новая Зеландия) до 3 процентов (Мексика). Причем в ЕС-15 («старом ЕС») и США она достигала 8 процентов. Среди стран СНГ абсолютное лидерство по уровню развития ИКТ принадлежит России, причем практически по всем показателям. Организации связи в Российской Федерации в 2006 году оказали услуг на сумму 835,1 млрд. рублей (31,7 млрд. долларов США, 68 процентов всего ИКТ), а рынок ИТ составит 361,5 млрд. рублей (около 1-1,5 процентов общемирового объема), т.е. общий объем составит 1196,6 млрд. рублей (45,4 млрд. долларов).

Структура рынка

Каждый из подсекторов ИКТ имеет собственную динамику развития. Доля сегмента информационных технологий в структуре ИКТ-рынка меньше доли телекоммуникаций даже в развитых странах — например в Западной Европе на ТК приходится 55,2 процента (44,2 процента – услуги предоставления связи, 4,5 процента – коммуникационное оборудование для конечных пользователей, 6,5 процента коммуникационно-сетевое оборудование). В развивающихся странах перекос в сторону увеличения доли ТК еще больше — в частности в России доля ИТ-сегмента составляет всего около 30 процентов. Размер доли отдельных сегментов в структуре ИТ-рынка зависит от степени его зрелости. В развитых странах на приобретение оборудования расходуется примерно столько же средств, сколько и на покупку ПО, но меньше, чем на оплату ИТ-услуг, а в развивающихся странах расходы на оборудование доминируют над расходами на ПО и ИТ-услуги. Получается, что с развитием рынка на оплату ИТ-услуг и покупку ПО затрачивается больше средств. В структуре европейского ИТ-рынка компьютерное и офисное аппаратное обеспечение составляют 12,7 и 1,3 процентов соответственно, ПО – 10,7 процентов и ИТ-услуги – 20 процентов.

Структура мирового рынка программного обеспечения

Наиболее весомым на рынке ПО является сегмент приложений (Applications), доля которого составляет около 48%. На втором месте сегмент системного и инфраструктурного ПО с долей чуть более 30%, оставшиеся 22% рынка принадлежат сегменту инструментального ПО.

Темпы роста данных сегментов рынка неодинаковы: быстрее всего развивается рынок системного и инфраструктурного ПО, который в прошедшем году подрос на 9,8%. Два других сегмента растут с примерно одинаковой скоростью — в 2007 году объем этих рынков увеличился на 7,5%. Однако в зависимости от региона темпы роста отдельных сегментов рынка различаются. Например, в 2006 году объем сегмента системного и инфраструктурного ПО в США вырос на 6%, в странах ЕМЕА — на 4%, а в Азиатско-Тихоокеанском регионе — на целых 12%. В дальнейшем аналитики предсказывают замедление темпов роста рынка, что в первую очередь коснется системного и инфраструктурного ПО, так как, по их мнению, потребность в инфраструктурных решениях уже гораздо слабее в силу насыщения рынка.

Самым быстрорастущим является сектор ПО развертывания приложений (Application Deployment Software), темпы роста которого в 2006 году составили 18% (рис. 9), а его общий объем достиг 9,4 млрд долл. По мнению IDC, данный сектор будет расти до 2011 года со средним ежегодным темпом (CAGR) в 14% и составит в 2011-м порядка 18,4 млрд долл. Достаточно быстро растут сектора решений для обеспечения безопасности (Security) и ПО для управления базами данных (Information and Data Management Software) — в 2006 году объем этих рынков увеличился примерно на 13,6 и 12% соответственно. А вот темпы роста пользовательских приложений (Consumer Applications) и системного ПО (System Software) невелики, и в 2006-м рынок в данных сегментах вырос всего на 3 и 2% соответственно. Что касается объемов дохода по секторам, то тут рынок тоже выглядит более чем неравномерно. Несомненными лидерами по данному показателю выступают сегменты системного ПО (System Software) и ERM-приложений (Enterprise Resource Management Applications), обеспечившие в 2006 году почти четверть дохода на рынке ПО. Существенные доли на рынке ПО принадлежат также секторам Operations and Manufacturing Applications, Information and Data Management Software, Security и Content Applications. Доход во всех остальных секторах ниже среднего по рынку ПО, то есть меньше 12,8 млрд долл

Отдельный класс представляет рынок офшорного программирования, где процветают Индия (70 процентов рынка), Китай, Ирландия. Можно констатировать, что аутсорсинг на текущий момент является одним из самых динамично развивающихся сегментов. Наибольший интерес к сотрудничеству в области стратегического аутсорсинга на сегодня проявляют компании, занимающиеся розничными продажами, организацией финансового сектора, а также ряд государственных предприятий и учреждений. Согласно данным TPI, в 2007 г. рынок ЕМЕА впервые превзошел рынок США и по количеству заключенных контрактов (220 против 194), и по стоимости этих контрактов ($40,9 млрд против $26,6 млрд). Продолжается бурный рост рынка стратегического аутсорсинга в Индии. Общая стоимость контрактов, заключенных в 2007 г., почти вдвое превысила аналогичный показатель 2006 г. ($4,9 млрд против $2,7 млрд). При этом именно в 2007 г. Индия активно заявила о себе не только как поставщик аутсорсинговых услуг, но и как их потребитель[96].

Немалый вклад в достижение этих впечатляющих результатов внесли традиционные крупные игроки, такие, как IBM, HP, Accenture». В 2007 году индийские компании заняли в 2007 г. 9% от общего объема мирового рынка аутсорсинга, что на 4% превышает результаты их развития в 2005 г.

Новые продукты и технологии

По оценке экспертов, экономические успехи ИКТ, а вследствие ее развития и экономики в целом, будут держаться на трех «китах»:

вовлеченности всех субъектов в инфокоммуникационные процессы за счет обеспечения доступа к любому контенту любому пользователю везде, всегда и на любом терминале, устройстве;

новой инфраструктуре бизнеса: транснациональные корпорации и предприятия реального времени (промышленная автоматика, полный учет и планирование, аналитическое принятие решений), быстро меняющиеся организационные формы и бизнес-модели;

новая инфраструктура госуправления, охват всех сторон жизни человека и общества.

Важное влияние на определение перспектив развития ИКТ оказали технологические достижения в области ИТ, приведшие к значительному уменьшению электронных компонент ИКТ. Взрывной характер носит развитие исследований в сфере нанотехнологий, которые имеют широкий спектр практических приложений, в том числе в сфере ИКТ. Мировой рынок наноэлектроники в 2015 году составит более 300 млрд. долларов, столько же составит рынок наноматериалов.

По данным центра мониторинга науки и инноваций (Великобритания), можно выделить следующие социально-технологические тенденции в сфере ИКТ: инвестирование в проекты по распознаванию речи может увеличиться с 1 млрд. долларов (наст. время) до 53 млрд. долларов к 2008 году; число SMS-сообщений, посланных за день, предположительно вырастет с 11,4 млрд. в 2004 году до 45,8 млрд. в 2008 году; прогнозируется продажа диапазонов радиочастот; прогнозируется развитие интернета; скорость накопления новой информации увеличивается на 30 процентов в год; в связи с возрастанием экологических проблем Европейское сообщество по моделированию земной экосистемы создаст обширную структуру моделирования динамики природных и полуприродных экосистем; прогнозируется интеграция различных дисциплин и систем; эффективность как производственных, так и обслуживающих секторов увеличивается по мере того, как число пользователей ИТ увеличивается.