Тема 1 Организационные основы внешнеэкономической деятельности
Основные вопросы темы:
1. Формы внешнеэкономических связей.
2. Понятие внешнеторгового потенциала фирмы
3. Основные функции органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью в Республике Беларусь.
4. Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия.
Внешнеэкономические связи — это совокупность межгосударственных экономических отношений по поводу совершенствования организации общественного воспроизводства, включающие подписание межправительственных соглашений в различных сферах международного сотрудничества и реализацию мероприятий, которые обеспечивают благоприятные условия для осуществления внешнеэкономической деятельности отечественными и зарубежными субъектами хозяйствования.
Основными формами внешнеэкономических связей являются:
сотрудничество в области международной торговли товарами,
сотрудничество в сфере международного обмена услугами,
научно-техническое, инвестиционное и промышленное сотрудничество;
сотрудничество в сфере валютно-финансовых отношений,
интеграционное сотрудничество,
сотрудничество в области международной миграции рабочей силы;
сотрудничество в социальной сфере (в области здравоохранения и образования, культурное, спортивное).
Внешнеэкономическая деятельность представляет собой процесс реализации внешнеэкономических связей, осуществляемый на микроуровне в различных направлениях.
Формы внешнеэкономических связей порождают соответствующие направления внешнеэкономической деятельности. Так, например, сотрудничество в области международной торговли на государственном уровне будет заключаться в установлении режима наибольшего благоприятствования в торговле между странами путем подписания межправительственных соглашении и формирования соответствующей инфраструктуры. На микроуровне субъекты хозяйствования будут реализовывать конкретные внешнеторговые сделки различных видов (экспортные, импортные и др.), в рамках тех договоренностей, которые были достигнуты на правительственном уровне.
Непосредственными участниками внешнеэкономической деятельности являются отечественные и зарубежные физические и юридические лица, а государство выступает преимущественно в качестве регулятора их взаимоотношений. Однако и государство может выступать как субъект внешнеэкономической деятельности, когда осуществляет государственные закупки, размещает экспортные заказы в промышленных организациях в рамках исполнения межправительственных соглашений.
Предпосылкой выхода фирмы на внешний рынок является внешнеторговый потенциал организации.
Внешнеторговый потенциал представляет собой комплексный показатель, характеризующий экспортные возможности и рациональные импортные потребности субъекта хозяйствования.
Он включает в себя следующие элементы:
Конкурентоспособная на мировом рынке продукция, характеризующаяся высоким качеством, относительно низкими расходами на производство и сбыт, широким ассортиментом, способным удовлетворить самые взыскательные потребности, быстрыми темпами обновления.
Современное высокотехнологическое оборудование, которое позволяет сочетать преимущества серийного производства с возможностями его гибкой перестройки.
Высококвалифицированные, в том числе в сфере внешнеэкономической деятельности, специалисты, способные в комплексе решать всю совокупность вопросов.
Минимальное количество надежных поставщиков комплектующих, обеспечивающих гарантированные бесперебойные поставки.
Выгодное с точки зрения международного сотрудничества месторасположение самой организации.
Наибольшее значение имеет экспортный потенциал, который оценивается возможностями производства конкурентоспособной по международным стандартам продукции, выхода и закрепления на конкурентных зарубежных рынках с нею.
Эта величина является непостоянной и может меняться в зависимости от внутренних возможностей субъекта обеспечить в определенные сроки экспортное производство товаров соответствующего качества и требуемого количества, емкости потенциального иностранного рынка сбыта и его конъюнктуры.
Для количественной оценки внутренних возможностей субъекта по формированию экспортного потенциала используют показатель удельного веса экспорта в объеме производства (экспортная квота в производстве) или иначе этот показатель называется показателем экспортоемкости.
Для оценки емкости иностранного рынка (внешний фактор формирования экспортного потенциала) можно использовать показатель удельного веса импортных товаров в общем объеме потребления на зарубежном рынке (показатель импортоемкости).
По отношению к конкретному субъекту оценка экспортного потенциала проводится следующим образом:
изучается динамика производства и динамика экспорта продукции, рассчитываются показатели специализации, проводится сравнительный анализ цены реализации на внутреннем и внешнем рынке;
делается вывод о целесообразности развития экспорта;
в случае принятия решения о целесообразности развития экспорта проводится исследование всех без исключения товаров, производимых организацией, оценка конкурентоспособности каждого товара и возможностей ее повышения;
одновременно исследуются географические рынки сбыта с целью выяснения возможностей увеличения поставок товаров традиционной номенклатуры или выхода на эти рынки с новым товаром;
дается количественная оценка существующей экспортной базы и оценка развития экспортного потенциала на перспективу.
