logo search
полит теория / Irkhin_Yu__Zotov_V__Zotova_L_Politologia_Ucheb

§ 4. Внешнеполитические ориентиры России

Под внешней политикой понимается разновидность политики, регулирующей взаимоотношений между государствами и народами. Внешнеполитические цели отражают национальные интересы. Реализуя их, государство осуществляет внешнеполитическую деятельность.

Внешняя политика государства формируется под воздействием как внешних, так и преимущественно внутренних факторов, является продуктом их сложной взаимосвязи. Так, становление и развитие внешней политики Российской Федерации в конце XX в. испытывает на себе воздействие основных проблем и противоречий внутренней общественной жизни, особенно по вопросу выбора пути социально-экономического развития страны и проведения реформ. С другой стороны, на ее формирование воздействует вся система современных международных отношений.

В основе концепции внешней политики Российской Федерации лежат принципы обеспечения ее национальных интересов, территориальной целостности страны, защиты ее граждан от внешней угрозы, создания условий для активного и полноправного участия России в формировании всей системы международных отношений. В п. 1–3 ст. 4 Конституции Российской Федерации говорится: “Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории”.

Концепция национальных интересов и безопасности современной России находится в стадии становления. Ведущее место в ней занимают защита национальных интересов, целей и приоритетов государства; сохранение и обеспечение экономического, политического и военно-политического суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ страны; защита прав, свобод, достоинства и материального благополучия всех ее граждан; обозначение регионов и стран на которые распространяются жизненно важные интересы страны; базовая установка внешнеполитической стратегии на сотрудничество в мировом сообществе.

Исходя из современного международного и внутреннего положения России, можно выделить ее основные, жизненно важные национальные интересы и цели: .

• осуществление демократических реформ в интересах подавляющего большинства населения, создание правового и социального государства;

• создание необходимых условий для эффективного развития национальной, конкурентоспособной экономики, обеспечивающей достойного уровня жизни общества; [c.453]

• сохранение независимости, суверенитета и территориальной целостности страны, урегулирование внутренних этнонациональных конфликтов;

• неуклонное поддержание способности России (вторая ядерная мощь в мире) противодействовать любым военным угрозам;

• понимание того, что омываемая 13 морями Россия, как великая держава, должна иметь соответствующий флот;

• обеспечение благоприятного международного климата для проведения реформ, отвечающих национальным потребностям страны;

• утверждение неотъемлемого права России на суверенность своих действий во всех вопросах национальных интересов;

• активное и полноправное участие в строительстве современной системы международных отношений;

• всемерное противодействие усилению влияния других великих держав на постсоветском пространстве, активное содействие обеспечению безопасности и стабильности во всем этом ареале;

• сохранение для России доступа к природным ресурсам;

• поддержание равновесия сил в Восточной и Центральной Европе, Восточной Азии и других прилегающих к России регионах, противодействие попыткам НАТО продвижения к ее границам;

• защита интересов российских граждан и собственности за рубежом;

• защита интересов русскоязычного населения в ближнем зарубежье;

• поддержка своими действиями приемлемой и выгодной для России демократической, многополюсной системы международных отношений;

• развитие равноправных, взаимовыгодных отношений по всем географическим азимутам, взаимодействие со всеми региональными цивилизациями, как державы, выражающей интересы евразийской цивилизации.

Целесообразно выделять интересы внутреннего развития России, ее интересы и политику в странах ближнего и дальнего зарубежья. Внутренние национальные интересы России – это прежде всего достижение политической стабильности, сохранение единства и целостности Державы, устойчивый экономический рост, создание сильного федеративного социально-правового государства.

Политика России в ближнем зарубежье – это прежде всего налаживание взаимовыгодных, эффективных и всесторонних отношений со странами СНГ, ядром которого может стать союз славянских государств и Казахстана. “Основной приоритет на данном направлении – это поддержание в регионе политической стабильности и климата добрососедства, единого экономического и военно-стратегического пространства”11. [c.454]

Политика России в “дальнем зарубежье” направлена на обеспечение ее интересов как великой державы (включение в состав “восьмерки”), развитие взаимовыгодных отношений со всеми развитыми странами мира, активное сотрудничество с традиционными партнерами и соседями (Китай, Индия, Иран, Турция, арабские государства и др.), широкое использование своего геополитического статуса тихоокеанской державы и др.

В целом геостратегическое положение России в современном мире следует признать нормальным для осуществления глубокой модернизации общества и обеспечения его национальных интересов. Решение основных задач, стоящих перед ней на рубеже третьего тысячелетия, зависит преимущественно от развития внутренней политики и ее субъективных факторов. Известный российский политолог А. С. Панарин полагает, что Россия может сыграть важную объединительную, синтезирующую роль в глобальной политике XXI в. Он пишет: “Что касается России – страны, живущей на перекрестке великих миров Востока и Запада, Севера и Юга, то у нее нет иного способа избежать распада по линиям водораздела указанных миров, как предложить народам Евразии новый мощный суперэнергетический синтез. Таким синтезом может стать новая мироустроительная идея, обращенная в будущее”12.

Россия нужна всему мировому сообществу как “цивилизационная самоценность, как лидер огромного евразийского пространства, обеспечивающего стабильные и плодотворные отношения между великими цивилизацями Запада и Востока. Мир нужен России как источник современного опыта социально-экономического и политического развития, как важнейший потенциал содействия в радикальной модернизации, как благоприятная среда, в которой идет поиск ее новой идентичности”13.

Для самостоятельной работы

1. Объясните различия между понятиями международные отношения и мировая политика.

2. В чем сущность геополитики и каков ее понятийно-терминологический язык?

3. Какую пользу может принести включение понятия “геополитика” в категории “внешняя политика” и “мировая политика”?

4. Каковы основные черты нового мирового порядка?

5. На каких факторах основывается новый мировой порядок?

6. Каковы основные направления современной внешней политики России? [c.455]

Примечания

1 Подробнее об этом см.: Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека. М., 1997.

Вернуться к тексту

2 Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997. С. 733.

Вернуться к тексту

3 Павлов В.И. Тематика курса “Мировой политический процесс” // Вестиик Московского университета. Сер. 12: Политические науки. 1995. № 3. С. 61.

Вернуться к тексту

4 Мировой политический процесс // Политическая теория и политическая практика / Под ред. А.А. Миголатьева. М., 1994. С. 314.

Вернуться к тексту

5 Вартанян А.А. Политика и мораль. К вопросу о мировом политическом порядке. М., 1997. С. 313.

Вернуться к тексту

6 Дугин А.Г. Основы геополитики. Геполитическое будущее России. М., 1997. С. 12.

Вернуться к тексту

7 Гаджиев К.С. Геополитика. М., 1997. С. 38.

Вернуться к тексту

8 См.: Ушков А.М. Современная геополитика // Общая и прикладная политология / Под ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М., 1997. С. 181.

Вернуться к тексту

9 Киссинджер Г. Дипломатия. С. 741.

Вернуться к тексту

10 См.: Добрынин А.Ф. Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США. М., 1997. С. 664-665.

Вернуться к тексту

11 Цыганков П.А. Политическая социология международных отношений. М., 1994. С. 312.

Вернуться к тексту

12 Панарин А.С. Реванш России: российская стратегическая инициатива в XXI в. М., 1998. С. 15.

Вернуться к тексту

13 Загладин Н.В., Загладина Х.Т., Мунтян М.А. Мировое политическое развитие: век XX. М., 1995. С. 365.

Вернуться к тексту