Импортный потенциал субъекта характеризуется его потребностями в сырье и комплектующих для производства конкурентоспособной продукции и наличием необходимых для этого финансовых средств.
Количественно импортный потенциал оценивается на основании плана производства и материально-технического снабжения, где рассчитывается потребность в сырье, степень обеспеченности по видам сырья за счет местного производства, дается обоснование целесообразности закупок сырья на внешнем рынке, проводится согласование плана закупок с планом производства. При этом одновременно осуществляется расчет валютных поступлений от экспорта, и при их недостаточности разрабатывается план привлечения кредитных ресурсов или обосновывается целесообразность приобретения валютных средств на внутреннем рынке для оплаты импорта сырья.
В аппарате регулирования внешнеэкономической деятельности на макроуровне можно выделить высшие органы управления — Президент Республики Беларусь, Парламент и Совет Министров; аппарат государственного регулирования внешнеэкономической деятельности — Министерство иностранных дел, Национальный банк, Государственный таможенный комитет, Министерство экономики и Министерство финансов; органы, содействующие развитию внешнеэкономической деятельности — Белорусская торгово-промышленная палата.
Парламент определяет основы внешнеэкономической политики государства, общие принципы валютной политики, издает законы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность, ратифицирует торговые договоры с зарубежными странами, утверждает план формирования и использования государственного валютного фонда, лимита внешнего долга республики, принимает решения о применении ответных мер в отношении стран, создающих дискриминационные условия для внешнеторговой деятельности Беларуси.
Совет Министров осуществляет общее руководство в области международных экономических отношений с иностранными государствами и международными организациями, издает постановления, распоряжение другие нормативные документы по внешнеэкономической деятельности, может использовать административные методы регулирования внешнеторговой деятельности в целях обеспечения реализации экономических интересов и выполнения международных обязательств Беларуси.
Наиболее значимыми задачами Министерства иностранных дел (МИД) в сфере внешнеэкономической деятельности являются: обеспечение прав и интересов Республики Беларусь в международных отношениях; координация внешнеэкономической деятельности республиканских органов государственного управления и самоуправления, иных юридических и физических лиц Беларуси; разработка предложений по вопросам внешнеэкономической деятельности и реализация решений Президента и Правительства Республики Беларусь в этой сфере; планирование внешнеэкономической деятельности; разработка и реализация концепции и национальной программы развития экспорта. Министерство иностранных дел отвечает за реализацию программы привлечения иностранных инвестиций в экономику республики, ведет статистику и регистрирует организации с иностранными инвестициями.
РУП “Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен” при Министерстве иностранных дел оказывает информационно-маркетинговые и консалтинговые услуги в сфере внешней торговли, в том числе осуществляет информационную поддержку экспорта, проводит маркетинговые исследования, осуществляет расчет и проводит обоснование контрактных цен, проводит проверку деловой состоятельности партнеров. Центром издаются тематические каталоги и бизнес-справочники, сопровождающие визиты официальных делегаций, деловых кругов, а также издается бюллетень “Конкурсные торги в Беларуси и за рубежом”.
Национальному банку принадлежит значительное место в системе управления внешнеэкономической деятельностью, поскольку он определяет механизм регулирования курса национальной валюты, порядок обращения иностранной валюты на территории страны, осуществляет контроль за проведением валютных операций.
Государственный таможенный комитет координирует и контролирует деятельность таможенных органов, устанавливает порядок ввоза (вывоза) товаров в (за) пределы таможенной территории государства, ведет таможенную статистику.
Важная роль в регулировании внешнеэкономической деятельности отводится Министерству торговли. С 2000 года эта структура отвечает за применение нетарифных мер регулирования, к которым относятся квотирование и лицензирование.
Министерство экономики и Министерство финансов осуществляют регулирование экспортно-импортных операций, принимают участие в решении вопросов формирования и использования Государственного валютного фонда, проводят экспертизу финансируемых иностранными вкладчиками инвестиционных проектов. Кроме того, Министерство экономики наделено полномочиями принятия нормативных актов в области ценообразования во внешней торговле.
Белорусская торгово-промышленная палата (БелТПП) является общественной организацией, содействующей развитию внешнеэкономической деятельности, оказывающей практическую помощь субъектам внешнеторговой деятельности. Закон “О торгово-промышленной палате” принят 16 июня 2003 года. Основные функции БелТПП — информационная, выставочно-ярмарочная, консультационная, патентование, регистрация, экспертиза, сертификация, переводы.
На областном уровне управление и координацию внешнеторговой деятельности осуществляют управления и отделы внешнеэкономических связей, созданные при облисполкомах, а также специалисты гор- и райисполкомов.
Заграничный аппарат государственного управления внешнеэкономических связей представлен торговыми советниками посольств и товаропроводящей сетью. Торговые советники входят в состав дипломатических представительств Республики Беларусь за рубежом и подчиняются Министерству иностранных дел.
Товаропроводящая сеть республики на внешнем рынке включает в настоящее время торговые представительства, фирменные магазины, совместные организации, консигнационные склады, торговые дома, сервисные центры, официальные дилеры, дистрибьюторы и т.д. Сегодня белорусская товаропроводящая сеть за рубежом представлена более чем 300 объектами организаций и концернов республики.
В международной и отечественной практике существуют различные типы организации внешнеэкономической деятельности субъекта хозяйствования, прежде всего в зависимости от его отраслевой принадлежности. На выбор формы внешнеэкономической службы организации влияют разные факторы:
мотивы и потребности, побуждающие к участию в международном разделении труда (экспорт, импорт, привлечение иностранных инвестиций, участие в международной кооперации и др.);
степень интернационализации производственной деятельности (уже участвует или только планирует включиться в международные операции);
методы реализации продукции (самостоятельные экспортные операции или через посредников);
масштаб организации и объем фактического и потенциального экспорта, что определяет количественные параметры службы управления внешнеэкономической деятельностью;
внешнеэкономические операции имеют постоянный характер или осуществляются время от времени.
В зависимости от этих факторов хозяйствующие субъекты применяют различные формы организации внешнеэкономической службы:
отдел внешнеэкономических связей в структуре управления организацией;
внешнеторговые фирмы в составе крупных объединений (в ряде случаев с правами юридического лица);
при посредничестве отраслевых внешнеэкономических объединений, обслуживающих их внешнеэкономические интересы;
через услуги иных отечественных или иностранных посредников.
При постоянном характере экспортных и других внешнеэкономических операций, нацеленности на их расширение организация должна иметь в своем составе профессиональную внешнеэкономическую службу.
Отдел внешнеэкономических связей – является структурным подразделением субъекта хозяйствования и осуществляет функции управления внешнеэкономической деятельностью как элемента единой системы внутрифирменного управления.
При наращивании объемов внешнеторговых операций, их усложнении происходит преобразование отдела внешнеэкономических связей во внешнеторговую фирму. Внешнеторговая фирма создаются в рамках крупных объединений с высоким удельным весом экспортно-направленного производства, большими импортными закупками (сырья, комплектующих, оборудования) и инвестиционными проектами.
Внешнеторговая фирма, как правило, включаются в общую управленческую структуру объединения без права юридического лица, но могут иметь субсчет на счету организации, что дает ей относительную тактическую самостоятельность. Все большее распространение получают внешнеторговые фирмы с правами юридического лица и ведением самостоятельного баланса. Объединение-учредитель сохраняет полный контроль за деятельностью внешнеторговой фирмы, но строит с ней свои отношения на договорной основе. Экономическая целесообразность такого подхода определяется повышением стимулов фирмы как самостоятельного хозяйствующего субъекта к максимизации прибыли, повышению рентабельности сделок, к расширению круга клиентов.
- Учреждение образования “Полесский государственный университет”
- Тема 1 Организационные основы внешнеэкономической деятельности
- Тема 2 Понятие оборота внешнеэкономических связей, анализ и планирование экспорта и импорта
- Тема 3. Внешнеэкономическая стратегия предприятия
- Тема 4 Процедура и техника подготовки внешнеэкономической сделки
- Тема 5 Коммерческая сделка в международной торговле. Международный контракт
- Тема 6 Международное производственно-техническое сотрудничество и инвестиционная деятельность
- Тема 7 Экономическая эффективность внешнеэкономической деятельности предприятий
- Материалы для текущей и итоговой аттестации
- Список рекомендуемой литературы Основная литература
- Дополнительная литература